Законодательных аспектов ее

Обеспечения

Охарактеризуем реальное состо-

яние экологической безопас-

ности.

1.Седьмая часть территории России

(где проживают 50 млн россиян, то

есть треть всего населения страны)

находится в неудовлетворительном

экологическом состоянии. Крайне не-

благоприятная ситуация отмечается

в Самаре, Волгограде, Нижнем Нов-

городе, Москве и Московской обла-

сти, Санкт-Петербурге, Архангельске,

Астрахани, Норильске, Новокузнецке,

Кемерове, Красноярске. В федераль-

ной целевой программе «Оздоровле-

ние экологической обстановки на реке

Волге и ее притоках, восстановление

и предотвращение деградации природ-

ных компонентов Волжского бассейна

на период до 2010 года», утвержденной

Постановлением Правительства РФ

от 24 апреля 1998 года, отмечалось:

«Природная среда (Волжского) реги-

Устойчивое развитие

подразумевает «стабильное

социально-экономическое

развитие, не разрушающее

своей природной основы»,

«обеспечивающее

сбалансированное решение

социально-экономических

задач и проблем сохранения

благоприятной окружающей

среды и природно-ресурсного

потенциала в целях

удовлетворения потребностей

нынешнего и будущих поколений

людей»

Из Концепции перехода Российской

Федерации к устойчивому развитию,

утвержденной Указом Президента РФ

№ 440 от 1 апреля 1996 года

Справка

Компетентность 3/54/2008

6 МЕНЕДЖМЕНТ

она подошла к рубежу необратимых

изменений… Загрязнение окружающей

среды в пределах Волжского бассейна в

3–5 раз превышает средние показатели

Российской Федерации».

2.Статистика свидетельствует: вы-

бросы в РФ загрязняющих веществ в

атмосферу от стационарных источни-

ков постоянно возрастают и превы-

сили показатели 2001 года на 101,6 %,

от автотранспорта — на 109,1 %. При

общем снижении в 2001 году (по срав-

нению с 2000 годом) сброса загряз-

ненных сточных вод в водные объек-

ты страны на 2,6 % наблюдается рост

объема сбрасываемых без очистки или

недостаточно очищенных сточных вод

на территории 34 субъектов РФ. На

начало 2003 года в результате хозяй-

ственной деятельности более чем на

треть увеличилась общая площадь на-

рушенных земель в Томской области и

в Республике Саха (Якутия), в Ханты-

Мансийском автономном округе — на

13 %, Республике Татарстан — на 9 %.

В 2001 году на промышленных пред-

приятиях образовалось 130 тыс. тонн

токсичных отходов (на 9,2 % больше,

чем в 2000 году), более половины из

них — в Кемеровской области, Красно-

дарском крае, Челябинской, Вологод-

ской и Волгоградской областях. (Для

сравнения: в 1994 году — 75,1 тыс.

тонн, в 1999 году — 108,1 тыс. тонн.)

В 2000 году обезврежено всего 2,6 тыс.

тонн отходов, тогда как в 1994 году —

6,8, а в 1999 году — 3,2 тыс. тонн.

3.Увеличивается число фактов неза-

конного уничтожения и порчи леса,

его самовольной вырубки. Только в

1999 году в лесах Федеральной служ-

бы лесного хозяйства России неза-

конно вырублено 620 тыс. кубомет-

ров; причиненный ущерб превысил

280 млн руб. По экспертным данным,

в одном только 1998 году лесорубы-

браконьеры украли у государства

9750 вагонов древесины. В 1999 году

зарегистрировано 260 случаев сброса в

лесные массивы промышленных отхо-

дов и химических веществ. Ежегодно в

России возникает до 30 тыс. лесных по-

жаров, причем 81 % из них происходит

по вине человека.

Подобное нарушение экологическо-

го баланса между природой и челове-

ком создает реальную угрозу существо-

ванию общества. При таком состоянии

реальной экологической безопасности

нельзя обойтись без жестких законода-

тельных мер. Рассмотрим их сущность.

В экологическом законодательстве

сформулировано множество требова-

ний экологической безопасности, на-

пример требования к проектированию,

строительству, эксплуатации пред-

приятий; требования при использова-

нии химических веществ; требования

к продукции, технике и т.п. Анализ

экологических требований позволяет

сделать вывод: все они в той или иной

мере сводятся к обязанности соблю-

дать и исполнять при осуществлении

любых видов хозяйственной или иной

деятельности нормативы качества

окружающей среды, сформулирован-

ные в статьях 19–33 Федерального за-

кона «Об охране окружающей среды»

[1].

Экологическая безопасность — осо-

бое социально-правовое явление. По-

нятие экологической безопасности

упот ребляется во многих законода-

тельных актах, активно используется в

политических, экономических, право-

вых и научных дискуссиях, что ука-

зывает на важность отражаемых этим

понятием явлений. Между тем единого

законодательного, однозначного науч-

ного определения этого явления не

существует. Поскольку дефинитивный

статус понятия «экологическая без-

опасность» остается неопределенным,

это затрудняет его правовую оценку,

Многоуровневое обеспечение

экологической безопасности должно

сопрягаться с реализацией Россией

единой концепции устойчивого социальноэкономического

развития как основы

и национальной безопасности, и реального

повышения качества жизни наших граждан

Компетентность 3/54/2008

МЕНЕДЖМЕНТ 7

решение вопросов, связанных с регу-

лированием соответствующих отноше-

ний и вопросов юридической ответ-

ственности.

В действительности специфические

явления и процессы, содержание кото-

рых должно быть обозначено особым

термином «экологическая безопас-

ность», существуют, они органически

связаны с явлениями и процессами

природопользования и охраны природ-

ной среды, частично из них вытекают,

но не совпадают с ними. Уже на по-

нятийном уровне очевидно, что речь

идет о «стыковом», пограничном меж-

ду экологией и безопасностью явле-

нии, не объясняемом в полной мере ни

экологией, ни безопасностью, но для

объяснения которого требуется синтез

знаний и того и другого.

Именно с таких позиций молодые

научные сотрудники Академии стан-

дартизации, метрологии и сертифика-

ции и Национального института нефти

и газа подходят в публикуемых статьях

данного выпуска журнала «Компетент-

ность» к вопросам обеспечения эколо-

гической безопасности. Главным в этом

подходе является его многоуровневый

характер, рассмотрение совокупности

«больших систем»: крупного предприя-

тия, мегаполиса, региона, государства в

целом.

При этом необходимо выделить

принципиально важное положение о

том, что многоуровневое обеспечение

экологической безопасности должно

сопрягаться с реализацией Россией

концепции устойчивого социально-

экономического развития как основы

и национальной безопасности, и реаль-

ного повышения качества жизни на-

ших граждан.

Наши рекомендации