Формы логического мышления
ПРЕДИСЛОВИЕ
Сложившаяся кризисная обстановка в вопросах аварийности и травматизма вызвана как низкой культурой безопасности и технологической недисциплинированностью людей, так и конструктивным несовершенством и большим износом используемого промышленного и транспортного оборудования. Совершенно неудовлетворительное научное и образовательное обеспечение этой проблемы: не завершена разработка общей теории безопасности и таких ее важных сфер, как теория национальной и производственно-экологической безопасности, малочисленность соответствующих научных школ, дефицит высококлассных специалистов в науке и образовании, а также сложность принятия своевременных и реальных мер по предупреждению техногенных катастроф.
Однако в последние полвека концепции развития в условиях риска получили значительный прогресс благодаря ряду теорий, относящихся к сложным открытым системам: теории катастроф, теории ансамблей, теории хаоса и др.
Проблемы безопасности и надежности больших систем привлекают все большее внимание как усилением существующих, так и возникновением качественно новых угроз, имеющих различную природу, но в то же время носящих системный характер, что резко усиливает негативные эффекты при их реализации. К этому добавим сложности в прогнозировании и минимизации последствий природных катастроф и техногенных аварий, сложности в оптимизации и снижении рисков для населения и окружающей природной среды при существующих финансовых и ресурсных ограничениях.
Важнейшей задачей современности является объединение и координация ученых и экспертов в области комплексного анализа риска критичных инфраструктур, механики разрушения и специалистов промышленности для решения междисциплинарных научных и практических проблем обеспечения безопасности и качества жизни в муниципальных образованиях и территориях, и особенно в тех, которые являются потенциально опасными.
Проблема предупреждения негативных воздействий на человека и окружающую среду имеет особую актуальность в энергетике, металлургии, авиастроении, химической и других отраслях промышленности, при эксплуатации вооружения и военной техники, оснащенных мощными источниками энергии, высокотоксичными и агрессивными веществами.
Предупреждение чрезвычайных происшествий и снижения ущерба от них требует целенаправленной работы по снижению вероятности опасных ситуаций и уменьшению масштабов негативных воздействий, которые должны определяться с учетом специфики каждого объекта по результатам оценки риска и расчета экономической эффективности. При решении задач по нейтрализации негативных факторов формируется образ эффективной защиты потенциально опасных объектов, которая реализуется с учетом технических, экономических и других возможностей. Однако какие бы меры защиты таких объектов не принимались, человек пока остается слабым звеном этой защиты.
В последние два десятилетия методы количественной оценки человеческой надежности существенно изменились по сравнению с традиционно используемыми в расчетах показателей надежности оборудования. Надежность персонала исследуется с различных позиций: принятия решений (в частности, теория риска), эргономики, инженерной психологии. Для этого необходимо совершенствовать систему просвещения всей нации и готовить высококлассных профессионалов, специализирующихся на конкретных системах обеспечения безопасности жизнедеятельности.
Во всех учебных планах вузовской подготовки специалистов введена дисциплина «Безопасность жизнедеятельности», которая дает ориентирующие представления о мерах защиты человека и окружающей среды от воздействия опасных и вредных факторов природного и техногенного происхождения. Основная роль в подготовке специалистов в области безопасности отводится вузам, осуществляющим обучение студентов и переподготовку кадров по направлению «Безопасность жизнедеятельности», имеющему несколько специальностей «Безопасность жизнедеятельности в техносфере», «Пожарная безопасность», «Радиационная безопасность человека и окружающей среды», «Защита в чрезвычайных ситуациях» и другие.
Образовательным стандартом введены основные дисциплины, позволяющие успешно формировать высокий уровень подготовки специалистов. По большинству дисциплин имеется значительный объем изданной учебно-методической литературы. Предстоит серьезная работа по подготовке и изданию учебных пособий по таким дисциплинам как «Надежность технических систем и техногенный риск», «Системный анализ и моделирование процессов в техносфере», «Управление безопасностью и риском» и другим, предназначенным к оснащению обучающихся закономерностям и инструментарием, позволяющим прогнозировать опасные воздействия на человека и окружающую среду, уменьшать вредное техногенное влияние на биосферу, а значит успешно решать разнообразные задачи обеспечения безопасности и качества жизни.
Предлагаемое учебное пособие по дисциплине «Управление безопасностью и риском» состоит из четырех разделов, в которых изложены общие сведения об управлении, методология системы управления безопасности, основы анализа риска и системы управления рисками. Авторами в основном использованы материалы монографий и учебников, изданных под руководством Акимова В.А., Лесных В.В., Радаева Н.Н., Быкова А.А., Белова П.Г., Кирсанова В.В., Степанова Б.М., Ваганова П.А., Фейнбурга Г.З., Потемкина В.И., Чернова Г.В., Кудрявцева А.А., Потапова Б.В. и выражают им свою искреннюю благодарность за их творчество, знания и труд.
1.Общие сведения об управлении [1]
Управление как система
Управление является предметом кибернетики – науки, в которой изучаются процессы управления сложными динамическими системами методами точных наук. С этих позиций управление представляет собой целенаправленный замкнутый процесс, в котором участвуют орган управления и объект управления. Между ними устанавливаются определенные связи.
По линиям связи от органа управления к объекту управления передается информация, определяющая состояние, в которое должен прийти управляемый объект. От управляемого объекта к управляющему органу по линиям обратной связи поступает информация о фактическом состоянии объекта. Этот процесс циркуляции информации происходит постоянно.
Сущность управления
Орган управления на основании поступающей информации о состоянии объекта управления вырабатывает соответствующие воздействия. Эти воздействия вызывают изменения характеристик объекта управления, о чем сообщается в орган управления. На основании такой информации вырабатываются новые управляющие воздействия и т.д.
Правильные решения могут быть выработаны только на знании реальной обстановки. Познание идет от чувственных восприятий к абстрактному мышлению и от него к практике. Наблюдая за ходом производственного процесса, осматривая оборудование, изучая мнение работающих и результаты инспектирования, а также, анализируя другую информацию, можно получить предварительное представление о состоянии безопасности на объекте. Но чувственное восприятие, хотя и важны, отражают лишь внешние поверхностные стороны обстановки. Сущность явлений познается на основе логического мышления
Формы логического мышления
В процессе логического мышления реализуются следующие конкретные формы.
Анализ – логический прием расчленения на отдельные элементы и рассмотрения каждого элемента в отдельности. Например, в процессе анализа условий безопасности выделяются такие элементы, как предмет труда, орудия труда, продукты труда, природно-климатические особенности, люди, флора, фауна, технология и др. Каждый из этих элементов анализируется с позиций безопасности. При изучении условий безопасности в цехе рассматривается безопасность отдельных рабочих мест. Такой подход позволяет вникнуть в сущность обстановки и выделить в ней главные моменты.
Синтез – это соединение отдельных сведений в единое целое, но не методом механического суммирования, а путем воссоздания единого целостного явления на основе данных анализа. Анализ и синтез логически взаимосвязаны.
Индукция – движение мысли от частного к общему. Дедукция, наоборот, осуществляется от общего к частному, т.е. от закона к отдельным его проявлениям. Такой прием позволяет на основе отдельного факта сделать общие предварительные выводы об изучаемом объекте.
В процессе выработки решения прибегают к абстракции. При этом концентрируют внимание на отдельных моментах, отвлекаясь от других, мало существенных в данный момент. Наряду с абстракцией применяется конкретизация, т.е. осуществляется связь явлений с конкретными условиями обстановки. Особенно широко используется аналогия.