Ст. 257. Нарушение правил охраны водных биологических ресурсов

Ст. 258 Незаконная охота

Ст. 249. Нарушение ветеринарных правил

ст. 259 УК РФ, заключается в уничтожении критических местооби-таний для организмов, занесенных в Красную книгу

37.Возмещение вреда, причиненного окружающей среде и отдельным компонентам природной среды

Статья 86. Обязанность полного возмещения вреда, причиненного экологическим

правонарушением

Предприятия, учреждения, организации и граждане, причинившие вред окружающей

природной среде, здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству загрязнением

окружающей природной среды, порчей, уничтожением, повреждением, нерациональным

использованием природных ресурсов, разрушением естественных экологических

систем и другими экологическими правонарушениями, обязаны возместить его в

полном объеме в соответствии с действующим законодательством.

Статья 87. Порядок возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением

1. Возмещение вреда, причиненного окружающей природной среде в результате

экологического правонарушения, производится добровольно либо по решению суда

или арбитражного суда в соответствии с утвержденными в установленном порядке

таксами и методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии - по фактическим

затратам на восстановление нарушенного состояния окружающей природной среды

с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

2. Суммы ущерба, взыскиваемые по решению суда или арбитражного суда,

возмещаются потерпевшей стороне (гражданину, предприятию, учреждению, организации)

для принятия мер по восстановлению потерь в окружающей природной среде либо

перечисляются в государственный экологический фонд, если природный объект,

которому причинен вред, находится в общем пользовании.

3. При наличии нескольких причинителей вреда взыскание производится в

соответствии с долей каждого в причинении вреда, в том числе с изыскательских,

проектных, строительных организаций.

4. С согласия сторон по решению суда или арбитражного суда вред может

быть возмещен в натуре путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению

окружающей природной среды за счет его сил и средств.

Статья 88. Возмещение вреда, причиненного источником повышенной опасности

для окружающей природной среды

Предприятия, учреждения, организации, деятельность которых связана с

повышенной опасностью для окружающей природной среды, обязаны возместить причиненный

ими вред окружающей природной среде и здоровью человека в соответствии со

статьей 454 Гражданского кодекса РСФСР.

В настоящее время порядок возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью

гражданина регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации

Статья 89. Возмещение вреда, причиненного здоровью граждан неблагоприятным

воздействием окружающей природной среды

1. Вред, причиненный здоровью граждан в результате неблагоприятного воздействия

окружающей природной среды, вызванного деятельностью предприятий, учреждений,

организаций или отдельных граждан, подлежит возмещению в полном объеме.

2. При определении величины вреда здоровью граждан учитываются: степень

утраты трудоспособности потерпевшего, необходимые затраты на лечение и восстановление

здоровья, затраты на уход за больным, иные расходы, в том числе упущенные

профессиональные возможности, затраты, связанные с необходимостью изменения

места жительства и образа жизни, профессии, а также потери, связанные с моральными

травмами, невозможностью иметь детей или риском рождения детей с врожденной

патологией.

3. Возмещение вреда здоровью граждан производится на основании решения

суда по иску потерпевшего, членов его семьи, прокурора, уполномоченного на

то органа государственного управления, общественной организации (объединения)

в интересах потерпевшего.

4. Сумма денежных средств за причиненный вред здоровью граждан взыскивается

с причинителя вреда, а при невозможности его установления - за счет средств

соответствующих государственных экологических фондов.

Статья 90. Возмещение вреда, причиненного имуществу граждан

1. Вред, причиненный имуществу граждан в результате неблагоприятного

воздействия окружающей природной среды, вызванного хозяйственной и иной деятельностью,

подлежит возмещению в полном объеме.

2. При определении объема ущерба, причиненного имуществу граждан в результате

неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, вызванного деятельностью

предприятий, учреждений, организаций и граждан, учитывается прямой ущерб,

связанный с разрушением и снижением стоимости строений, жилых и производственных

помещений, оборудования, имущества, и упущенная выгода от потери урожая, снижения

плодородия почв и иных вредных последствий.

Статья 91. Исковые требования о прекращении экологически вредной деятельности

1. Предприятия, учреждения, организации и граждане вправе предъявлять

исковые требования в суд или в арбитражный суд, а граждане в суд о прекращении

экологически вредной деятельности, причиняющей вред здоровью и имуществу граждан,

народному хозяйству и окружающей природной среде.

2. Решение суда, арбитражного суда о прекращении экологически вредной

деятельности является основанием для прекращения ее финансирования соответствующими

банковскими учреждениями.

Комментарий к Разделу XIV

1. В комментарии к разд. III - об экономическом механизме охраны окружающей

природной среды - говорилось о плате за природопользование и за загрязнение

окружающей природной среды сбросами, выбросами и отходами. В соответствии

со ст. 20 комментируемого Закона это загрязнение рассматривается как причинение

вреда. За такой вред устанавливаются платежи, определяемые на основе базовых

показателей за нормативное и сверхнормативное загрязнение. Эти платежи не

связаны с экологическим правонарушением, поскольку такое загрязнение является

"разрешенным" (лицензированным) и не считается нарушением природоохранительного

законодательства. Вопрос о вине причинителя не возникает, и поэтому платежи

взыскиваются в бесспорном, безакцептном порядке, т.е. без решения суда, арбитражного

суда.

Однако эти платежи не освобождают от возмещения вреда, возникшего в результате

экологического правонарушения, т.е. по вине его причинителя. Это означает,

что такой вред уже рассматривается как неправомерный, возникший не в связи

с разрешением (лицензией), а сверх или помимо них (ст. 86 комментируемого

Закона). За такой виновный вред и предусматривается имущественная, гражданско-правовая

ответственность.

Трудности возникают на практике в связи с тем, что и в первом, и во втором

случаях вред причиняется по существу одинаковыми, с объективной стороны, действиями,

а именно: загрязнением окружающей природной среды путем выбросов, сбросов

вредных веществ, размещением отходов. Только в первом случае (ст. 20) эти

действия считаются правомерными, а во втором - рассматриваются как экологические

правонарушения (ст. 86 Закона, ст. 1064, 1079 ГК Российской Федерации). Исключение

составляют случаи причинения вреда гражданину или юридическому лицу и их имуществу

источником повышенной опасности (ст. 1079 ГК), т.е. без учета вины, или неблагоприятным

стихийным воздействием (землетрясения, вулканы, наводнения, селевые потоки).

Представляется правильным и целесообразным применять, по аналогии, методику

расчета при лицензированном загрязнении к определению размера вреда, причиняемого

экологическим правонарушением, пока иного "не изобретено".

Специальная методика определена постановлением Правительства Российской

Федерации N 632 от 28 августа 1993 г. (см. комментарий к разд. III Закона).

Здесь имеются в виду лицензии на сброс, выброс, размещение отходов и плата

за них. Установлен порядок определения убытков собственникам, владельцам,

пользователям, арендаторам земли (Положение, утвержденное постановлением Правительства

Российской Федерации N 77 от 28 января 1993 г., о возмещении убытков собственникам,

владельцам, пользователям и арендаторам земли и потерь сельскохозяйственного

производства). Предусмотрен порядок возмещения убытков, причиненных лесонарушениями

(таксы, неустойки), установлены таксы за ущерб животному миру, незаконные

лов рыбы и охоту. Указанные методики можно применять и к возмещению убытков,

причиненных экологическими правонарушениями. При отсутствии методик вред определяется

по фактическим затратам на восстановление природы.

Окружающая среда, как известно, включает в себя природные объекты (ресурсы)

- землю, леса, недра, воды, атмосферный воздух и др. Поэтому виновное причинение

вреда им рассматривается как причинение вреда окружающей природной среде.

Возникает вопрос, может ли Минприроды (и его органы) предъявить иск о

возмещении ущерба, причиненного лесонарушением, загрязнением (например, нефтепродуктами

и др.) земли, лесов, вод? Или же такой иск могут предъявлять только "свои"

отраслевые органы (лесные, водные, земельные)?

Практически и общие, и отраслевые органы вправе предъявлять названные

иски. В Положении о Минприроды сказано, что оно вправе предъявлять иски о

возмещении вреда, причиненного экологическим правонарушением. Но эти действия

надо каждый раз согласовывать, чтобы избежать случаев "двойного" предъявления

исков. Если, например, отраслевой орган не предъявляет иск, то общий природоохранительный

орган может это сделать, и наоборот.

2. Вопрос о возмещении вреда экологическим правонарушением регулируется

гражданским законодательством. Об этом говорится в комментируемом разделе,

который отсылает к действующему законодательству. Статья 1064 Гражданского

кодекса предусматривает полное возмещение вреда, причиненного противоправным

и виновным поведением, т.е. правонарушением. В ст. 86 комментируемого Закона

говорится о вреде, причиненном загрязнением окружающей природной среды, порчей,

уничтожением, повреждением, нерациональным использованием природных ресурсов

разрушением естественных экологических систем и другими экологическими правонарушениями.

Следовательно, каждое из названных действий по существу составляет экологическое

правонарушение.

Общее понятие экологического правонарушения дано в ст. 81 комментируемого

Закона (в разд. XIII - Ответственность за экологические правонарушения - см.

комментарий). Здесь целесообразно еще раз повторить его, так как оно является

основанием гражданско-правовой имущественной ответственности за причиненный

вред. "Виновные, противоправные деяния, нарушающие природоохранительное законодательство

и причиняющие вред окружающей природной среде и здоровью человека" - вот родовое

понятие экологического правонарушения, являющегося основанием ответственности.

Если к данному определению этого понятия добавить еще слова "общественно опасные

деяния", то оно станет и основанием уголовной ответственности. Можно высказывать

различные соображения о полноте или неполноте, достаточности или недостаточности

приведенного понятия, но надо признать, что в сочетании со ст. 86 Закона оно

кратко и четко охватывает и раскрывает суть и содержание экологического правонарушения.

Причинителями вреда являются по закону юридические и физические лица,

предприниматели независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности,

совершившие экологическое правонарушение. Причинителем вреда может быть и

сама окружающая природная среда: ее стихийные силы, катастрофы (землетрясения,

извержения вулканов, селевые потоки, оползни, затопления).

Потерпевшими также могут быть юридические и физические лица, сама окружающая

природная среда с ее объектами, ресурсами, взятыми как в отдельности, так

и в совокупности. От имени "потерпевшей" природы истцами выступают соответствующие

органы власти, экологические органы. От ее же имени эти органы как представители

государства выступают в качестве ответчиков при причинении вреда здоровью

и имуществу людей, имуществу юридических лиц.

Вред, причиняемый окружающей природной среде, и вред, причиняемый неблагоприятным

воздействием самой этой среды (стихийные бедствия и др.), является по своему

характеру экологическим.

Экологический вред "самовозмещается" путем восстановления природных свойств

- самоочищение вод и атмосферного воздуха, восстановление кислородообразующих

свойств воды, воздуха, лесов, самоповышение плодородия почв. Для этого, как

правило, необходимо длительное время и прекращение вредного воздействия. Но

поскольку такое вредное воздействие по существу не уменьшается, на нет сводится

действие указанных выше естественных законов природы и она постепенно деградирует.

В таких случаях необходимо прибегать к крайним мерам: приостанавливать

или закрывать вредные предприятия (производства) либо перепрофилировать их,

выводить в безопасные для населения территории (зоны). Это предусмотрено многими

статьями комментируемого Закона (ст. 7-10, разд. IV - VI, ст. 15 и др.). Но

до принятия таких мер применяется имущественная ответственность. Только имущественные

"вливания" несколько спасают окружающую природную среду, "отсрочивая" ее окончательную

деградацию. Эти "вливания" выражаются, в том числе, в возмещении вреда посредством

имущественной гражданско-правовой ответственности за причинение экологического

вреда.

Гражданско-правовая имущественная ответственность за виновное причинение

экологического вреда осуществляется путем разрешения экологических споров

в судах и арбитражных судах (см. комментарий к разд. XII Закона).

В качестве истцов по многим спорам выступают министерства (комитеты)

охраны окружающей природной среды (в ряде мест они называются органами по

экологии и природным ресурсам и др.)<64>.

38. Возмещение вреда, причиненного здоровью человека в результате негативного воздействия окружающей среды

Право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу человека экологическими правонарушениями, – конституционное право (ст. 42 Конституции РФ). По имеющимся данным, 20–30% заболеваемости населения непосредственно связано с провоцирующим действием загрязнения окружающей среды. Приведенные данные свидетельствуют об остроте и актуальности проблемы защиты этого конституционного права каждого.

О возмещении вреда здоровью людей, причиненного неблаго­приятным воздействием окружающей среды, как и вреда самой природе, можно говорить условно. Такой вред не может быть воз­мещен. Он может быть лишь компенсирован.

Механизм защиты соответствующего права регулируется За­коном «Об охране окружающей природной среды», Гражданским кодексом РФ, процессуальным законодательством, Основами за­конодательства РФ об охране здоровья граждан, Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию ра­диации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Феде­ральными законами «О социальной защите граждан, подвергших­ся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», «Об использовании атомной энергии», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Законом РФ «О страховании» и др.

С учетом пробелов действующего в данной сфере законодатель­ства, обилия в названных законах бланкетных норм, особенностей экологического вреда, причиняемого здоровью человека (масштаб­ности, невосполнимости, латентности, отдаленности проявления и др.), целесообразно принятие специального Федерального закона «О возмещении вреда, причиненного здоровью граждан неблаго­приятным воздействием окружающей среды», концепция и струк­тура которого предложена М.И. Васильевой*.

39. Понятие и виды особо охраняемых природных территорий

Особо охраняемые природные территории и объекты являются важнейшим средством сохранения биоразнообразия. По российскому законодательству особо охраняемыми природными территориями признаются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение.

Существует несколько их категорий:
1) государственные природные заповедники;
2) национальные парки;
3) природные парки;
4) государственные природные заказники;
5) памятники природы;
6) дендрологические парки;
7) ботанические сады;
8) лечебно-оздоровительные местности и курорты.

Специфическое место среди указанных категорий занимает такая разновидность государственных природных заповедников, как биосферные, входящие в международную систему биосферных резерватов, осуществляющую глобальный экологический мониторинг, и биосферные полигоны, на которых проводятся экспериментальные работы экологического характера. Перечисленные и иные особо охраняемые территории и объекты в совокупности образуют природно-заповедный фонд страны (ч. 3 ст. 58 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

К особо охраняемым природным территориям федерального значения относятся государственные природные заповедники и национальные парки. В порядке, установленном законодательством, к данному виду особо охраняемых территорий могут быть отнесены также государственные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты.
Особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти.
Государственное управление использованием и охраной данного вида особо охраняемых природных территорий осуществляют Правительство РФ и Государственная инспекция по особо охраняемым природным территориям федерального значения.
Особо охраняемые природные объекты регионального значения являются собственностью субъектов РФ и находятся в ведении органов государственной власти субъектов РФ.
К данному виду особо охраняемых территорий относятся природные парки (п. 7 ст. 2 Закона «Об особо охраняемых природных территориях»).
Территории государственных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов могут быть отнесены либо к особо охраняемым природным территориям федерального значения, либо к особо охраняемым природным территориям регионального значения.
Государственное управление использованием и охраной объектов регионального значения осуществляют органы исполнительной власти субъектов РФ, которые вправе создавать для этой цели специальные структурные подразделения.
Особо охраняемые природные территории местного значения являются собственностью муниципальных образований и находятся в ведении органов местного само-управления.
К данному виду особо охраняемых территорий в установленном законом порядке могут быть отнесены лечебно-оздоровительные местности и курорты. Управление особо охраняемыми природными территориями местного значения осуществляется в порядке, установленном нормативно-правовыми актами субъектов РФ.
Все категории особо охраняемых природных территорий разделяются на две группы в зависимости от их организационной формы.
Первую группу составляют особо охраняемые территории, характеризующиеся организационным единством и имеющие статус юридического лица в форме учреждения. Таковыми являются государственные природные заповедники, национальные и природные парки, дендрологические парки и ботанические сады.
Особенности правового положения, организационное устройство и особенности режима охраны данных природных территорий определяются в положениях о них, утверждаемых соответствующими органами исполнительной власти, принявшими решение об образовании этих учреждений.
Вторую группу составляют особо охраняемые природные территории, не имеющие организационного единства и не являющиеся юридическими лицами. К данной группе особо охраняемых территорий относят государственные природные заказники, памятники природы, лечебно-оздоровительные местности и курорты.
Для создания таких территорий не требуется изъятие земель у собственников или титульных владельцев.
Создание этих территорий может осуществляться как с изъятием, так и без изъятия земель у собственников и титульных владельцев.

105.Правовой режим государственных природных заповедников и национальных парков.

Государственные природные заповедники. Они учреждаются постановлением Правительства РФ с согласия субъекта РФ, в пределах которого они расположены. Территория их полностью изымается из хозяйственного оборота. Имущество государственных природных заповедников является фе-деральной собственностью. Государственные заповедники организуются с целью сохранения в естественном состоянии уникальных природных территорий со всей совокупностью их ком-понентов Участки земли, недра, водные объекты в пределах данных территорий изымаются из хозяйственной эксплуатации и предоставляются в бессрочное пользование госу-дарственным природным заповедникам.

На территории заповедников запрещаются:
♦строительствозданий, сооружений, дорогитрубопроводов;
♦изыскательскиеработы;
♦всевидылесопользования;
♦охота, рыболовство;
♦сборколлекционныхидругихматериалов;
♦применениехимическихсредстввкачествеудобрения;
♦устройствопривалов, разведениеогня;
♦разведениеживотныхвцеляхихакклиматизации.

В государственных природных заповедниках допускается:
♦проведениевосстановительныхмероприятийназемлях, гдеприродныеусловиябылинарушеныдеятельностьючеловека;
♦проведениепротивопожарныхисанитарныхмероприятий;
♦возведениевустановленномпорядкепостроек, необходимыхдлявыполнения задач государственного заповедника;
♦проведениеиныхмероприятий, направленныхнасохранениевестественномсостоянииприродныхкомплексов, предотвращениеусловий, способныхвызватьстихийныебедствия, угрожающиежизнилюдейинаселеннымпунктам, осуществление экологического мониторинга, ведение научно-исследовательской, эколого-просветительской работы и осуществление контрольно-надзорных функций.

Охрана заповедников осуществляется специальной инспекцией, которая действует на основе положения, утверждаемого государственным органом, в ведении которого находится государственный заповедник.

Национальные парки. В отличие от заповедников природные ресурсы, находящиеся на территории национальных парков, предоставляются им в пользование (владение), а в их границах могут находиться земельные участки, принадлежащие другим пользователям либо собственникам, хотя национальные парки имеют исключительное право на приобретение таких участков за счет средств федерального бюджета или иных.
Национальные парки образуются постановлением Правительства РФ при условии согласия субъектов РФ на отнесение соответствующих территорий субъектов РФ к объектам федеральной собственности.

Национальные парки создаются с целью:
♦сохраненияуникальных, эталонныхиисторико-культурных природных комплексов и объектов; создания условий для туризма и отдыха;
♦восстановлениянарушенныхприродныхкомплексовиобъектов;
♦экологическогопросвещениянаселения;
♦экологическогомониторинга.

Правовой режим национальных парков носит смешанный характер. На территории национальных парков выделяются различные функциональные зоны, включая:
1) заповедную зону, в пределах которой запрещается любая хозяйственная деятельность и рекреационное использование территории;
2) зоны ограниченного хозяйственного использования, в том числе зоны охраны историко-культурных объектов, рекреационные зоны, зоны для обслуживания посетителей;
3) зоны хозяйственного назначения, в пределах которых осуществляется хозяйственная деятельность, необходимая для функционирования национального парка.

На территории национального парка запрещается:
♦проведениегеологоразведочныхработиразработкаполезныхископаемых;
♦деятельностьобъектов, представляющихповышеннуюэкологическую опасность;
♦организациястоянок, разведениекостровзапределамипредусмотренныхдляэтогомест;
♦рубкалесаглавногопользования, заготовкаживицы;
♦любаяинаядеятельность, угрожающаясуществованиюнациональногопарка.
Землянациональногопарка и все находящиеся в его пределах природные ресурсы, историко-культурные объекты, а также здания и сооружения являются исключительной федеральной собственностью.

40. Правовой режим государственных природных заповедников.

Государственные природные заповедники составляют основу национального богатства страны. На территории государственныхприродных заповедников полностью изымаются из хозяйствен­ного использования особо охраняемые природные комплексы и объекты (земля, воды, недра, растительный и животный мир), имеющие природоохранное, научное, экологопросвети­тельское значение как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетиче­ского фонда растительного и животного мира.
Государственные природные заповедники представляют собой природоохранные, научно-исследовательские и экологопросвети­тельские учреждения, цель которых - сохранение и изучение есте­ственного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сооб­ществ растений и животных, типичных и уникальных экологиче­ских систем.
Земля, воды, недра, растительный и животный мир, находящиеся на территориях государственных природных заповедников, предос­тавляются в пользование (владение) государственным природным заповедникам на правах, предусмотренных федеральными закона­ми. Имущество государственных природных заповедников являет­ся федеральной собственностью.
Здания, сооружения, историко-культурные и другие объекты не­движимости закрепляются за государственными природными за­поведниками на праве оперативного управления.
Запрещается изъятие или иное прекращение прав на земельные участки и другие природные ресурсы, которые включаются в госу­дарственные природные заповедники.
Задачи государственных природных заповедников:
осуществление охраны природных территорий в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном со­стоянии охраняемых природных комплексов и объектов;
организация и проведение научных исследований, включая ведение Летописи природы;
осуществление экологического мониторинга в рамках общегосу­дарственной системы мониторинга окружающей природной среды;
экологическое просвещение;
участие в государственной экологической экспертизе проектов и схем размещения хозяйственных и иных объектов;
содействие в подготовке научных кадров и специалистов в об­ласти охраны окружающей природной среды.

Государственный природный заповедник учреждается постановле­нием Правительства РФ при условии согласия субъектов РФ на отнесение его территории к объектам федеральной собственности.
На прилегающих к территориям природных заповедников участках земли и водного пространства создаются охранные зоны с ограни­ченным режимом экологопользования. Решение об образовании охранной зоны государственного при­родного заповедника принимается органом исполнительной власти субъекта РФ, который утверждает соответствующее По­ложение о ней. На территории природного заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая режиму, определенному в По­ложении о данном заповеднике, в частности интродукция жи­вых организмов в целях их акклиматизации. На территориях заповедников допускаются мероприятия и дея­тельность, направленные: на сохранение в естественном состоянии природных комплек­сов, восстановление и предотвращение изменений природных комплексови их компонентов в результате антропогенного воздействия;
поддержание условий, обеспечивающих санитарную и проти­вопожарную безопасность; предотвращение условий, которые могут вызвать стихийные бедствия, угрожающие жизни людей и населенным пунктам;
осуществление экологических задач;ведение эколого-просветительской работы;
осуществление контрольно-надзорных функций. В заповедниках могут выделяться участки, на которых иск­лючается всякое вмешательство человека в природные процессы. На землях заповедников, не включающих особо ценные экологи­ческие системы, допускается деятельность, направленная на обес­печение жизнедеятельности сотрудников заповедника.

41. Правовой режим национальных парков

На землях национальных парков, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов РФ. В пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается.

Национальные парки являются природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма.

Историко-культурные объекты, поставленные на государственную охрану в установленном порядке, передаются в пользование национальным паркам только по согласованию с государственным органом охраны памятников истории и культуры.

Конкретный национальный парк функционирует на основании положения, утверждаемого государственным органом, в ведении которого он находится, по согласованию со специально уполномоченным на то государственным органом Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды.

На территориях национальных парков устанавливается дифференцированный режим особой охраны с учетом их природных, историко-культурных и иных особенностей.

На территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка.

В национальных парках, расположенных в районах проживания коренного населения, допускается выделение зон традиционного экстенсивного природопользования. На землях, включенных в границы национального парка без изъятия из хозяйственной эксплуатации, запрещаются расширение и строительство новых хозяйственных объектов. Режим использования этих земель определяется положением, утверждаемым государственным органом, в ведении которого находится конкретный национальный парк, по согласованию с органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.

Вокруг национального парка создается охранная зона с ограниченным режимом природопользования.

Земли национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются им на праве постоянного (бессрочного) пользования. Земельные участки в границах национальных парков не подлежат приватизации. В отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное (вредное) воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков. Национальные парки имеют исключительное право приобретения указанных земель.

42.Правовой режим государственных природных заказников

Государственные природные заказники - территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов и их компонентов и поддержания экологического баланса.
Они учреждаются двумя способами: 1-с изъятием земель 2-без такового
Могут наделяться федеральным или региональным значением и иметь различный профиль, т. е. быть (ВИДЫ):
а) комплексны(е)ми (ландшафтными), предназначенными для сохранения и восстановления ландшафтов;
б) биологически(е)ми (ботаническими и зоологическими) для охраны и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных или видов, ценных в хозяйственном, научном и культурном отношении;
в) палеонтологически(е)ми - для охраны ископаемых объектов;
г) гидрологически(е)ми (болотными, озерными, речными, морскими);
д) геологически(е)ми - для сохранения неживой природы.

Цели объявления природных комплексов государственными природными заказниками:
1) сохранение природных комплексов в естественном состоянии;
2) сохранение, воспроизводство природных ресурсов (объектов);
3) поддержание экологического баланса.

Охрана государственных природных заказников осуществляется силами специальной службы охраны, которая входит в состав государственных органов, в ведении которых находятся заказники, а также должностными лицами специально уполномоченных государственных органов по охране окружающей природной среды, осуществляющих государственный экологический контроль.

На территории заказника запрещается:
-распашка земель;
-застройка земель;
-осуществление туризма, охоты, рыболовства;
-использование вод для орошения;
-осуществление добычи полезных ископаемых.
-применение ядохимикатов, минеральных удобрений, химических средств защиты растений и стимуляторов роста;
-сплав леса;
-взрывные работы;

Памятники природы - это уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношении природные комплексы и объекты естественного и искусственного происхождения. Они могут иметь федеральное, региональное и местное значение. Объявление их может осуществляться с изъятием территории, на которой они расположены, или без такового. Правовой статус памятника природы закрепляется охранным свидетельством и паспортом, в натуре устанавливаются охранные зоны. Запрещается всякая деятельность, которая может привести к нарушению их сохранности.
Цель объявления природных объектов и комплексов памятниками природы - сохранение их в естественном состоянии.

Памятники природы;
1) участки живописных местностей;
2) эталонные участки нетронутой природы;
3) участки с преобладанием культурного ландшафта;
4) места произрастания и обитания ценных, реликтовых, малочисленных редких и исчезающих видов растений и животных;
5) лесные массивы и участки леса, особо ценные по своим характеристикам, а также образцы выдающихся достижений лесохозяйственной науки и практики;
6) небольшие дендрологические парки;
7) природные объекты, играющие важную роль в поддержании гидрологического режима;
8) уникальные формы рельефа и связанные с ними ландшафты;
9) геологические обнажения, имеющие научную ценность;
10) участки рек, озер, водно-болотных комплексов, водохранилищ,
морских акваторий, небольшие реки с поймами, озера, водохранилища и
пруды;

Запрещается проводить на территории расположения памятников природы и их охранных зон, а также в отношении памятников хозяйственную и иную деятельность, угрожающую состоянию и сохранности охраняемых природных комплексов и объектов.
Режим охраны природных объектов и комплексов обеспечивается специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды, которым эти земельные участки передаются в бессрочное (постоянное) пользование.

На памятник природы заводится паспорт, в котором указываются:
- наименование памятника природы;
- местонахождение памятника природы; краткое описание памятника природы;
- описание границ памятника природы и его охранной зоны;
- площадь, занимаемая памятником природы и его охранной зоной
(раздельно);
- режим охраны, установленный для памятника природы;
- допустимые виды использования памятников природы
- установленный режим охранной зоны памятников природы;
- наименования и юридический адрес собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земельных участков, на которых расположены памятник природы и его охранная зона, а также наименование и юридический адрес физических и юридических лиц, взявших на себя обязательство по охране памятника природы и обеспечению установленного для него режима.

43. Правовые меры охраны окружающей среды в пределах территорий лечебно-оздоровительных местностей и курортов

Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортовотносятся к особо охраняемым природным территориям и предназначены для лечения и отдыха граждан. В состав этих земель включаются земли, обладающие природными лечебными ресурсами (месторождениями минеральных вод, лечебных грязей, рапой лиманов и озер), благоприятным климатом и иными природными факторами и условиями, которые используются или могут использоваться для профилактики и лечения заболеваний человека.

Признание территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом осуществляется в зависимости от ее значения Правительством РФ, соответствующим органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления на основании специальных курортологических, гидрогеологических и других исследований.

44. Курорты и лечебно-оздоровительные местности могут иметь федеральное, региональное или местное значение.

45. Территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом федерального значения Правительством РФ по согласованию с органом исполнительной власти субъекта РФ.

46. Территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом регионального значения органом исполнительной власти субъекта РФ по согласованию с федеральными органами исполнительной власти.

47. Территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом местного значения в порядке, установленном правовыми актами субъекта РФ.

48. Порядок и особенности функционирования отдельного курорта определяются положением о данном курорте. Положение о курорте утверждается Правительством РФ или органом исполнительной власти субъекта РФ.

49. В границах лечебно-оздоровительных местностей и курортов запрещается (ограничивается) деятельность, которая может привести к ухудшению качества и истощению природных ресурсов и объектов, обладающих лечебными свойствами.

50. В целях сохранения благоприятных санитарных и экологических условий для организации профилактики и лечения заболеваний человека на землях территорий лечебно-оздоровительных местностей и курортов устанавливаются округа санитарной (горно-санитарной) охраны. Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, имеющих федеральное значение, устанавливаются Правительством РФ.

1. Земельные участки в границах санитарных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков не изымаются и не выкупаются, за исключением случаев, если в соответствии с установленным санитарным режимом предусматривается полное изъятие этих земельных участков из оборота (первая зона санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов). Земельные участки, находящиеся в частной собственности, подлежат выкупу у их собственников. Использование земельных участков в границах второй и третьей зон санитарной (горно-санитарной) охраны ограничивается в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных территориях.

44.Правовые меры охраны редких и исчезающих видов животных и растений. Красная книга РФ

Красная книга Российской Федерации является официальным документом, содержащим свод сведений о редких и исчезающих видах животных и растений, а также необходимых мерах по их охране и восстановлению. Официальным основанием для ее создания являются Закон "О животном мире" (1995 г.) и Постановление Правительства РФ № 158 от 19.02.1996 г.

Необходимость охраны редких биологических видов и форм в регионах стимулировала появление изданий о редких животных и растениях республик, краев, областей, автономных округов. Однако далеко не сразу на местах осознали, что просто издание красивой книги о животных и растениях региона не вполне соответствует существующим законам. Охрана редких видов требует, в первую очередь, соответствующей региональной нормативно-правовой базы и соответствующих уполномоченных органов на местах. Красной книгой книга о редких видах становится только тогда, когда ее составление начинается с утвержденных списков редких и исчезающих видов специально образованной комиссией.

Постепенно усиление независимости местных властей и желание самостоятельно решать свои природоохранные проблемы, а также развитие и популяризация идей охраны редких видов способствовали не только изданию собственно книг, но и началу целенаправленной работы над ведением региональных Красных книг. Для укрепления их правового статуса региональным книгам о редких видах был придан статус региональных Красных книг.

В настоящее время Красные книги изданы далеко не во всех регионах России. Однако анализ показывает, что и среди существующих далеко не все легитимны с точки зрения федерального законодательства. Более того, многие из них пока содержат только том "Животные", а в некоторых регионах опубликованы только списки видов редких животных и растений.

Представление о степени законодательной правомочности региональных Красных книг дает картографический анализ. На карте № 1 показаны 64 субъекта федерации, в которых утверждены списки редких видов:

45.Правовые меры охраны озонового слоя Земли??

В соответствии с международными соглашениями, говорится в статье 56 За­кона «Об охране окружающей природной среды», министерства и ведомства, предприятия, учреждения, организации обязаны сократить и в последующем полностью прекратить производство и использование химических веществ, вред­но воздействующих на озоновый слой. Список химических веществ и отходов производства, вредно воздействующих на состояние озонового слоя Земли, уста­навливается специально уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и сооб­щается всем министерствам, ведомствам, предприятиям, организациям. Наруше­ние установленного порядка производства или использования химических ве­ществ, вредно воздействующих на состояние озонового слоя, влечет за собой приостановление либо прекращение деятельности предприятий, учреждений, ор­ганизаций или отдельных цехов, агрегатов, технологических процессов, оборудо­вания по предписанию специально уполномоченных на то государственных ор­ганов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды.

46.Международные принципы охраны окружающей среды

Декларация РИО 1992г. 27 принципов:

1. Забота о человеке является

Наши рекомендации