В результате изучения дисциплины студенты должны

БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Учебная программа для студентов специальностей:

  I-25 01 07   «Экономика и управление на предприятии»
  I-40 01 02   «Менеджмент»
Факультет: МИДО  
Кафедра: «Информационные технологии в управлении»    
Курсы 1  
Семестры 2  
Лекции _____   Экзамен – нет
Практические (семинарские) занятия ____ Зачет – 2-ой семестр  
Лабораторные занятия ____ Курсовой проект (работа) – нет
Всего аудиторных часов по дисциплине – _____  
Всего часов по дисциплине – ___ Форма получения высшего образования – заочная (дистанционная)

Программу составила: И.А.Сатиков, канд. физ-мат. наук, доцент.

Минск 2011

Учебная программа составлена на базе Типовой учебной программы для высших учебных заведений по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности человека», утвержденной Министерством образования РБ (регистрационный № ТД- ОН.006/тип. от 08.07.13).

Рассмотрена и рекомендована к утверждению в качестве рабочего варианта на заседании кафедры «Информационные технологии в управлении»

«___» «_______» 2013 года, протокол № __.

  Заведующий кафедрой
  __________________ В.Ф.Голиков

Одобрена и рекомендована к утверждению методической комиссией Международного института дистанционного образования Белорусского национального технического университета

«____» «________» 2013 г, протокол № ____

  Председатель
  __________________ И.А.Сатиков

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цели дисциплины.

Цель изучения дисциплины в учреждениях высшего образования — формирование культуры безопасности жизнедеятельности будущих специалистов, основанной на системе социальных норм, ценностей и установок, обеспечивающих сохранение их жизни, здоровья и работоспособности в условиях постоянного взаимодействия со средой обитания.

Задачи изучения дисциплины

-освоение студентами системы знаний, умений, видов деятельности и правил поведения, направленных на формирование способности предупреждать воздействие вредных и опасных факторов среды обитания или минимизировать его последствия для сохранения жизни и здоровья и обеспечения нормальных условий жизнедеятельности;

- формирование сознательного и ответственного отношения к здоровью и жизни как непреходящим ценностям; приобретение навыков в оказании первой помощи пораженным в чрезвычайных ситуациях, при несчастных случаях на производстве и в быту при наличии угрозы для их жизни до прибытия скорой медицинской помощи;

- овладение совокупностью знаний о рациональном природопользовании и охране окружающей среды, путях достижения устойчивого эколого-экономического равновесия и мерах предотвращения экологического неблагополучия геосфер Земли;

- развитие способности осуществлять контроль над рациональным использованием тепловой и электрической энергии, предупреждать ее потери, содействовать внедрению энергосберегающих технологий в производственном коллективе и в быту.

В результате изучения дисциплины студенты должны

а) знать:

- чрезвычайные ситуации, характерные для Республики Беларусь, их классификацию и возможные последствия для жизни и здоровья людей, экономики страны и природной среды;

- законодательство в области пожарной и радиационной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, гражданской обороны;

- основные принципы, средства и способы защиты от чрезвычайных ситуаций различного характера;

- порядок действий населения в условиях чрезвычайных ситуаций по сигналам оповещения и сигналам гражданской обороны;

- содержание мероприятий химической и радиационной защиты от последствий чрезвычайных ситуаций;

- порядок применения средств индивидуальной и коллективной защиты, первичных средств пожаротушения;

- назначение технических средств противопожарной защиты;

- порядок подготовки персонала объектов социального назначения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- ответственность за нарушение требований законодательства в области пожарной и радиационной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

— перечень состояний, требующих оказания первой помощи;

— объем и содержание мероприятий по оказанию первой помощи пораженным в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, при несчастных случаях на производстве и в быту;

— основы рационального природопользования, меры по предупреждению экологического неблагополучия геосфер Земли;

— приоритетные направления государственной политики в области энергосбережения;

— законодательство в области охраны труда.

б) уметь:

— осуществлять организационные и технические мероприятия по обеспечению безопасности жизнедеятельности в любой среде обитания (природной, производственной, бытовой, социальной и др.);

— анализировать ситуацию, распознавать источник опасности и предпринимать продуманные действия по спасению собственной жизни, жизни производственного персонала и уменьшению ущерба здоровью людей;

— использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, технические средства противопожарной защиты;

— оказывать первую помощь с использованием медицинских изделий (бинт марлевый медицинский, жгут кровоостанавливающий, пакет охлаждающий портативный и др.) и под ручных средств пораженным в чрезвычайных ситуациях, при несчастных случаях на производстве и в быту при наличии угрозы для их жизни до прибытия скорой медицинской помощи;

— принимать меры по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов;

— содействовать внедрению энергосберегающих технологий, осуществлять контроль над рациональным использованием тепловой и электрической энергии;

— обобщать передовой опыт и пропагандировать идеи безопасности жизнедеятельности в производственном коллективе и в быту.

в) владеть:

— навыками защиты от опасных факторов чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, вредных и опасных производственных факторов;

— навыками в оказании первой помощи с использованием медицинских изделий и подручных средств пораженным в чрезвычайных ситуациях, при несчастных случаях на производстве и в быту при наличии угрозы для их жизнидо прибытия скорой медицинской помощи.

Наши рекомендации