В результате изучения дисциплины студенты должны
БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
Учебная программа для студентов специальностей:
I-25 01 07 | «Экономика и управление на предприятии» |
I-40 01 02 | «Менеджмент» |
Факультет: МИДО | |
Кафедра: «Информационные технологии в управлении» | |
Курсы 1 | |
Семестры 2 | |
Лекции _____ | Экзамен – нет |
Практические (семинарские) занятия ____ | Зачет – 2-ой семестр |
Лабораторные занятия ____ | Курсовой проект (работа) – нет |
Всего аудиторных часов по дисциплине – _____ | |
Всего часов по дисциплине – ___ | Форма получения высшего образования – заочная (дистанционная) |
Программу составила: И.А.Сатиков, канд. физ-мат. наук, доцент.
Минск 2011
Учебная программа составлена на базе Типовой учебной программы для высших учебных заведений по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности человека», утвержденной Министерством образования РБ (регистрационный № ТД- ОН.006/тип. от 08.07.13).
Рассмотрена и рекомендована к утверждению в качестве рабочего варианта на заседании кафедры «Информационные технологии в управлении»
«___» «_______» 2013 года, протокол № __.
Заведующий кафедрой | |
__________________ В.Ф.Голиков |
Одобрена и рекомендована к утверждению методической комиссией Международного института дистанционного образования Белорусского национального технического университета
«____» «________» 2013 г, протокол № ____
Председатель | |
__________________ И.А.Сатиков |
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели дисциплины.
Цель изучения дисциплины в учреждениях высшего образования — формирование культуры безопасности жизнедеятельности будущих специалистов, основанной на системе социальных норм, ценностей и установок, обеспечивающих сохранение их жизни, здоровья и работоспособности в условиях постоянного взаимодействия со средой обитания.
Задачи изучения дисциплины
-освоение студентами системы знаний, умений, видов деятельности и правил поведения, направленных на формирование способности предупреждать воздействие вредных и опасных факторов среды обитания или минимизировать его последствия для сохранения жизни и здоровья и обеспечения нормальных условий жизнедеятельности;
- формирование сознательного и ответственного отношения к здоровью и жизни как непреходящим ценностям; приобретение навыков в оказании первой помощи пораженным в чрезвычайных ситуациях, при несчастных случаях на производстве и в быту при наличии угрозы для их жизни до прибытия скорой медицинской помощи;
- овладение совокупностью знаний о рациональном природопользовании и охране окружающей среды, путях достижения устойчивого эколого-экономического равновесия и мерах предотвращения экологического неблагополучия геосфер Земли;
- развитие способности осуществлять контроль над рациональным использованием тепловой и электрической энергии, предупреждать ее потери, содействовать внедрению энергосберегающих технологий в производственном коллективе и в быту.
В результате изучения дисциплины студенты должны
а) знать:
- чрезвычайные ситуации, характерные для Республики Беларусь, их классификацию и возможные последствия для жизни и здоровья людей, экономики страны и природной среды;
- законодательство в области пожарной и радиационной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, гражданской обороны;
- основные принципы, средства и способы защиты от чрезвычайных ситуаций различного характера;
- порядок действий населения в условиях чрезвычайных ситуаций по сигналам оповещения и сигналам гражданской обороны;
- содержание мероприятий химической и радиационной защиты от последствий чрезвычайных ситуаций;
- порядок применения средств индивидуальной и коллективной защиты, первичных средств пожаротушения;
- назначение технических средств противопожарной защиты;
- порядок подготовки персонала объектов социального назначения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- ответственность за нарушение требований законодательства в области пожарной и радиационной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
— перечень состояний, требующих оказания первой помощи;
— объем и содержание мероприятий по оказанию первой помощи пораженным в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, при несчастных случаях на производстве и в быту;
— основы рационального природопользования, меры по предупреждению экологического неблагополучия геосфер Земли;
— приоритетные направления государственной политики в области энергосбережения;
— законодательство в области охраны труда.
б) уметь:
— осуществлять организационные и технические мероприятия по обеспечению безопасности жизнедеятельности в любой среде обитания (природной, производственной, бытовой, социальной и др.);
— анализировать ситуацию, распознавать источник опасности и предпринимать продуманные действия по спасению собственной жизни, жизни производственного персонала и уменьшению ущерба здоровью людей;
— использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, технические средства противопожарной защиты;
— оказывать первую помощь с использованием медицинских изделий (бинт марлевый медицинский, жгут кровоостанавливающий, пакет охлаждающий портативный и др.) и под ручных средств пораженным в чрезвычайных ситуациях, при несчастных случаях на производстве и в быту при наличии угрозы для их жизни до прибытия скорой медицинской помощи;
— принимать меры по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов;
— содействовать внедрению энергосберегающих технологий, осуществлять контроль над рациональным использованием тепловой и электрической энергии;
— обобщать передовой опыт и пропагандировать идеи безопасности жизнедеятельности в производственном коллективе и в быту.
в) владеть:
— навыками защиты от опасных факторов чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, вредных и опасных производственных факторов;
— навыками в оказании первой помощи с использованием медицинских изделий и подручных средств пораженным в чрезвычайных ситуациях, при несчастных случаях на производстве и в быту при наличии угрозы для их жизнидо прибытия скорой медицинской помощи.