Визуализация информации в экологической журналистике
Направления самостоятельного исследования (темы курсовых работ)
Традиции и новое в экологической журналистике в Западной Европе
Экологическая журналистика – особая сфера информационной работы, в каждой из европейских стран имеются собственные традиции в экологической журналистике. Вместе с тем, изменяющийся общественно-политический, научный и экономический контексты дают экологическим вопросам новое звучание, ставят новые вопросы, и, соответственно, требуют от журналистики новых подходов к освещению вопроса.
В качестве тем для курсовых работ в рамках данного направления предлагаются следующие:
1. экологическая тематика в ежедневном издании: история и особенности формата
2. Экологическая журналистика в печати страны: традиции и новое
3. Экологическая журналистика на телевидении. Новое в подаче информации
4. Инфографика в печатной и онлайн журналистике
Работа с научными исследованиями в экологической журналистике
Один из главнейших источников информации в экологической журналистики – научные исследование в различных областях знания. Именно от вопроса умения обрабатывать, анализировать полученную информацию, а также собирать и использовать комментарии, зависит качество материала экологической тематики. В то же время, бурное развитие отдельных областей науки, а также неподготовленность большей части читательской аудитории к восприятию сложных научных вопросов, создают довольно непростую ситуацию для журналиста, пишущего на экологическую тематику.
В качестве тем для курсовых работ в рамках данного направления предлагаются следующие:
1. Просто о сложном: опыт СМИ страны в освещении результатов научных исследований в области экологии
2. Касается каждого: как сделать результаты научных исследований в области экологии максимально близкими и интересными для читателей
3. Освещение вопросов экологии в научно-популярных журналах
4. Ученый как ньйс-мейкер: сложности и особенности работы.
5. Освещение вопросов научных исследований и открытий в СМИ, на примере конкретной экологической темы
6. Инфографика как инструмент визуализации сложной научной информации в материалах экологической тематики
Вопросы изменения климата и их освещение в СМИ
В последние несколько лет, одним из самых важных и «всеобъемлющих» вопросов экологии является проблема изменения климата. Сложность именно этого вопроса для СМИ заключается, в том числе, в том, что проблема изменения климата включает в себя самые разные аспекты: от внешнеполитических (международные переговоры, работа ООН) и научных (позиция ученых, новые открытия, исследования) до экономических (торговля квотами, другие экономические механизмы Киотского протокола) и общественных (общественные «климатические» движения в странах»).
В качестве тем для курсовых работ в рамках данного направления предлагаются следующие:
- Переговорный процесс в области изменения климата и его освещение в международных СМИ
- Экономические механизмы Киотского протокола и их освещение в СМИ
- Особенности карбонового рынка и других новых рынков: как подавать информацию для читателей
- Деятельность новых «климатических» активистов и позиция СМИ разной направленности по отношению к ним
- Представление разных научных теорий и данных в области изменения климата
- Формирование СМИ общественного мнения по вопросу изменения климата: на примере конкретной страны
- Работа политических и общественных организаций со СМИ в области изменения климата: цели, методы, результаты
4. Экология и политика: вопросы настоящего и будущего
В связи с резким ростом общественного интереса к экологической проблематике, особенно актуальным становится вопрос адекватной политической реакции как на любые изменения в экологической обстановке страны/региона, итд, так и на общественные ожидания населения в области экологической политики. Еще один важный аспект проблемы заключается в том, что большая часть вопросов экологической проблематики относит нас к будущему, в то время как большая часть политических мер и ожиданий имеет дело с кратко-срочными перспективами. Именно отсюда вытекает ряд сложностей для СМИ: в том числе, вопрос о том, как писать о событиях будущего, что представляет собой алармизм, стоит ли его избегать или, наоборот, умело использовать, и т.д.
В качестве тем для курсовых работ в рамках данного направления предлагаются следующие:
1. Экологическая политика страны по выбору на протяжении последних 10 лет: смена приоритетов
2. Влияние общественного мнения в области экологии на формирование соответствующей политики и отражение вопроса в СМИ
3. Экологический алармизм в СМИ: история вопроса, плюсы и минусы метода
4. Вопросы краткосрочных и долгосрочных политических мер в области экологии и их отражение в СМИ
5. СМИ как орган формирования общественного мнения в области экологии на примере конкретной проблемы
5. Экологические катастрофы: проблематика освещения
В связи с ростом экологических и техногенных катастроф в последние несколько десятков лет, возрастает и спрос на качественное освещение тематики. Опыт журналиста в условиях экологической катастрофы сочетает в себе элементы военной, научной и общественной журналистики, что создает дополнительные сложности для представителей СМИ. Еще одна сложность – чуткость общественного мнения к вопросам экологических катастроф. Один из важнейших вопросов темы: где проходит грань между интересом к теме и паникой, и какую роль играют СМИ в формировании общественного мнения в условиях катастрофы.
В качестве тем для курсовых работ в рамках данного направления предлагаются следующие:
1. Реакция СМИ на конкретную экологическую катастрофу последних лет (Мексиканский залив, Фукусима, итд)
2. Грань между интересом и паникой: – опыт зарубежных медиа
3. Формирование СМИ общественной реакции во время экологических катастроф
4. Прогнозирование экологических катастроф в СМИ
5. Работа журналиста в условиях экологических катастроф: опыт конкретного события
Визуализация информации в экологической журналистике
В процессе повышения роли визуальной информации в подаче материалов, большинство как зарубежных, так и российских СМИ в последнее время начали активно использовать средства инфо- и видео-графики для демонстрирования статистической информации, подтверждения фактов, создания «карт», итд.
В качестве тем для курсовых работ в рамках данного направления предлагаются следующие:
1. Опыт Guardian в визуализации научной и экологической информации
2. Интерактивные инструменты подачи информации: опыт конкретного СМИ
3. От текстуального к визуального – анализ тенденций последних лет в СМИ (страна по выбору) в вопросе подачи экологической и научной информации
4. Сравнение различных способов визуализации информации в печатных и онлайн-СМИ