Экологической безопасности
Новые концепции и подходы
Проблема обеспечения экологической безопасности в России в последние годы резко обострилась. В январе 2008 года президент В.В. Путин обратил внимание членов Совета безопасности РФ на крайне неудовлетворительное состояние экологической обстановки в стране. В его выступлении была подчеркнута необходимость решать эту проблему на основе обеспечения баланса экологии и экономики — главной цели устойчивого развития, не разрушающего экологические системы и природные ресурсы, в которых нуждаются как настоящие, так и будущие поколения. Каким образом можно обеспечить необходимый баланс экологии и экономики? Очевидно, что для решения этой проблемы обязателен системный многоаспектный, многоуровневый подход. Реализовать такой подход возможно лишь при выполнении двух основных условий:
- все системы менеджмента экологической безопасности будут принимать превентивные (предупреждающие) меры по выявлению и устранению причин недопустимого риска всех видов экологической опасности;
- системы экологического менеджмента (СЭМ) будут действовать на всех уровнях управления: на предприятиях, в регионах (мегаполисах), стране в целом.
Проводя исследования по превентивным системам менеджмента экологической безопасности (ПСМЭБ), авторами публикуемой серии статей был выявлен ряд положений, которые имеют принципиальное значение и должны заложить основу ПСМЭБ соответствующих уровней иерархии.
Отметим, что представители научной и политической элиты России уже в конце ХХ века отмечали снижение роли военных и возрастание значимости невоенных факторов обеспечения национальной безопасности, подчеркивая первостепенную важность своевременного решения экологических проблем.
Экологическая сфера традиционно находится в числе приоритетных объектов государственно-правового регулирования. Продвижение российских реформ существенно расширило возможности сотрудничества на мировой арене. Согласно Концепции внешней политики Российской Федерации «…в отношениях между государствами все большую роль играют экономические, политические, научно-технические, экологические и информационные факторы». К сожалению, в последние годы отчетливо проявляется недостаточное внимание к проблемам экологии, в том числе связанное с недостаточностью финансирования. Налицо тенденция снижения экологически безопасных параметров жизнедеятельности в государстве, которая вышла за рамки отдельных регионов и приобрела общенациональный характер. Сопутствует этому, а порой и детерминирует, прогрессирующая общемировая глобализация экологических проблем. Специфика современной экологической обстановки в том, что кризисных точек как в проблемном, так и в пространственном смысле становится все больше, и они оказываются тесно связанными между собой, образуя некую
становящуюся все более частой сеть,
вырваться из которой человек уже не
может в силу пространственной огра-
ниченности. В этих условиях обеспече-
ние и стабилизация экологически без-
опасного развития России в системе
внутренних и внешних координат ста-
новится первоочередной задачей госу-
дарства. С этих позиций целесообразно
обратиться к общесистемным поняти-
ям в области экологической безопас-
ности.
Основные концептуальные
Положения в области
экологической безопасности
Экологическая безопасность —
юридически-организационная
защищенность личности, обще-
ства и государства, основанная на
комплексе мер по прогнозированию,
предотвращению негативных экологи-
ческих событий и явлений либо ком-
пенсации при их наступлении.
С позиции юридической онтологии
экологическая безопасность определя-
ется в нескольких смысловых вариа-
циях как:
составная часть охраны окружающей
среды;
деятельность, осуществляемая парал-
лельно с охраной окружающей среды и
природопользованием;
деятельность, тождественная охране
окружающей среды и природопользо-
ванию;
цель и принцип охраны окружающей
среды и природопользования.
Экологическая безопасность явля-
ется одним из содержательных эле-
ментов и одновременно объектом ре-
ализации экологической функции
государства. Вместе с тем обеспече-
ние экологической безопасности не
исчерпывается реализацией экологиче-
ской функции государства, а включа-
ет в себя средства внегосударственного,
социально- организационного характера.
Место и роль экологической без-
опасности в системе общественных от-
ношений по охране окружающей среды
и природопользованию определяются
степенью опасности хозяйственной
или иной деятельности для существо-
вания и прогрессивного развития лич-
ности, общества и государства.
Принципами правового обеспече-
ния экологической безопасности яв-
ляются:
экологически устойчивое развитие;
превенция экологических рисков;
платность природопользования и воз-
мещение гражданам и окружающей
среде ущерба, причиненного в резуль-
тате нарушения законодательства в
сфере экологической безопасности;
свободный доступ к экологической
информации;
правовое противодействие экологи-
ческому терроризму;
участие всех заинтересованных субъ-
ектов в подготовке, обсуждении, при-
нятии и реализации решений в области
обеспечения экологической безопасно-
сти.
Именно с позиций соблюдения этих
принципов следует, по нашему мнению,
обратиться к анализу имеющихся не-
достатков в организационно-правовом
обеспечении и его политико-правовом
механизме (включая функциональное
содержание и структуру обеспечения)
и определить пути решения назревших
проблем.
Наиболее опасные дефекты органи-
зационно-правового обеспечения эко-
логической безопасности современной
России, на наш взгляд, следующие:
политический популизм государства
в сфере обеспечения экологической
безопасности;
формализм и неадекватность исполь-
зуемых средств;
ослабление управленческих и конт-
рольных функций государства в обла-
сти природопользования;
отсутствие правовой теории обеспе-
чения экологической безопасности;
бессистемность мер государственного
обеспечения экологической безопасно-
сти;
отсутствие законодательно установ-
ленных правоприменительных проце-
дур обеспечения экологической без-
опасности.
Российский политико-правовой
механизм обеспечения экологической
безопасности на фоне многосторон-
Модель неустойчивого
развития— традиционный,
стихийный, путь развития
цивилизации, чреватый
кризисами, катастрофами,
омницидом (гибелью всего
живого) в результате постоянно
ухудшающейся глобальной
экологической ситуации
Из документов Конференции ООН
по окружающей среде и развитию,
Рио-де-Жанейро, 1992 г.
www.articles.excelion.ru/science/filosofy/
Справка
Компетентность 3/54/2008
МЕНЕДЖМЕНТ 5
не и динамично эволюционирующих
международных институтов замет-
ной эффективности пока не достиг.
Осуществляемая в стране администра-
тивная реформа не внесла ощутимых
позитивных перемен в разрешение на-
копившихся экологических проблем.
Внимание к данному сегменту государ-
ственной политики заметно ослабло.
Многие фундаментальные состав-
ляющие экологической безопасности,
элементы ее функционального содер-
жания, а также структуры обеспечения
до сих пор не имеют четкого научно-
доктринального и законодательного
статуса. При этом понятийное поле
означенной области изобилует и по-
стоянно пополняется терминологи-
ческими конструкциями, которые не
содержат исчерпывающей полноты
знания о соответствующих явлениях,
таких как глобальная экология, соци-
альная экология, политическая эколо-
гия, э кология человека, экологическая
угроза, экологический риск, экологи-
ческий терроризм, экологическая ин-
формация, экологическая открытость
и т.п.
В нормотворческой сфере неиз-
житой остается противоречивость
федерального и регионального приро-
доохранных законодательств, рассогла-
сованность организационных и финан-
совых возможностей государственных,
региональных и муници пальных орга-
нов. Устойчивая тенденция увеличения
количества региональных норматив-
ных правовых актов в области при-
родопользования сопровождается не
менее устойчивой тенденцией падения
общественного интереса к экологиче-
ской обстановке конкретного террито-
риального образования, в целом всего
Российского государства.
Среди путей совершенствования
юридического обеспечения экологиче-
ской безопасности приоритетом обла-
дают:
систематизация законодательства в
области обеспечения экологической
безопасности;
научно-методологическая разработка
концепции экологической безопасно-
сти;
оптимизация системы органов госу-
дарственного управления природо-
пользованием и охраной окружающей
среды;
развитие системы экологического об-
разования и повышения уровня эколо-
гического правосознания;
государственная поддержка общест-
венных экологических движений за
экологическую безопасность;
укрепление международного сотруд-
ничества в области обеспечения эколо-
гической безопасности.
Современное состояние эколо-
гической сферы России может быть
охарактеризовано как критическое.
В отечественных СМИ приводятся
шокирующие данные об угрозах эколо-
гической безопасности России, о гро-
мадном ущербе, наносимом экологии
государства.
Все изложенное заставляет уделить
более пристальное внимание взаимо-
связи реального состояния экологиче-
ской безопасности и законодательным
аспектам ее обеспечения.
Cтепень экологической
Безопасности как зеркало