Действия по результатам аудита
Заключения по результатам аудита могут указывать на необходимость корректирующих, предупреждающих действий или, при необходимости, действий по улучшению. Последующие действия не рассматривают как часть аудита, и вопрос об их проведении в согласованные сроки обычно решает проверяемая организация, которая должна информировать заказчика аудита о состоянии выполнения этих действий.
Завершение и результативность корректирующих действий должны быть верифицированы. Верификация может быть частью последующего аудита.
Программа аудита может предусматривать выполнение определенных действий после аудита членами аудиторской группы, что может добавить ценность аудиту, учитывая опыт аудиторов. В таких случаях следует позаботиться об обеспечении независимости при проведении последующих аудитов.
Компетентность и оценка аудиторов
Общие положения
Доверие к аудиту зависит от компетентности аудиторов. Аудиторы должны продемонстрировать:
- личные качества (см. 7.2);
- способность применить знания и навыки, указанные в 7.3, приобретенные во время учебы, работы, стажировки и опыта при проведении аудита, описанные в 7.4.
Концепция компетентности аудиторов показана на рисунке 4. Некоторые области знаний и навыков, описанные в 7.3, являются общими для аудиторов систем менеджмента качества и систем экологического менеджмента, а некоторые - специфическими для аудиторов по отдельным дисциплинам.
Рисунок 4 - Концепция компетентности
Аудиторы совершенствуют, поддерживают и улучшают свою компетентность в процессе постоянного профессионального развития и регулярного участия в аудитах (см. 7.5).
Процесс оценки аудиторов и руководителей аудиторских групп приведен в 7.6.
Личные качества
Личные качества аудиторов должны позволять им действовать в соответствии с принципами проведения аудита. Аудитор должен быть:
а) порядочным - правдивым, искренним, честным, сдержанным и благоразумным;
б) открытым - воспринимать альтернативные идеи или точки зрения;
в) дипломатичным - умеющим тактично взаимодействовать с людьми;
г) наблюдательным - активно знакомиться с окружением и деятельностью;
д) проницательным - интуитивно оценивать ситуации;
е) разносторонним - быть готовым к различным ситуациям;
ж) упорным - настойчивым, ориентированным на достижение целей;
и) решительным - своевременно принимать решения на основе логических соображений и анализа;
к) самостоятельным - действовать и выполнять свои функции независимо, в то же время результативно сотрудничать с другими.
Знания и навыки
7.3.1. Общие знания и навыки аудиторов систем менеджмента качества и систем экологического менеджмента
Аудиторы должны обладать знаниями и навыками в следующих областях:
а) принципы, процедуры и методы аудита
Для того, чтобы аудитор имел возможность выбора и систематического проведения аудита надлежащим образом, он должен быть готов к выполнению следующих действий:
- применению принципов, процедур и методов аудита,
- результативному планированию и организации работ,
- проведению аудита в течение установленного срока,
- установлению приоритетов и ориентации на существенные моменты,
- сбору данных посредством результативного опроса, выслушивания, наблюдений и анализа документов, записей и данных,
- пониманию соответствующих методов и результатов выборочного исследования для аудита,
- проверке точности собранных данных,
- подтверждению достаточности и приемлемости свидетельств аудита для подкрепления выводов аудита и заключений,
- оценке факторов, влияющих на достоверность выводов и заключений по результатам аудита,
- использованию рабочих документов для записи деятельности при аудите,
- подготовке отчетов по аудиту,
- сохранению конфиденциальности данных,
- результативному обмену информацией посредством личных знаний языка или с помощью переводчика;
б) система менеджмента и ссылочные документы
Для применения критериев аудита знания и навыки в этой области должны охватывать:
- применение систем менеджмента к различным организациям,
- взаимодействие элементов системы менеджмента,
- стандарты по системе менеджмента качества или системе экологического менеджмента, применяемые процедуры или другие документы по системам менеджмента, используемые в качестве критериев аудита,
- различия и приоритеты ссылочных документов,
- применение ссылочных документов к различным ситуациям при аудите,
- системы информации и методы санкционирования доступа, обеспечения безопасности, рассылки и управления документами, данными и записями;
в) организационные моменты
Для понимания принципов работы проверяемой организации знания и навыки в этой области должны охватывать:
- размеры, структуру, функции организации и взаимосвязи (подразделений) внутри нее,
- общие бизнес-процессы и соответствующую терминологию,
- культурные и социальные обычаи проверяемой организации;
г) применяемые законы, технические регламенты и другие требования, относящиеся к предмету
Для работы в этой области необходимые знания и навыки должны охватывать:
- местные, региональные и национальные кодексы, законы, нормативные правовые акты и технические регламенты,
- контракты и договоры,
- международные соглашения и конвенции,
- другие требования, которые касаются организации и выполнять которые организация обязалась.
7.3.2. Общие знания и навыки руководителей аудиторских групп
Руководители аудиторских групп должны иметь дополнительные знания и навыки по руководству аудитом для результативного и эффективного проведения аудита. Руководитель аудиторской группы должен быть подготовлен к выполнению следующих действий:
- планированию аудита и результативному использованию ресурсов в ходе аудита;
- представлению аудиторской группы при взаимодействии с заказчиком аудита и проверяемой организацией;
- организации и направлению работы членов аудиторской группы;
- обеспечению руководства и сопровождению работы стажеров;
- руководству аудиторской группой для получения заключения по результатам аудита;
- предупреждению и разрешению конфликтов;
- подготовке и завершению отчета (акта) по аудиту.
7.3.3. Специальные знания и навыки аудиторов системы менеджмента качества
Аудиторы системы менеджмента качества должны обладать знаниями и навыками в следующих областях:
а) методы и технологии, имеющие отношение к качеству
Для проверки систем менеджмента качества и получения необходимых выводов по аудиту знания и навыки в этой области должны охватывать:
- терминологию по качеству,
- принципы менеджмента качества и их применение,
- методы менеджмента качества и их применение (например, статистическое управление процессами, анализ видов отказов и их последствий и др.);
б) процессы и продукция, включая услуги
Для понимания технологических особенностей, при которых проводится аудит, знания и навыки в этой области должны охватывать:
- терминологию в определенной отрасли;
- технические характеристики процессов и продукции, включая услуги;
- процессы и практику работы в определенной отрасли (области экономики).
7.3.4. Специальные знания и навыки аудиторов системы экологического менеджмента
Аудиторы системы экологического менеджмента должны обладать знаниями и навыками в следующих областях:
а) методы и технологии экологического менеджмента
Для проверки систем экологического менеджмента знания и навыки в этой области должны охватывать:
- терминологию по экологии,
- принципы экологического менеджмента и их применение,
- методы экологического менеджмента (такие, как оценка экологической результативности, оценка жизненного цикла, оценка эффективности экологического менеджмента и др.);
б) наука об окружающей среде и технологиях, связанных с охраной окружающей среды
Для понимания основы взаимоотношений между человеческой деятельностью и окружающей средой знания и навыки в этой области должны охватывать:
- воздействие человеческой деятельности на окружающую среду,
- взаимодействие экосистем,
- компоненты окружающей среды (например, воздух, вода, земля),
- управление использованием природных ресурсов (например, ископаемые виды топлива, вода, флора и фауна),
- основные методы охраны окружающей среды;
в) технические и экологические аспекты деятельности
Для понимания взаимодействия проверяемой организации с окружающей средой знания и навыки в этой области должны охватывать:
- терминологию в определенной отрасли экономики,
- экологические аспекты и воздействия на окружающую среду,
- методы оценивания значимости экологических аспектов,
- критичные характеристики рабочих процессов, продукции и услуг,
- методы мониторинга и измерений,
- технологии предотвращения загрязнений.