Основные понятия

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ

Среди мероприятий по стабилизации и дальнейшему улучшению экологической обстановки в России особое место от­водится формированию системы экологического мониторинга, основной задачей которого являются информационное обес­печение и поддержка процедур принятия решений в области природоохранной деятельности и экологической безопасности.

В Российской Федерации функционирует несколько ведом­ственных систем мониторинга:

• служба наблюдения за загрязнением окружающей среды Росгидромета;

• служба мониторинга лесного фонда Рослесхоза;

• служба мониторинга водных ресурсов Роскомвода;

• служба агрохимических наблюдений и мониторинга загрязнения сельскохозяйственных земель Роскомзема;

• служба санитарно-гигиенического контроля среды обитания человека и его здоровья Госкомсанэпиднадзора России;

• контрольно-инспекционная служба Госкомэкологии России и др.

Перечисленные службы и системы мониторинга ориентиро­ваны на наблюдения и оценку состояния отдельных компонев-тов окружающей среды и природных ресурсов. Каждая из этих систем в настоящее время функционирует по самостоятельной программе.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Мониторингом окружающей среды называют регулярные, выполняемые по заданной программе наблюдения природных сред, природных ресурсов, растительного и животного мира, позволяющие выделить их состояния и происходящие в них процессы под влиянием антропогенной деятельности.

Под экологическим мониторингом следует понимать орга­низованный мониторинг окружающей природной среды, при котором, во-первых, обеспечивается постоянная оценка эколо­гических условий среды обитания человека и биологических объектов (растений, животных, микроорганизмов и т.д.), а так­же оценка состояния и функциональной ценности экосистем, во-вторых, создаются условия для определения корректирую­щих действий в тех случаях, когда целевые показатели эколо­гических условий не достигаются.

В систему мониторинга должны входить следующие основ­ные процедуры:

• выделение (определение) объекта наблюдения;

• обследование выделенного объекта наблюдения;

• составление информационной модели для объекта наблюдения;

• планирование измерений;

• оценка состояния объекта наблюдения и идентификации его информационной модели;

• прогнозирование изменения состояния объекта наблюдения;

• представление информации в удобной для использования форме и доведение ее до потребителя.

Основные цели экологического мониторинга состоят в обес­печении системы управления природоохранной деятельности и экологической безопасности своевременной и достоверной информацией, позволяющей:

• оценить показатели состояния и функциональной целостности экосистем и среды обитания человека;

• выявить причины изменения этих показателей и оценить последствия таких изменений, а также определить корректирующие меры в тех случаях, когда целевые показатели экологических условий не достигаются; создать предпосылки для определения мер по исправлению возникающих негативных ситуаций до того, как будет нанесен ущерб.

Исходи из этих трех основных целей - экологический мониторинг должен быть ориентирован на: наблюдение, диагностика, раннее предупреждение.

Кроме приведенных выше основных целей экологический мониторинг может быть ориентирован на достижение специ­альных программных целей, синенных с обеспеченней необходимой информацией организационных и других мер по вы­полнению конкретных природоохранных мероприятий, проектов, международных соглашений и обязательств государств в соответствующих областях.

Основные задачи экологического мониторинга:

• наблюдение за источниками антропогенного воздействия;

• наблюдение за факторами антропогенного воздействия;

• наблюдение за состоянием природной среды и происходящими в ней процессами под влиянием факторов антропогенного воздействия;

• оценка фактического состояния природной среды;

• прогноз изменения состоянии природной среды под влиянием факторов антропогенного воздействия и оценка прогнози­руемого состояния природной среды,

Экологические мониторинги окружающей среды могут разрабатываться на уровне промышленного объекта города, района, области, края, республики в составе федерации.

Характер и механизм обобщения информации об экологической обстановке определяются с помо­щью понятия информационного портрета экологической обстановки ИП представляет собой совокупность графически представленных пространственно распределенных данных, характеризующих экологическую обстановку на определенной территории, совместно с картированием местности.

Разрешающая способность информационного портрета зависит от масштаба используемой картоосновы. При движении экологической информации от локального уровня (город, район, зона влияния промышленного объекта и т.д.) к федеральному масштабу картоосновы - увеличивается разрешающая способность информационных портретов экологической обста­новки. Так на локальном уровне экологического мониторинга в информационном портрете должны присутствовать все источники эмиссий (вентиляционные трубы промышленных предприятий, выпуски сточных вод и т.д.). На региональном уровне близко расположенные источники воздействия «сливаются» в один групповой источник. В результате этого на региональном информационном портрете небольшой город с несколькими десятками источников эмиссии выглядит как один локальный источник, параметры которого определяются по данным мониторинга источников.

На федеральном уровне экологического мониторинга наблюдается еще большее обобщение пространственно распределенной информации. В качестве локальных источников эмиссии на этом уровне выделяются промышленные районы, крупные территориальные образования. При переходе от одного иерархического уровня к другому обобщается не только информация об источниках эмиссии, но и другие данные, характеризующие экологическую обстановку.

При разработке проекта экологического мониторинга необходима следующая информация:

q • источники поступлении загрязняющих веществ в окружающую природную среду — выбросы загрязняющих веществ в атмосферу примышленными, энергетическими, транспортными и другими объектами; сбросы сточных вод в водные объекты; поверхностные смывы загрязняющих и биогенных веществ в поверхностные воды суши и моря; внесение на земную поверхность и (или) в почвенный слой загрязняющих и биогенных веществ вместе с удобрениями и ядохимикатами при сельскохозяйственной деятельности; места захоронения и складировании промышленных и коммунальных отходов; техногенные аварии, приводящие к выбросу в атмосферу опасных веществ и (или) разливу жидких загрязняющих и опасных веществ, и т.д.;

q переносы загрязняющих веществ — процессы атмосферного переноса; процессы переноса и миграции в водной среде;

q процессы ландшафтно-геохимического перераспределения загрязняющих веществ — миграция загрязняющих веществ по почвенному профилю до уровня грунтовых вод; миграция загрязняющих веществ по ландшафтно-геохимическому сопряжению с учетом геохимических барьеров и биохимических круговоротов; биохимический круговорот и т.д. Наблюдение за этими процессами целесообразно проводить периодически на специально выделенной системе пунктов, например контрольных водосборов, площадок, створов;

q данные о состоянии антропогенных источников эмиссии — мощность источника эмиссии и его месторасположение, гидродинамические условия поступления эмиссии в окружающую среду.

В зоне влияния источников эмиссии организуется систематическое наблюдение за следующими объектами и параметрами окружающей природной среды.

1. Атмосфера: химический и радионуклидный составы газовой и аэрозольной фаз воздушной сферы; твердые и жидкие осадки (снег, дождь) и их химический и радионуклидный составы; тепловое и влажностное загрязнение атмосферы.

2. Гидросфера: химический и радионуклидный составы среды поверхностных вод (реки, озера, водохранилища и т.д.), грунтовых вод, взвесей и донных отложений в природных водостоках и водоемах; тепловое загрязнение поверхностных и грунтовых вод.

3. Почва: химический и радионуклидный составы деятельного слоя почвы.

4. Биота: химическое и радиоактивное загрязнение сельскохозяйственных угодий, растительного покрова, почвенных зооценозов, наземных сообществ домашних и диких животных, птиц, насекомых, водных растений, планктона, рыб.

5. Урбанизированная среда: химический и радиационный фоны воздушной среды населенных пунктов; химический и радионуклидный составы продуктов питания, питьевой воды и т.д.

6. Население: характерные демографические параметры (численность и плотность населения, рождаемость и смертность, возрастной состав, заболеваемость, уровень врожденных уродств и аномалий); социально-экономические факторы.

Системы мониторинга природных сред и экосистем включают в себя средства наблюдения: экологического качества воздушной среды, экологического состояния поверхностных вод и водных экосистем, экологического состояния геологической среды и наземных экосистем.

Наблюдения в рамках мониторинга данного вида проводятся без учета конкретных источников эмиссии и не связаны с зонами их влияния. Основной принцип организации — природно-экосистемный.

Целями наблюдений, проводимых в рамках мониторинга природных сред и экосистем, являются:

• оценка состояния и функциональной целостности среды обитания и экосистем;

• выявление изменений природных условий в результате антропогенной деятельности на территории;

• исследование изменений экологического климата (многолетнего экологического состояния) территорий.

Следует отметить, что в отдельных регионах разрабатывают мониторинг экологического состояния геологической среды, мониторинг экологического состояния поверхностных вод и связанных с ним экосистем.

На территории Российской Федерации функционирует ряд систем мониторинга загрязнения природной среды и состояния природных ресурсов.

Наши рекомендации