Вопрос 6. Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды»: общая характеристика и место в системе источников экологического права.
Наличие большого объема актов эколого-правового содержания, распределяемых по нескольким уровням, подводит к мысли о необходимости принятия единого акта, который устанавливал бы общие принципы и подходы в регулировании экологических правоотношений. Роль такого нормативного документа, называемого в юридической литературе головным или базовым, отводится Закону «Об охране окружающей среды». Необходимость признания Закона «Об охране окружающей среды» в качестве головного закона важно обусловлена тем, что он своим правовым воздействием охватывает весь комплекс общественных отношений, возникающих по поводу окружающей среды. В этом законе как институты экологического права закрепляются все возможные правовые фор- мы, при помощи которых осуществляется взаимодействие общества с окружающей средой, и механизмы, посредством которых осуществляется охрана окружающей среды. Главной целью Закона «Об охране окружающей среды» является отражение общего уровня правового воздействия на сферу, определяемую как «отношения в области окружающей среды». Закон выполняет следующие задачи: определяет круг общественных отношений, признаваемых обществом экологическими; устанавливает общие принципы охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности в процессе хозяйственной деятельности; 22 устанавливает нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на окружающую среду; устанавливает эколого-правовые институты и механизмы охраны окружающей среды; устанавливает требования, предъявляемые к хозяйственной деятельности в целях охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; наделяет граждан правами и обязанностями в целях обеспечения их экологического благополучия, в том числе правом на благоприятную окружающую среду, а также гарантиями соблюдения данных прав. В настоящее время Закон «Об охране окружающей среды» не выполняет своей консолидирующей роли в силу того, что Закон «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» устанавливает бóльшую юридическую силу кодекса «по отношению к другим законам». Это положение лишает Закон «Об охране окружающей среды» его особого статуса, поскольку в системе экологического законодательства присутствуют четыре природоресурсных кодифицированных акта. Существует системное противоречие между ролью Закона «Об охране окружающей среды», как нормативного правового акта, который определяет в наиболее общем виде круг общественных отношений, регулируемых экологическим правом, и устанавливает общие принципы и механизмы обеспечения экологической безопасности, и местом, которое он занимает в иерархии источников права согласно Закону «О нормативных правовых актах Республики Беларусь», не позволяющим рассматривать его в качестве головного закона в отрасли. Данное противоречие предполагается раз- решить принятием Экологического кодекса.
Вопрос 7. Экологическое правоотношение: понятие, содержание и виды.
Экологические правоотношения – урегулированные нормами права общественные отношения, возникающие в сфере взаимодействия общества с окружающей средой. Правовому регулированию подлежат лишь такие общественно значимые отношения, которые по своей природе могут поддаваться норматив- но-организационному воздействию. По этой причине не всякое взаимодействие человека с окружающей средой нуждается в правовом закреплении, например не требует регламентации нормами права естественное существование человека, когда человек дышит, ест, спит, отдыхает на свежем воздухе. Однако если человек отдыхает на особо охраняемой природной территории, собирает ягоды и грибы в лесу, ловит рыбу, его поведение подпадает под понятие общего природопользования, которое в определенной степени подлежит правовому регулированию. Оно будет рассмотрено в теме «Право природопользования». Основываясь на объективно обусловленных формах взаимодействия общества и природы, можно выделить следующие экологические отношения:
- по использованию природных ресурсов, их восстановлению и охране (природоресурсные отношения);
- охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности в процессе осуществления экономической деятельности (природоохранные отношения).
По степени воздействия на природную среду в процессе хозяйственной и иной деятельности природоресурсные отношения подразделяют:
- на связанные с изъятием природного вещества из природной среды (например, добыча полезных ископаемых, заготовка древесины);
- связанные с изъятием вещества из природной среды (например, все виды землепользования).
Выделяют природоохранные отношения:
- по восстановлению, воспроизводству природных ресурсов, их охране;
- охране окружающей среды в процессе экономической деятельности;
- обеспечению экологической безопасности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Основываясь на выделении в природной среде отдельных ее компонентов (например, земли, недр, вод, растительного и животного мира, атмосферного воздуха), природных объектов (например, лесов), экологических отношений можно классифицировать на:
- земельные отношения - по использованию и охране земель;
- горные отношения – по использованию и охране недр; - водные отношения – по использованию и охране вод; - отношения по охране и использованию растительного мира;
- отношения по охране и использованию животного мира;
- отношения по охране атмосферного воздуха;
- отношения по охране озонового слоя;
- лесные отношения - по использованию, охране и защите лесов.
Состав экологического правоотношения – субъект, объект (окружающая среда и ее элементы) и содержание (объем прав и обязанностей субъектов).