Фотопериодизм свойствен растениям и животным во всех природных зонах земного шара.
Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников
По экологии для 10-11 классов
Уч. г.
Уважаемый участник олимпиады!
Вам предстоит выполнить четыре вида заданий, которые отличаются по уровню сложности. Перед тем, как приступить к выполнению отдельных заданий, ознакомьтесь со всей работой и правильно распределите свои силы.
Задание № 1 предполагает выбор правильного ответа из представленных утверждений («да» или «нет»);
Задание № 2 предполагает выбор правильного ответа из четырех предложенных;
Задание № 3 предполагает выбор правильного утверждения и его обоснование;
Задание № 4 предполагает выбор одного правильного ответа из четырех предложенных и его обоснование.
Каждое тестовое задание содержит один правильный и три неправильных, ошибочных ответа. Они предназначены для того, чтобы замаскировать правильный ответ. Ошибочность ответов может заключаться в неправильности или неполноте толкования содержания, объема или связей экологических понятий. Отметьте букву, соответствующую выбранному Вами правильному ответу.
Для решения задачи используйте такой алгоритм: внимательно прочитайте задачу, включая все варианты ответа; проанализируйте все ответы и выберите правильный и самый полный; обдумайте и набросайте план ответа, используя бумагу для черновых записей; отметьте букву, соответствующую выбранному Вами правильному ответу; аккуратно и разборчиво перепишите из черновика отредактированный Вами текст.
После выполнения всех заданий еще раз удостоверьтесь в правильности выбранных Вами ответов и написанных обоснований.
На выполнение олимпиадной работы Вам предоставляется 2 часа (120 мин). Работа считается выполненной, если Вы вовремя сдаете её членам жюри.
Максимальное количество баллов за олимпиадное задание – 55 баллов.
ЖЕЛАЕМ УСПЕХА!
Задание 1
Выберите правильное из представленных ниже утверждений
(ответ «да» или ответ «нет»)
Максимальное количество баллов за задание №1–10 баллов
1. Популяция состоит из особей разных видов, связанных между собой различными типами взаимоотношений.
да – нет
Фотопериодизм свойствен растениям и животным во всех природных зонах земного шара.
да - нет
3. Организмы, имеющие широкий предел толерантности ко всем факторам, наиболее широко распространены.
да – нет
4. В агроценозах смешанные посевы (травосмеси, смешанные посадки леса) более продуктивны, чем монокультуры.
да – нет
5. Хищничество в природе характерно только для животного мира.
да – нет
6. Анемохория может служить примером возникшего в ходе эволюции взаимного приспособления живых организмов друг к другу.
да – нет
7. Паразитизм имеет место только на уровне высших растений и животных. Среди вирусов, бактерий и грибов паразитизм отсутствует.
да – нет
8. Виды-деструкторы, разлагающие органические вещества до неорганических относятся к неживым компонентам биогеоценоза.
да – нет
9. Экологическую нишу можно определить как место вида в многомерном пространстве экологических факторов.
да – нет
10. Континентальный влагооборот во многом связан с выходом жизни из океана.
да – нет
Задание 2
Выберите один правильный ответ из четырёх возможных
Максимальное количество баллов за задание №2 –25 баллов
1. Современные представления о ноосфере развиты в работах российского учёного:
а) А.В. Яблокова
б) Н.Н. Моисеева
в) Н.Ф. Реймерса
г) К.С.Лосева
2. Для существования и развития экосистемы любого уровня характерна последовательность:
а) экологическое взаимодействие-экологическое противоречие-экологическое развитие
б) экологическое противоречие-экологическое взаимодействие-экологическое развитие- экологическая устойчивость
в) экологическое взаимодействие-экологическое противоречие-экологическая устойчивость-экологическое развитие
г) экологическое взаимодействие-экологическое противоречие-экологическое развитие-экологическая устойчивость
3. Выберите последовательность, которая отражает поступление углекислого газа в атмосферу в возрастающем количестве:
а) дыхание организмов Земли-осадочные породы-мантия (вулканизм)
б) мантия (вулканизм)-осадочные породы-дыхание организмов Земли
в) осадочные породы-дыхание организмов Земли-мантия (вулканизм)
г) мантия (вулканизм)-дыхание организмов Земли-осадочные породы
4. Принцип совместного развития человека и природы по Н.Н. Моисееву называется:
а) корреляцией
б) адаптацией
в) коэволюцией
г) конвергенцией
5. По общей «стратегии жизни» в классификации фитоценотипов Л.Г. Раменского ель в еловом лесу относится к группе:
а) консументов
б) патиентов
в) виолентов
г) эксплерентов
6. Области повышенной концентрации жизни в биосфере расположены на границе разделов разных сред и названы В.И. Вернадским:
а) плёнками жизни
б) областями рекреации
в) контактными областями
г) областями концентрации
7. Основной признак всякого этноса, позволяющий во всех без исключения случаях отграничивать его от других этносов это:
а) принадлежность к определённой расе
б) морфологические признаки
в) культурная специфика
г) способ ведения хозяйства
8. Экологический сертификат соответствия – это:
а) обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов
б) документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров
в) документ, в котором подробно описываются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, утилизации продукции
г) прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к объекту.
9. Организмы, способные синтезировать органические вещества из неорганических с использованием внешних источников энергии, называют:
а) деструкторами
б) детритофагами
в) продуцентами
г) редуцентами
10. Способность биологических систем (организмов, популяций, сообществ) противостоять изменениям условий существования и сохранять относительное динамическое постоянство своих структуры и свойств, называют:
а) адаптацией
б) толерантностью
в) регенерацией
г) гомеостазом
11. Животные, питающиеся мышевидными грызунами, относятся к экологической группе:
а) ихтиофагов
б) миофагов
в) герпетофагов
г) малакофагов
12. Типичным примером комменсализма можно считать:
а) сожительство клубеньковых бактерий и бобовых растений
б) взаимоотношения льва и растительноядных копытных
в) использование непаразитическими формами насекомых нор грызунов в качестве убежищ
г) отношения рака-отшельника и актинии
13. Любые источники получения из внешней среды необходимых для жизнедеятельности организма веществ и энергии, а также их запасы, называют:
а) условиями
б) факторами
в) ресурсами
г) инградиентами
14. Колониальный образ жизни характерен для:
а) большого подорлика
б) скопы
в) филина
г) крапчатого суслика
15. Процесс накопления в почве химических элементов, неорганических и органических веществ в результате разложения останков животных и растений называется:
а) гумификацией
б) рекультивацией
в) детоксикацией
г) биоаккумуляцией
16. Слой грунта на дне очистного водоёма, насыщенный микроорганизмами, через который постоянно продувают воздух, называют:
а) придонным сообществом
б) бентосом
в) активным илом
г) аэротенком
17. Захоронение отходов в океане называют:
а) экоцидом
б) дампингом
в) меланизмом
г) рекультивацией
18. Развитие биоценозов, при котором одно сообщество замещается другим, называют:
а) экологической пластичностью
б) экологической валентностью
в) дивергенцией
г) сукцессией
19. Повышение температуры воды в водоёмах вследствие теплового загрязнения способствует:
а) потери водой растворённого кислорода
б) поглощению азота из атмосферного воздуха
в) усиленному размножению криофильных организмов
г) замыканию биологического круговорота
20. Экосистемы Крайнего Севера по сравнению с экосистемами лесов средней полосы России:
а) более устойчивы и разнообразны
б) крайне уязвимы
в) ничем не отличаются
г) достаточно стабильны
21. Татарстан расположен на границе следующих биогеографических зон:
а)тундры и тайги
б)тайги и степи
в)леса и степи
г)степи и пустынь
22. На территории каких муниципальных районов расположен Волжско-Камский заповедник?
а) Нижнекамского
б) Камско-Устьинского и Зеленодольского
в) Зеленодольского и Лаишевского
г) Высокогорского и Арского
23. Хартия Земли это:
а) международная общественная организация
б)декларация фундаментальных принципов для построения справедливого устойчивого и мирного глобального сообщества в 21 веке
в)экологически ориентированное предпринимательство
г)сложный социальный и эколого-правовой институт на страже обязанности соблюдать нормы взаимоотношений общества и природы с целью сохранения научно обоснованного сочетания экологических и экономических интересов
24. Какая лесная порода находится в РТ на границе своего ареала?
а) сосна
б)липа
в)берёза
г)ясень
25. Самое глубокое озеро республики:
а) Акташский провал
б) Голубое
в) Глубокое
г) Кабан
Задание 3
Выберите правильный ответ («да» - «нет») с его последующим кратким обоснованием
Максимальное количество баллов за задание 3 - 12 баллов
1. Численность той или иной группы организмов в наземных биоценозах, как правило, зависит от их размеров.
да– нет
2. Тип фотопериодизма (короткодневный и длиннодневный) – это экологическая, а не систематическая особенность вида.
да– нет
3. Функциональное дублирование видов в экосистеме необходимо для её высокой биопродуктивности в разные сезоны годового цикла.
да – нет
4. Первичная продуктивность резко преобладает над вторичной.
да – нет
Задание 4
Выберите один правильный ответ из четырёх возможных и письменно обоснуйте, почему этот ответ Вы считаете правильным.
Максимальное количество баллов за задание №4 - 8 баллов.
1. Конец XX – начало XXI века ознаменовалось для человечества, так называемым, демографическим переходом, который представляет собой:
а) новый виток роста народонаселения Земли, связанный с достижениями научно-технического прогресса,
б) период уменьшения численности населения Земли, ярким примером которого является сокращение численности населения России (процесс так называемой депопуляции),
в) прекращение роста народонаселения Земли на уровне 10-12 млрд. человек,
г) сокращение прироста народонаселения в развитых странах, а затем и в развивающихся.
2. До недавнего времени болота старались осушать и мелиорировать для оптимизации природных ландшафтов. До недавнего времени даже существовали проекты осушения болот Западной Сибири. Однако в настоящее время эти проекты были признаны антиэкологичными, так как для учёных стала очевидной огромная роль болот в биосфере, которая заключается:
а) в аккумуляции азота и фосфора в связанном состоянии,
б) в поддержании стабильности климата Земли,
в) в регулировании количества выпадающих на сушу осадков,
г) в сохранении разнообразия болотных видов животных.