И их интерпретация в работах студентов кафедры «Инженерная графика и дизайн» СПбГПУ

Композиционные особенности плакатов японских мастеров

2014 год был провозглашен годом культуры в России. Вместе со студентами старших курсов кафедры «Инженерная графика и дизайн» СПбГПУ мы наметили несколько тем, посвященных ярким культурным событиям 2014 года. Это 200-летие М.Ю. Лермонтова, 250-летие Эрмитажа, год туризма в России. Также была заявлена общая тема – «сохранение русской культуры» и поставлена задача – создание плакатов на данные темы. Было особенно интересно, насколько оригинально современные студенты - будущие графические дизайнеры, смогут решить эту задачу, будет ли им это интересно, и какие новые образы найдут они для своих плакатов. Данная тема вызвала большой интерес со стороны студентов. Еще академик А.С. Лихачев ввел термин «экология культуры» и подчеркнул необходимость сохранения культурной среды (культурного наследия) наряду с сохранением природной среды. Экология культуры рассматривает культурную среду как непременное условие для осуществления духовной, нравственной жизни человека, для его духовной оседлости, привязанности к родным местам, как следование заветам предков. Сохранение культуры в отдельно взятой стране, т.е. традиций, литературы, музыки, изобразительного искусства есть непременное условие ее развития и роста.

На кафедре СПбГПУ раз в два года проводится конференция «Экодизайн», посвященная экологии. На конференции проходит выставка плакатов, фотографий участников – студентов разных Вузов, посвященных теме защиты природы. Представление о том, что такое экология, сейчас имеют все, поскольку эта наука крайне необходима в современном мире. Защите природы посвящены многие конференции, книги, статьи. Это актуальная тема. Но вот что касается культуры, которая тоже, на мой взгляд, нуждается в защите и сохранении в наше время, все сложнее. Наша культура – литература, искусство, музыка, кинофильмы, русские традиции, архитектура – нуждается в сохранении и интересе именно молодых представителей России.

«А между тем вопрос о нравственной экологии не только не изучается, он даже и не поставлен нашей наукой как нечто целое и жизненно важное для человека. Изучаются отдельные виды культуры и остатки культурного прошлого, вопросы реставрации памятников и их сохранения, но не изучается нравственное значение и влияние на человека всей культурной среды во всех ее взаимосвязях, хотя сам факт воспитательного воздействия на человека его окружения ни у кого не вызывает ни малейшего сомнения».[1, с. 1]

Так как Япония - страна, особенно чтущая традиции собственной культуры, представляется естественным, прежде чем работать над темой культуры в России, обратиться к примеру Японии. Представляется важным изучение творческих концепций мастеров графического дизайна, достигших высокого уровня и мирового признания в качестве отправной точки отсчета для создания собственного видения. Работая со студентами старших курсов кафедры «Инженерная графика и дизайн» СПБГПУ над серией плакатов, посвященных году культуры в России, мы рассмотрели типологию по композиции, особенности визуальной коммуникации на примере японского плаката. Особенно интересными являются дизайн-концепции японских графиков, базирующиеся на поклонении природе, буддистских представлениях о мироустройстве, интересу к свету и тени. Изучение лаконичных и эстетически целостных произведений японских мастеров, их способа представлять информацию, создало благоприятную почву для дальнейшего творчества студентов. Таким образом, статья посвящается видам композиции в японской плакатной графике и аналогичным работам студентов кафедры на тему «Экология культуры».

Невозможно не восхититься прекрасными дзен-образами в работах японских графиков И. Танаки, С. Фукуды, М. Кацуи. К. Сато, путь к созданию которых представляется таинственным и непознаваемым для европейского человека. Формы, не имеющие границ, цветовые поля, световые лучи, светящиеся точки, шрифтовые знаки, парящие в пространстве – как будто скрывают загадку, слишком уж скрыта и неопределима с первого взгляда информация, которую абстрактные фигуры должны нам передать. Тем не менее, загадочные образы японских мастеров создавались по определенным законам композиции и согласованы с художественными традициями японского искусства. На основе художественно–стилистического анализа произведений японских мастеров представляется возможным предложить следующую типологию основных композиционных решений, используемых японскими графиками: срединность, пустотность, модульность, контрастность, динамичность.

Тип композиции, условно называемый «срединная композиция» восходит к философии Дао, и представляет концентрацию информационного послания в одном элементе, расположенном в центре пустого пространства или концентрации нескольких элементов на срединной оси симметрии. Японское мировоззрение складывалось на протяжении веков под воздействием китайских учений, соответственно, существуют общие черты японского и китайского плакатов. «Срединность имеет особенное значение в китайской плакатной композиции. Нигде в мире так активно не используется принцип деления листа пополам, как в Китае, – здесь создаётся всё больше плакатов, имеющих выраженную ось симметрии, проходящую через геометрический центр листа. Китайские художники–графики широко применяют не только этот принцип, но и другие воплощения принципа срединности в плакате, намекая на основополагающее философское понятие равенства и единства двух взаимоподдерживающих начал. Это проявляется, как в наличии деления листа на две уравновешенные половины, и в том, что нередко создаются парные плакаты, так и в более сложном внутрикомпозиционном применении срединности. Это понятие происходит от учения о Дао–Пути, которое, как в даосской, так и в конфуцианской трактовках, предполагает достижение абсолютной срединности и следование ей во всех жизненных ситуациях»[2, с. 20]. Данный тип «срединности» композиции поддерживает концепцию «целостности» и используется в работах таких дизайнеров, как: Ю. Камэкура (плакат к Олимпийским играм в Токио, 1964), М. Кацуи (телекоммуникация в Токио, 1988), К. Сато (плакат для музея песка в Ниме, 1991).

Например, плакат С. Фукуды для Кёгэн–пьесы – некой интерлюдии для пьесы театра Ноо представляет срединную композицию - изображение белой спирали на черном фоне, которая заканчивается ступнями в японских таби–носках (рис.1). «Кёгэн» – шуточный танец, исполняемый в перерывах между актами пьесы. С. Фукуда передает с помощью спотыкающихся ног танцевальное движение Кёгэн–актера и вместе с тем находит знак для отображения целого мира японской культуры.

и их интерпретация в работах студентов кафедры «Инженерная графика и дизайн» СПбГПУ - student2.ru и их интерпретация в работах студентов кафедры «Инженерная графика и дизайн» СПбГПУ - student2.ru

Рис.1 рис. 2

В рекламном плакате для печатной компании «Морисава» (Morisawa Font, 2002, рис.2) дизайнер с помощью трансформации модульной сетки, в которую вписаны иероглифы, создал эффект выступающей из центра плаката сферы, напоминающей земной шар на фоне космоса. Концепция представления в каждой своей работе образа мирового пространства восходит к древней японской художественной традиции и основной цели искусства – созданию образа, воплощающего в себе единство и целостность мира. Цветовое решение плаката – присутствие всех основных цветов, гармонично объединенных плавными переходами, также отражает данную концепцию. Плакат С. Мацунаги, посвященный 5–ой Международной выставке керамики (1998) в Японии, получил награду на Московской международной биеннале плаката «Золотая пчела 9». Разноцветные линии, складывающиеся в сосуд, окрашены в красный, зеленый цвета, напоминающие об огне, на котором обжигают керамическое изделие. Срединность композиционного решения и декоративность усиливают целостность плаката, в котором прочитываются несколько значений – движение гончарного круга, таинство создания произведения, воплощение целого мира в изделии мастера.

Афиша Т. Йокоо для концерта блестящего скрипача Эндрю Кодзи Тейлора представляет удивительную оптическую иллюзию движения к центру, где помещена голова скрипача, окруженная многочисленными повторяющимися скрипками. Срединность создает иллюзию головы-солнца с лучами, как бы усиливая внимание к центру и подчеркивая значительность личности музыканта. «Йоку околдовывает своей работой. В центре афиши он размещает демонического Кодзи Тейлора, гипнотический взгляд которого подобен мишени. Так автор пытается овладеть зрителем, как это делает скрипач на своих концертах».[4, c. 62]

Этот же способ композиции «срединность» использовала студентка Н. Поломошнова в создании своего плаката «Форма жизни» (рис. 3), посвященного актуальной теме сохранения культурных традиций. Надя использовала русский орнамент и сочетание красного и белого цветов для создания своеобразного символа русской культуры.

и их интерпретация в работах студентов кафедры «Инженерная графика и дизайн» СПбГПУ - student2.ru и их интерпретация в работах студентов кафедры «Инженерная графика и дизайн» СПбГПУ - student2.ru

Рис. 3 Рис. 4

Так же интересно была решена тема экологии культуры Ю. Кузьминой (рис. 4). Юля взяла за основу изречение Г. Ландау о пирамиде культуре, основание которой есть ее вершина. Треугольник, перевернутый вершиной вниз, означает в ее плакате пространство культуры, развивающееся при сохранении ее основ.

Тип композиции, встречающийся в плакатной графике восточных мастеров, называемый «пустотность», отражает философскую концепцию пустоты (дао), и представлен в виде отсутствия конкретных форм и образов и большого количества пустого пространства. Заполнение плаката происходит за счет цветовых градаций, как в работе К. Сато. (Международная выставка дизайна Экспо–89 в Нагое, 1989, рис.6), ритмических полос, линий, (плакат к десятилетию журнала «Tategumi Yokogumi», 1993). Кандидат искусствоведения Русакова А.С., написавшая исследование о китайском плакате, точно описывает данную структуру: «незримое выражение пустоты в плакате – это наличие определённой степени духовности, обычно не присущей этому жанру графики, однако встречающейся в нём последнее время всё чаще. Здесь снова имеет значение даосское понимание пустоты: пустота – это то, что предшествует миру и всему многообразию его вещественности, и то, что открывается перед сознанием человека, постигшего Дао. Плакаты, чья композиция проникнута этой невидимой пустотностью, создают ощущение глубины и созерцательности» [2, с. 20].

В работе студентки 3 курса Ю. Кузьминой (рис. 5), посвященной такой актуальной теме, как чистота русского языка, также используется эффект пустого пространства как образ цветного живого текста, в которое вторгаются чужеродные слова русской ненормативной лексики.

и их интерпретация в работах студентов кафедры «Инженерная графика и дизайн» СПбГПУ - student2.ru и их интерпретация в работах студентов кафедры «Инженерная графика и дизайн» СПбГПУ - student2.ru

Рис. 5 Рис. 6

Тип композиции, условно называемый «модульная композиция», имеет в основе построения формы структурный модуль. «Модуль – единица меры, точно определенная величина, служащая для придания соразмерности всему предмету и его частям, а также для создания комплекса из отдельных элементов, кратных по размерам»[3, с. 137]. Модуль и модульные сетки – важные элементы в поиске верных пропорций композиции, особенно сильно прозвучавшие в теории и практике швейцарской школы дизайна. «Конструктивная сетка – необходимый элемент двухмерного дизайна. Дизайнер использует ее как каркас, на котором размещаются шрифт и изображение. При этом используется математическая точность, а также четкая и эффективная визуальная иерархия»[4, с. 68]. В японском искусстве модуль также имеет важное значение как вспомогательный элемент для достижения лучших пропорций в создании новой формы – архитектурной или графической. Издревле использование японского модуля циновки «татами» помогало устанавливать определенные размеры зон в жилом пространстве японского дома. Модульная сетка обеспечивает упорядоченную структуру композиции, как например, в работе Ю. Камэкуры для Международной Ассоциации Светового дизайна в Токио (1973), в которой составным элементом композиции является квадрат с вписанным кругом. Композицию плаката представляют ряды из одинаковых квадратов с меняющимися графическими компонентами, как бы визуализируя световые вариации. И. Танака в работе для выставки японской упаковки «фуросики» в 1999 году также создал композицию на основе квадратного модуля, используя эффект чередования пустых и заполненных пространств и разнообразие цветовых оттенков (рис.7) .

и их интерпретация в работах студентов кафедры «Инженерная графика и дизайн» СПбГПУ - student2.ru и их интерпретация в работах студентов кафедры «Инженерная графика и дизайн» СПбГПУ - student2.ru

Рис. 7 Рис. 8

Наконец, тот же квадратный модуль присутствует в работе М. Кацуи «Фантастический пейзаж» (2006, рис. 8). Эффект глубины пространства достигнут за счет контраста четких и размытых контуров и живописных цветовых градаций. Некоторая схематичность данного способа построения композиции преодолевается каждый раз японским умением с помощью нюансов цвета и формы привести модульную структуру к художественному образу, добиться целостности.

Контраст является одним из наиболее распространенных и отличающихся особым разнообразием вариаций в организации композиции японских плакатов. Контрастом в философии называют противоположность между двумя идеальными или реальными предметами (а также двумя свойствами одного и того предмета) в известном определенном отношении. В искусстве и дизайне контраст является важнейшим средством достижения выразительности композиции. Мастера японского графического дизайна применяют в своих работах контраст по форме, размеру, по тону, по цвету, контраст фактур. Это средство достижения композиционной гармонии связано с принципом целостности, единства противоположностей, отраженного в японском мировоззрении и возникающего через сочетание двух противоположных начал: светлого – темного, черного – белого, мужского – женского, восточного – западного и т.д. Работы С. Фукуды «Универмаг Кейо» (1975, рис.9) и плакат Кисибэ/Ямада для фотофестиваля в Японии (2008, рис.10) иллюстрируют данный тип композиции.

и их интерпретация в работах студентов кафедры «Инженерная графика и дизайн» СПбГПУ - student2.ru и их интерпретация в работах студентов кафедры «Инженерная графика и дизайн» СПбГПУ - student2.ru

Рис. 9 Рис. 10

Наиболее интересным представляется такой тип композиции как «динамичность», также распространенный в японской плакатной графике. Композиции плаката, в которых общая структура элементов хаотична, и развивается в направлениях диагональных, часто используются дизайнерами Японии. В таких плакатах иногда сложно найти систему в организации элементов, они представляют как бы незаконченные фрагменты вечно меняющегося мира, и отражают природную концепцию японского искусства, т.к. природа является для японцев основным источником вдохновения в своей изменчивости, неповторимости. Такова работа С. Мацунаги «Игра с деталями» (2001, рис.12) напоминающая детский рисунок, с как бы случайными пятнами цвета и небрежно смещенной надписью. Пять размытых световых пятен на черном фоне в работе М. Кацуи для дизайн–центра в Нагое (1998, рис.11) расположены на первый взгляд бессистемно, лишь позднее можно угадать в их расположении структуру руки человека и отпечатки пальцев. Динамичная композиция лучше всего отражает такой эстетический принцип японского искусства как незавершенность, недосказанность.

и их интерпретация в работах студентов кафедры «Инженерная графика и дизайн» СПбГПУ - student2.ru и их интерпретация в работах студентов кафедры «Инженерная графика и дизайн» СПбГПУ - student2.ru

Рис.11 Рис.12

Примером свободной динамичной композиции могут служить работы студента А. Журавского, посвященные таким важным событиям года культуры в России как 200-летие М.Ю. Лермонтова и 250-летие Эрмитажа. Попытка увидеть образ Лермонтова глазами современного молодого человека с помощью компьютерной графики, на мой взгляд, удалась. Свободное композиционное решение, яркие пятна цвета, динамичная графика подчеркивают мятежность духа и поэзии поэта (рис.13).

и их интерпретация в работах студентов кафедры «Инженерная графика и дизайн» СПбГПУ - student2.ru и их интерпретация в работах студентов кафедры «Инженерная графика и дизайн» СПбГПУ - student2.ru

Рис. 13 Рис. 14

Также А. Журавскому удалось найти интересное нестандартное решение темы 250-летия Эрмитажа, используя образы старушки- смотрительницы и эрмитажного кота. Слияние фигур из картины А. Матисса «Танец», пожилой смотрительницы и эрмитажной кошки в единую композицию создает образ Эрмитажа как динамичного пространства и, в то же время, вносит юмористический подтекст (рис.14).

Плакат К. Леви, посвященный экологической теме использования генномодифицированных продуктов (ГМО), чьи свойства могут повлиять на здоровье человека в будущем, представляет пример динамичной композиции с использованием контраста по цвету. Кристина выбрала всемирно известный образ героя мультфильмов американского мышонка Микки Мауса, чей облик становится неузнаваем под воздействием ГМО (рис.15).

и их интерпретация в работах студентов кафедры «Инженерная графика и дизайн» СПбГПУ - student2.ru

Рис. 15

Таким образом, базируясь на знании творческих концепций и типологии композиционных решений японских дизайнеров-графиков российские студенты создали самостоятельные работы, посвященные тематике культуры в России.

Список литературы

1. Лихачев, Д.С. Экология культуры /Д.С. Лихачев. – М., Наука, 1985.

2. Русакова, А.С. Роль художественной традиции в китайском плакате конца XX – начала XXI века. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата искусствоведения: / Русакова Александра Сергеевна. – СПб., 2012. – 24 с.

3. Техническая эстетика и дизайн: Словарь. / Под ред. Калиничевой М.М. – М.: Академический проспект; Культура, 2012. – 356 с., илл.

4. Хеллер, С. Анатомия дизайна. Скрытые источники современного графического дизайна. / С. Хеллер, М. Илич. – М.: АСТ: Астрель, 2008. –104 с.: илл.

Сведения об авторе

1. Карпова Юлиана Игоревна, доцент кафедры «Дизайн пространственной среды» СПбГУТД

2. Санкт-Петербургский Университет Технологии и Дизайна, Санкт-Петербург, Россия

3. Почтовый адрес: ул. Рубинштейна, 15/17, кв. 419

4. [email protected], 8-921-787-84-38

5. Направления научных исследований: «Японский плакат второй половины ХХ века».

Наши рекомендации