Iii тур. природа татарстана

Ход урока повторяется для всех возрастных групп учащихся. Содержание игр и викторин меняется в зависимости от возрастной группы. В приложении приведены игры и викторины для каждой из групп. В завершении урока предлагается демонстрация видеофильма.

Цель урока:

Закрепить в сознании учащихся необходимость бережного отношения к окружающей среде.

Задачи:

Обратить внимание учащихся на:

1. взаимодействия человека с окружающей средой. Проблемы (загрязнение воздуха, воды, почвы, рукотворные лесные пожары, проблемы отходов) и их решение;

2. необходимость и полезность воспитания в себе экокультуры. Соблюдения правил поведения на природных объектах;

Ход урока:

Введение (актуализация проблемы): Человечество может и должно развиваться, но может ли оно развиваться, не обращая внимания на окружающую среду? Если общество развиваемся не в соответствии с законами природы, то природа поставит свои ограничения. Если развитие «не вписывается» в природные процессы, то возникают проблемы человека с окружающей средой. Рассмотрим наиболее яркие примеры взаимодействия человека с окружающей средой. Какие виды взаимодействия Вы знаете? (дискуссия по ответам, записанным на доске). (5 мин.)

I. Что мы знаем о проблемах человека с окружающей средой? Лектор спрашивает у класса о том, какие проблемы человека с окружающей средой они знают. (3–5 мин.)

II. Какие законы природы мы знаем, и какие нужно знать, чтобы человек мог «вписать» свою деятельность в природные процессы? Обсуждение. (3–5 мин.) III. Игры и викторины (15-20 мин)

IV. Видеофильм (10 - 15 мин)

ИГРЫ И ВИКТОРИНЫ

НАЧАЛЬНЫЕ КЛАССЫ

Познавательно-развлекательная экологическая игра

«ПРИРОДА - НАШЕ БОГАТСТВО»

ЦЕЛЬ ИГРЫ: — воспитать любовь и бережное отношение
к природе;

привлечь внимание ребят к экологическим
проблемам охраны окружающей среды.

Игра проводится в 4 тура;

Ход игры отражается на доске;

В конце игры подводится итог с выявлением команды-
победительницы, ответившей на большее количество вопросов;

Награждение.

ПРАВИЛА ИГРЫ:

Играют две команды с количеством участников не более 6 человек. Цель команды — наиболее точно ответить на вопросы.

ВОПРОСЫ К ИГРЕ:

I тур «Природа — наш дом»

Почему в лесах прорывают траншеи, разделяя один массив
леса от другого? (Противопожарная мера).

Почему, когда мы идем по лесу должны стараться ходить по
тропинкам? (Чтобы не затоптать травяной покров).

Почему собирая лекарственные травы, нельзя вырывать с корнем? (Иначе они исчезнут с лица земли).

Как защитить почву от оврагов, ям, оползней? (Сажать деревья,
кустарники. Они корнями укрепляют почву).

Почему не надо беспричинно рвать листья, траву? (Они
образовывают кислород).

Почему нельзя в лесу жечь костры? (Возможен пожар).

Где можно развести огонь? (На опушке близ леса).

Уходя из леса, что необходимо проверить в окружающей
вас природе? (Потушить костер, убрать весь мусор).

Вредны ли почве дождевые черви? (Нет, наоборот они
участвуют в почвообразовании).

Чем полезна божья коровка? (Она поедает тлю — вредителя
леса).

Все знают, что гусеница бабочки-капустницы — вредительница, она поедает
зеленые листья, капусту.

А сама бабочка приносит пользу или только вред? (Бабочка является прекрасным опылителем).

Почему, находясь в лесу, нельзя громко кричать? (В лесу нужно вести себя тихо, чтобы не распугать лесных жителей).

II тур. Ассоциации

Какие ассоциации возникают при словах:

Загрязнение воздуха (бутылки, бумага, банки и т.п.).

Загрязнение воздуха (пыль, дым, газ).

Лес (растения, животные, красота, пение птиц).

Заповедник (охрана, забота, тревога и т.п.)

III тур. Природа Татарстана.

Назовите 5 деревьев, растущих на территории Татарстана.
(Береза, дуб, осина, тополь, липа).

Назовите 5 кустарников. (Калина, бузина, боярышник, верба, ольха).

Назовите 4 вида луговых трав. (Клевер луговой, ромашка,
колокольчик, клевер белый-ползучий).

Назовите 3 водных растения, (кувшинка, кубышка, осока,
стрелолист, камыш).

Назовите 3 хвойных растения нашей местности. (Сосна, ель,
лиственница).

Как называется заповедник Татарской республики? (Раифский).

Кого охраняют в заповеднике? (Все растения и всех животных).

Какие животные встречаются в наших лесах? (Заяц-беляк,
землеройки, ежи, рыжие лисицы, лоси).

Перечислите наземных птиц. (Глухари, тетерева, рябчики).

Назовите 2 водных птиц нашей местности. (Гуси, утки).

Какие хищные звери встречаются в Раифском заповеднике?
(Норка обыкновенная, рысь, волк, лиса рыжая, норка американская).

Какие насекомоядные птицы встречаются в Татарстане зимой?
(Синица, поползень).

Какие всеядные птицы живут у нас зимой? (Дятел пестрый, зеленый, желна).

Чем полезны пчелы? (Мед, воск, прополис, опыляют цветы).

15. Почему кувшинка занесена в Красную книгу? (Из-за
высушивания водоемов, их загрязнения, уничтожения цветов).

16. Назовите причину исчезновения бобров? (Чрезмерная охота
на них, высушивание и загрязнение водоемов постройки плотин).

IV тур. Зеленая аптека.

1. Из каких растений получают лекарственные капли? (Ландыш,валериана, адонис).

Какие растения заживляют раны? (Подорожник, алоэ).

Какое растение помогает от кашля? (Мать-и-мачеха).

В плодах какого растения много витаминов «А» и «С»?
(Шиповник).

Соки каких растений помогают для профилактики гриппа?
(Лук, чеснок).

Какое растение останавливает кровотечение? (Крапива).

СРЕДНИЕ КЛАССЫ

1. «Что было бы, если из леса исчезли…»

Ведущий предлагает убрать из леса насекомых:

- Что бы произошло с остальными жителями? А если бы исчезли птицы? А если бы пропали ягоды? А если бы не было грибов? А если бы ушли из леса зайцы?

Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные растения и животные связаны друг с другом. Они друг без друга не смогут обходиться.

2. «Какого растения не стало?»

На столик выставляется четыре или пять растений. Дети их запоминают. Эколог предлагает детям закрыть глазки и убирает одно из растений. Дети открывают глаза и вспоминают, какое растение стояло ещё. Игра проводится 4-5 раз. Можно с каждым разом увеличивать количество растений на столе.

3. «Что такое хорошо, что такое плохо»

Называются ситуации, а дети должны сказать хорошо это или плохо. К примеру:

Бутылку бросать в реку;

Убирать после пикника мусор в лесу;

Делать скворечники для птиц;

Фантик на землю бросать;

Реку засорять;

Деревья срубать и прочее.

4. «Да – нет»

На все вопросы ведущего можно отвечать только словами «да» или «нет». Водящий выйдет за дверь, а мы договоримся, какое животное (растение) мы ему загадаем. Он придёт и будет нас спрашивать, где живёт это животное, какое оно, чем питается. Мы ему будем отвечать только двумя словами.

5. «Четвёртый лишний»

Вы уже знаете, что у нас не только насекомые и птицы летают, но есть и летающие животные. Чтобы убедиться, не путаете ли вы насекомых с другими животными, мы поиграем в игру «Четвёртый лишний»

заяц, ёж, лиса, шмель;

трясогузка, паук, скворец, сорока;

бабочка, стрекоза, енот, пчела;

кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;

пчела, стрекоза, енот, пчела;

кузнечик, божья коровка, воробей, комар;

таракан, муха, пчела, майский жук;

стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка;

лягушка, комар, жук, бабочка;

стрекоза, мотылёк, шмель, воробей.

Игра в слова

Я прочитаю вам слова, а вы подумайте, какие из них подходят муравью (шмелю, пчеле, таракану).

Словарь: муравейник, зелёный, порхает, мёд, увёртливая, трудолюбивая, красная спинка, пасека, надоедливая, улей, мохнатый, звенит, река. Стрекочет, паутина, квартира, тли, вредитель, «летающий цветок», соты, жужжит, хвоинки, «чемпион по прыжкам», пестрокрылая, большие глаза, рыжеусый, полосатый, рой, нектар, пыльца, гусеница, защитная окраска, отпугивающая окраска.

СТАРШИЕ КЛАССЫ

Ролевая игра «Педсовет. Экология в школе»

Участники. Число участников не ограничено. Минимальное - 6 (по числу персонажей).

Ведущий.Он же играет роль директора школы.

Время: 1 час.

Ситуация: В гимназии с математическим уклоном с 1 сентября рекомендуется ввести еженедельные уроки экологии, необходимо подготовить от школы рекомендации и предложения. Требуется решение педсовета.

Персонажи:(одна группа должна быть за положительное решение вопроса, другая против).

«За введение экологии в гимназии»

1. Учитель биологии.

2. Учитель литературы

3. Учитель физкультуры.

«Против введения экологии в гимназии»

1. Учитель математики

2. Учитель иностранного языка.

3. Завхоз школы.

Директор школы занимает нейтральную позицию.

Участники игры делятся на 6 групп (от 1 до нескольких чел.) и распределяются роли ( по усмотрению ведущего).

Дается минут 10-15 на подготовку к выступлению главных героев. На карточках участникам предоставляется вводная информация о персонаже (его краткая характеристика, необходимая для исполнения роли). Группа сама выбирает того, кто будет играть роль их персонажа, но в подготовке участвую все. От имени главного героя, все могут задавать вопросы, дополнять выступление персонажа, но при этом должны отстаивать позицию своего героя (т.е или «за» или «против»).

Во время подготовки ведущий должен обойти все группы участников, посмотреть как идет подготовка речи главного героя, помочь с вопросами, дать дополнительные сведения об их персонаже и другую информацию, позволяющую расширить представления учащихся о состоянии проблемы. По желанию участники могут для большей убедительности использовать элементы одежды, прическу, предметы, характеризующие того или иного учителя. Так как идет импровизация, в качестве главных героев желательно видеть тех учеников, которые способны это делать, фантазировать, спорить, доказывать ( при необходимости ведущий ненавязчиво должен предложить нужную в интересах игры кандидатуру).

Вводные данные для героев.

Учитель биологии – «ЗА»

Молодая учительница, первый год работает в школе. Окончила университет с отличием, могла остаться в городе, но уехала в провинцию работать учителем биологии. Полна идей, современна, с большим желанием поднять экологическую культуру не только в школе, но и в районе, где располагается гимназия. Она уже осмотрелась в районе гимназии и увидела, что экологическая ситуация в микрорайоне желает лучшего.

Учитель литературы – «ЗА»

Сторонник идей привития экологической культуры и вообще культуры. Когда-то 20 лет назад, сама приехала учительствовать и мечтала о многом, но не все получилось. В молодом биологе увидела себя в молодости. Старается на уроках литературы приобщить детей к любви к природе. Она еще и завуч по воспитательной работе и идеи экологизации ей нравятся.

Учитель физкультуры – «ЗА»

Молодой учитель, работает всего 3 года. С первого дня влюбился в учителя биологии. В экологии мало что понимает, но защищает ее, как только может. Предлагает свои услуги и готов пожертвовать физкультурой ради экологии. Поддерживает идею, что для здоровья нужна и чистая среда.

Учитель математики – «ПРОТИВ»

Пожилая учительница, до пенсии осталось работать 2 года. Категорически против. 2 причины. Гимназия математическая и все силы школа отдает этому предмету. Ее ученики призеры олимпиад, учатся в лучших вузах России, среди них известные ученые, мэр города, директор школы и др. Математика – это все.

Уменьшение часов по математике приведет к сокращению часов, ее зарплаты и соответственно уменьшению ее пенсии.

Учитель англ.языка – «ПРОТИВ»

Современная молодая учительница. Очень избалованная вниманием. Невзлюбила биолога с первого дня из-за ревности, т.к. физрук когда-то не обратил внимания на нее. Главное для современного человека знать языки, это откроет возможности знакомства с мировым опытом охраны природы. Много видела, много путешествовала.

Завхоз школы– «ПРОТИВ»

Пожилой человек, всю жизнь работал на школу, умеет беречь деньги, сам по кирпичикам строил школу. Понимает, что молодой биолог» требует много средств на свою экологию- это аудитории, зарплата, оборудование. У школы и так подтекает крыша, денег на новые затраты нет. Да и математичку жалко, все дойдут до этого дня, нужно проявлять внимание к пожилым.

Ход игры.

Директор начинает педсовет. Знакомит педколлектив с новенькой учительницей биологии. Затем переходит к проблеме введения экологии в школе и просит всех высказаться по этому поводу.

Первое слово всегда предоставляется биологу. Она должна обрисовать экологическую ситуацию в мире, России, городе, считает ее не благополучной и поэтому воспитанием экологической культуры необходимо заниматься со школьной скамьи. Предложить свое виденье экологических уроков в школе (может быть только в старших классах, или во всех). Предлагает пригласить ученых - экологов университета для чтения лекций и т.д.

Последующие выступления в зависимости от разыгрываемой ситуации. Ведущий должен следить за тем, что бы выступили все участники, предлагая им это сделать, когда наступает пауза или требуется ответное слово конкретного героя. Задает сам вопросы, которые необходимы для определенной активизации игры. Не давать устраивать «перепалки» между участниками, вести игру, напоминать каждый раз, что идет заседание педсовета.

Для остроты дискуссии перед игрой ведущий должен оговорить, что та «сторона», которая будет в своих доводах более убедительной получит соответствующее поощрение, приз, подарок, оценку - 5 в журнал и т.д и т.п.(в зависимости от возможностей ведущего)

В конце игры директор школы - ведущий подводит итог. Обосновывает положение необходимости экологии в школе, оперируя доводами выступающих и конечной целью дискуссии. Оформляет основные выводы из заседания педсовета. Завершает игру.

Благодарит участников игры. Желательно охарактеризовать игру каждого главного участника игры. Оценить, кто и как удачно вошел в образ, вник в состояние проблемы, активно участвовал в обсуждении.

Наши рекомендации