Контроль обращения отходов

Законодательство нашей страны предусматривает 3 вида контроля при

обращении с отходами:

- государственный. Его осуществляют специально уполномоченные феде­ральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией и органы исполнительной власти субъектов федерации. Целью контроля является обеспечение:

• выполнения экологических и иных требований в области обраще­ния с отходами, в том числе требований к трансграничному пере­мещению отходов, пожарной безопасности; условий обращения с опасными отходами на основании соответствующих лицензий;

• требований по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуа­ций, возникающих при обращении с отходами; требований и правил транспортирования опасных отходов; выполнения мероприятий по уменьшению количества отходов и вовлечению их в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья;

• достоверности информации в области обращения с отходами и от­четности об отходах;

• выполнения соответствующего законодательства и принятия мер по устранению его нарушений; виновные лица привлекаются к от­ветственности;

- производственный. Возлагается на юридических лиц, которые осущест­вляют деятельность в области обращения с отходами. Порядок прове­дения такого контроля согласовывается со специально уполномочен­ными федеральными органами исполнительной власти;

- общественный. Этот контроль проводится общественными объедине­ниями или гражданами в области обращения с отходами. Порядок та­кого контроля установлен законодательством РФ.

ГЛАВА 13. ОХРАНА ПРИРОДЫ

Проблемы мониторинга

Мониторинг (от лат. monitor) - напоминающий, проверяющий, над­зирающий.Экологический мониторинг — это система инструмен­тальных наблюдений и контроля за экологическим состоянием окру­жающей среды в пространстве и во времени, в соответствии с заранее при­нятой программой.

В процессе проведения всевозможных исследований возникают неко­торые проблемы и недостатки:

- атмосферный воздух. Его не учитывают как природный ресурс, поэто­му контроль за его компонентами, за исключением диоксида углеро­да, не ведется. А тем временем, отмечается снижение содержания ки­слорода в воздухе, что нарушает нормальное клеточное дыхание жи­вых организмов;

- водные ресурсы. Мониторинг водных ресурсов проводится в рамках государственного Водного кадастра. Но несмотря на то, что учет водных ресурсов и наблюдение за режимом вод ведутся по единой системе, происходят значительные расхождения в величинах одних и тех же показателей, представленных различными ведомствами;

- земельные ресурсы. Мониторинг земельных ресурсов осуществляется государственными землеустроительными органами. В результате пере­распределения земель наблюдается выбытие из оборота сельскохозяй­ственных угодий и ухудшение их качества;

- биологические ресурсы. В этом случае проводится учет только охот­ничьих и промысловых животных. Проблемой мониторинга является то, что в настоящее время нет возможности охватить контролем все рыбохозяйственные водоемы страны. Работы по изучению и карто­графированию запасов растений ведут научно-исследовательские ин­ституты и кафедры соответствующих вузов. Однако не определены запасы трав в пределах ареалов, недостаточны сведения о существую­щих районах их размещения, а все это не позволяет говорить о суще­ствовании на данной территории мониторинга.

В государственной системе управления природоохранной деятельно­стью важная роль отводится формированиюГосударственного мониторинга окружающей среды (Государственного экологического мониторинга), ко­торый заменил в 2003 г. формировавшуюся до этого Единую государст­венную систему экологического мониторинга.

Среди всех блоков экологического мониторинга мониторинг биоты является наиболее сложным и наименее разработанным не только в Рос­сии, но и во всем мире. Многочисленные публикации по мониторингу отдельных видов биоты или проблемам биоиндикации не позволяют применять большинство из них в экологическом мониторинге, поскольку нет единой методологии использования объектов живой природы в сис­теме экологического мониторинга с целью не только оценки, но и регу­лирования качества окружающей среды.

Системы автоматического мониторинга. В наше время процесс миниа­тюризации электронных схем дошел до молекулярного уровня, делая реальным полностью автоматизированные системы слежения за качест­вом окружающей среды, но их развитие сдерживается прежде всего фи­нансовыми трудностями.

Наши рекомендации