ШИФР участника (заполняется ЖЮРИ)

Всероссийская олимпиада школьников по экологии

Учебный год

1 тур – ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ(общее количество баллов – 80)

Класс

На выполнение теоретического тура отводится 2 астрономических часа (120 минут).

ЗАДАНИЕ 1. (за каждый правильный ответ – 1 балл; всего – 20 баллов)

ИНСТРУКЦИЯ: Определитеправильность утверждений (ответ «да» или «нет»).

1. Контрольная часть научного эксперимента состоит в сохранении всех условий, кроме одного, влияние которого исследуется.

2. Термин «экология» в 1866 г. предложил Ф. Мюллер.

3. Функционирование большинства клеток организма не зависит от окружающих условий.

4. Животные взаимодействуют с биотическими компонентами окружающей среды,
а с абиотическими не взаимодействуют.

5. Приспособленность к среде обитания присуща живым организмам с момента появления их на свет.

6. В лесных массивах, как правило, благодаря растительности повышается влажность воздуха, ослабевают температурные колебания, гасятся движения воздуха.

7. Ксилофаг - организм, обитающий в древесине.

8. Все организмы подчиняются законам термодинамики: они получают, запасают и преобразуют энергию.

9. В листьях утилизируется не только падающий, но и отраженный солнечный свет.

10. Совокупность морфологических, поведенческих и других особенностей данного вида, помогающая ему выживать и размножаться в определенных условиях среды, называется метаболизмом.

11. Способность живых организмов противостоять изменениям и сохранять относительное постоянство внутренней среды называется адаптацией.

12. Все живое на Земле – это солнечная батарея, мощность которой превышает нынешнее энергопотребление человечества по меньшей мере в 100 раз.

13. Организм-паразит не зависит от организма-хозяина и влияет на него.

14. В состоянии анабиоза некоторые организмы могут переносить крайне неблагоприятные условия, в частности, глубокое промерзание при -180ºС.

15. Два вида, обитающие на одной территории, могут иметь одинаковую экологическую нишу.

16. Численность и плотность популяций, для которых характерен изменчивый тип динамики численности, колеблется в пределах двух - трех порядков.

17. Для регуляции численности многих насекомых-ксилофагов большое значение имеют слабоинерционные механизмы, особенно велика роль внутрипопуляционной конкуренции.

18. Стабильный тип динамики численности характерен для r-стратегов.

19. Распашка степей привела к сокращению численности и ареалов пушных зверьков куницы и выхухоли.

20. Виды-коэдификаторы составляют основу видового богатства и, следовательно, определяют разнообразие связей в сообществе.

ЗАДАНИЕ 2. (Каждый правильный ответ - 1 балл; всего – 30 баллов).

ИНСТРУКЦИЯ: задание включает 40 вопросов, к каждому из них предложено 4 варианта ответа. На каждый вопрос выберите только один ответ, который Вы считаете наиболее полным и правильным. Индекс выбранного ответа занесите в матрицу ответов.

1. Отличие науки экологии от других видов человеческой деятельности в том, что:

а) ее выводы окончательны; б) она не объясняет законы природы;

в) можно проверить правильность ее утверждений;

г) нельзя доказать ложность ее утверждений.

2.Укажите относительно постоянные свойства среды на протяжении длительных периодов времени в эволюции видов:

а) ветер; б) влажность; в) осадки; г) сила тяготения.

3. Промежуточным хозяином вируса весенне-летнего или клещевого энцефалита является:

а) клещ орнитодорус; б) комар кулекс, в) комар анофелес, г) клещ персулькатус.

4. Бактерии тифа имеют скорость возможного заселения всей поверхности планеты за:

а) 200 дней; б) 2 суток; в) 10 дней; г) 366 дней.

5.Отношения между клевером и бактериями, живущими на его корнях – это отношения:

А) хищник-жертва; Б) паразит-хозяин; В) симбиоза; Г) конкуренции.

6. Отношения симбиоза существуют между человеком и:

А) домовой мышью; Б) пшеницей;

В) растущей во дворе крапивой; Г) синим васильком.

7.Какое приспособление у растений обеспечивает более эффективное и полное поглощение солнечного света?

а) листовая мозаика; б) мелкие листья

в) восковой налёт на листьях г) шипы и колючки

8.Редис в начале лета и в конце лета образует корнеплоды, а в середине лета цветет. Редис – это растение:

А.Короткодневное. Б.Длиннодневное.

В. Фотопериодически нейтральное растение.

Г.Данное явление не относится к явлению периодизма.

9. За свою жизнь самка судака может отложить более миллиона икринок. При этом до следующего размножения доживает в среднем:

А) около 50 тыс.; Б) около 5 тыс.; В) около 500; Г) 2.

10. Примером, иллюстрирующим эффект взаимозаменяемости факторов, открытым Э. Рюмелем в 1930 г., является компенсация:

а. позвоночным животным недостатка двуокиси азота в атмосфере повышенным содержанием протеинов и липидов

б. зеленым растением недостатка света повышенным содержанием диоксида углерода в атмосферном воздухе

в. шляпочным грибом отсутствия почвенной и атмосферной влаги повышением концентрации растворимых солей калия и фосфора

г. бурыми водорослями отсутствия солнечного света повышением содержания растворённого атмосферного азота

11. Несовпадение календарного возраста и возрастного состояния у растений происходит в результате:

а. несовершенства этих организмов;

б. специфики ростовых процессов, отличающих растения от животных;

в. сбоев работы генетических механизмов онтогенеза;

г. определенной экологической стратегии, выработанной ходом эволюции.

12. Понятие «биокосное тело» ввел в науку

А) В.И. Вернадский; Б) А. Гумбольдт; В) В.В. Докучаев; Г) В.И. Сукачев.

13. Природноочаговым заболеванием является

А) аскаридоз; Б) малярия; В) сыпной тиф; Г) чума.

14. Парниковый эффект связан с тем, что углекислый газ поглощает

А) ультрафиолетовое излучение; Б) видимый свет;

В) инфракрасное излучение; Г) радиоволны.

15. Местом обитания растений – галофитов служит:

а) болото; б) прибрежная, затопляемая при разливе, зона пресноводного водоёма;

в) пустыни и полупустыни; г) пойменные луга.

16. Животное – синантроп это:

а) любое дикое животное, размножаемое в неволе;

б) дикое животное, не боящееся человека;

в) дикое животное, обитающее вблизи человека;

г) дикое животное, добываемое человеком живым или мертвым ради получения экономической выгоды.

17. Согласно правилу А. Уоллеса биологическое разнообразие увеличивается по мере продвижения:

а) с запада на восток; б) с востока на запад;

в) с севера к экватору; г) от экватора к северу.

18. Число особей вида на единицу площади или на единицу объёма жизненного пространства показывает:

а) видовое разнообразие; б) плодовитость;

в) плотность популяции; г) обилие популяции.

19.Как называют привнесение в среду и размножение в ней нежелательных для человека организмов:

а) интродукция; б) биологическое загрязнение;

в) эмиссия; г) химическое загрязнение.

20. В экосистеме болота кислорода:

А) выделяется больше, чем поглощается;

Б) выделяется столько же, сколько поглощается;

В) выделяется меньше, чем поглощается;

Г) совсем не выделяется.

21.Каков результат сукцессий?

А.Смена одного сообщества другим.

Б.Поддержание сложной внутренней структуры сообществ.

В.Адаптация сообщества к окружающей среде.

Г. Процесс самовосстановления экосистемы.

22. Экогруппа – объединение из 6–8 человек (родственники, соседи, коллеги, друзья). Участники встречаются раз в неделю, вместе рассматривают конкретные экологические проблемы и обсуждают варианты их решения, которые затем осуществляются на уровне домохозяйства, дома, офиса. Деятельность экогрупп реализует принцип социальной экологии:

а) «природа знает лучше»; б) «после нас хоть потоп»;

в) «мир погубит непрофессионализм»; г) «думать глобально – действовать локально».

23. Твердые бытовые отходы на территории России, как правило:

А. подвергаются тонкой сортировке;

Б. подлежат захоронению на полигонах;

В. перерабатываются промышленными методами;

Г. утилизируются на мусороперерабатывающих заводах.

24. К недостаткам гидроэнергетики относят:

А. большие плотины позволяют подавать регулируемое количество воды в орошаемые районы;

Б. возможность контролировать паводки;

В. затопление значительных территорий;

Г. наличие еще не перекрытых потенциальных створов для гидростанций.

25. В принципы экологического поведения не входит

а)recombination; б)recycle – переработай вторично;

в)reduce – потребляй меньше; г)reuse – повторно используй.

26. По наличию природных малонарушенных экосистем Россия занимает в мире:

а) 200-е место; б) 100-е место; в) 10-е место; г) 1-е место.

27. Более половины территории России являются очень чувствительной к различного рода антропогенным нарушениям ее экосистем, вследствие того, что:

а) она находится на восток от Уральских гор в условиях резко континентального климата

б) она расположена севернее 60 градуса параллели в условиях многолетней мерзлоты;

в) она расположена на больших высотах;

г) она расположена на засоленных почвах в условиях обширных низменностей

28. Какой тип ландшафта практически исчез в результате глобального антропогенного вмешательства в экосистемы планеты:

а) пустыни и полупустыни; б) широколиственные леса;

в) лесостепи и лесотундры; г) степи

29. Диоксины образуюся при сгорании:

А) полиэтилена; Б) поливинилхлорида; В) вискозы; Г) капрона.

30. Об охране лесов размышлял герой пьесы А.П. Чехова:

А) «Вишневый сад»; Б) «Дядя Ваня»; В) «Три сестры»; Г) «Чайка».

ЗАДАНИЕ 3 (2 балла).

Рассчитайте смертность во время спячки в двух популяциях малого суслика, занимающих равные по площади ареалы, причем в первой из них численность составляла 164 зверьков, выжило 82, во второй – соответственно 90 и 56. Запас кормов в популяциях был одинаков, чем можно объяснить различия в показателе смертности?

ЗАДАНИЕ 4.(max - 8 баллов)

ИНСТРУКЦИЯ.Выберите один правильный вариант ответа из четырёх возможных.
Правильный ответ – 2 балла. Обоснование верного ответа – ещё два балла.

ЗАДАЧА 4-1. (4 балла)

Общее количество энергии, затрачиваемое организмом в единицу времени для поддержания жизнедеятельности:
а Возрастает с увеличением массы тела
б Возрастает с уменьшением массы тела
в Убывает с увеличением массы тела
г Убывает с уменьшением массы тела
ОТВЕТ    
       

ЗАДАЧА 4-2. (4 балла)

В крупных городах неоднократно предпринимались попытки уничтожения ворон как «вредных» птиц. С экологической точки зрения наиболее эффективным способом регулирования численности ворон является:
а отлов и отстрел
б разведение их естественных врагов – бродячих собак, кошек
в уничтожение гнезд и кладок
г ликвидация несанкционированных свалок
ОТВЕТ    
       

ЗАДАНИЕ 5. (10 баллов)

ИНСТРУКЦИЯ.Выберите один правильный вариант ответа из четырёх возможных. Правильный ответ – 2 балла. Обоснование верного ответа – ещё два балла. Обоснование, почему три остальных ответа неверны – каждое обоснование по 2 балла.

Жизненность организма определяется самым слабым звеном в цепи его экологических потребностей. Какой из перечисленных законов соответствует данному утверждению:

А) Закон Бэра – Бабине;

Б) Закон минимума (Либиха);

В) Закон толерантности (Шелфорда);

Г) Закон пирамиды энергий (Р. Линдемана)

ТРИЗ ЗАДАНИЕ – 10 баллов

Некоторые Пресмыкающиеся пермского периода имели на спине «парус» - складку кожи высотой 1 м, поддерживаемую в вертикальном положении выростами позвоночника. Какое значение в жизни животного мог иметь такой «парус»?

ШИФР участника (заполняется ЖЮРИ)

Наши рекомендации