Тема: Формы земной поверхности
Задачи:формировать представление о разнообразии форм поверхности, их особенностях; показать значение равнинного рельефа для хозяйственной деятельности человека; содействовать осознанию учащимися своей роли в борьбе с образованием оврагов и разрушением почвы; развивать умения самостоятельной работы с учебником, умений самоконтроля и самооценки, работать в парах; создать условия для воспитания уважения и взаимопомощи друг к другу.
Оборудование:таблицыс изображением форм поверхности, макет холма, ящик с песком, лейка с водой, карточки с заданиями для самостоятельной работы.
Ход урока
Проверка знаний и умений. Работа с теллурием или глобусом с лампой:
1. Поставьте глобус в такое положение, чтобы в северном полушарии было лето; зима. Почему в северном полушарии в таком положении Земли зима? Покажите, где на Земле в это время ночь, а где день. Почему?
Почему сутки длятся 24 часа?
2. Поставьте глобус в такое положение, чтобы в южном полушарии была зима. Почему здесь зима? Поверните глобус так, чтобы в восточном полушарии был день. Какое время года в таком положении Земли относительно Солнца в северном полушарии? Почему?
Почему год длится 365 или 366 дней?
Несколько быстро работающих учеников могут работать по карточкам, на которых по предложенным рисункам школьники определяют, в какой части Земли день, в какой ночь, какое время года в том или ином полушарии. Сильным ученикам можно предложить самим нарисовать положение Земли относительно Солнца в то или иное время года.
Изучение нового материала.Учитель формирует у школьников общее представление о рельефе или формах поверхности, (все неровности на Земле), какие они бывают (возвышения, понижения). На Земле выделяют две основные формы поверхности – горы и равнины. На доске появляется соответствующая схема. Далее детям предлагается две таблицы с отражением гор и равнины. Учащиеся опознают эти формы, объясняют свой выбор. Учитель обращает внимание детей на то, что и на равнине и в горах поверхность состоит из неровностей – понижений и возвышений. На равнине возвышения называются холмами, некоторые понижения – овраги. Горы состоят из отдельных гор или горных цепей и межгорных понижений. Ученики высказывают свое мнение, чем горы отличаются от холмов. В итоге беседы схема на доске дополняется и может быть представлена следующим образом:
Таким образом, учитель формирует самое общее представление о формах поверхности, а дальше организуется самостоятельная работа учащихся.
Что конкретно представляют собой холмы, что общего и отличного между горой и холмом, чем равнины отличается от гор – это задача, которую решают ученики в ходе самостоятельной работы. Учащиеся работают в парах в соответствии с алгоритмом мурманской методики (ММ). Каждая пара получает технологическую карточку с программой работы с определенным цветовым сигналом.
В карточках две части. В первой части - программа по самостоятельному изучению деловой статьи учебника. Во второй части – задания для самоконтроля на применение знаний по образцу.
Карточка 1. «Холм».
1 часть - задания для самостоятельной работы:
Прочитай текст учебника «Человек и мир» на стр. …
1. Найди в тексте, что такое холм. Назови части холма.
2. Что такое подножие? Вершина? Склон?
3. Рассмотри рисунок на стр. . Найди на нем части холма: вершину, пологий и крутой склон, подножие.
4. Найди в тексте, какую самую большую и самую малую высоту может иметь холм?
2 часть – задания для самоконтроля:
1. Подпиши части холма на рисунке. (Дается рисунок).
2. Обведи кружком букву с правильным ответом.
Холм – это возвышение:
А) высота которого над окружающей местностью до 300 м;
Б) высота которого от подножия к вершине до 200 м.
3. Ответь «Да» или «Нет».
Будет ли холмом возвышение, высота которого над окружающей местностью 175 м. 15 м ?
Карточка 2. Равнина, равнины холмистые и плоские
1 часть - задания для самостоятельной работы:
Прочитай текст на стр..
1. Найди в тексте что такое равнина. Верно ли, что равнина – это большое пространство на земной поверхности с небольшими возвышениями и понижениями.
2. Найди в тексте, как называется равнина:
- без заметных понижений и повышений;
- на которой встречаются холмы.
3. Дополни схему:
| |||||
2 часть – задания для самоконтроля:
1. Обведи кружком букву с правильным ответом.
Равнина – это:
А) небольшой участок земли с небольшими возвышениями и понижениями;
Б) большое пространство со значительными разницами высот;
В) большое пространство с незначительными разницами высот.
2. Закончи предложения.
Равнины бывают плоские и …
Равнины без заметных понижений и повышений – это …
Равнины, на которых встречаются холмы, это …
3.Ответь на вопросы.
Как называется равнина, на которой расположен наш населенный пункт?
Как называется форма поверхности, на которой расположена наша страна?
Задания для самоконтроля выполняются каждым учеником самостоятельно. После того, как пара проработала программу карточки, учащиеся ищут себе партнеров с карточками, отличающимися цветовым сигналом. В вновь созданной паре вначале один ученик прорабатывает с партнером первую часть свой карточки (объясняет ему усвоенный материал), а затем партнер прорабатывает с ним первую часть своей карточки. После этого партнеры обмениваются карточками, и каждый самостоятельно выполняет задания второй части. Выполнив задания, учащиеся обсуждают результаты, оказывают в случае необходимости помощь друг другу. Учащиеся благодарят друг друга и ищут новых партнеров по цвету карточки. Таким образом, каждый ученик усваивает все элементы знаний, работая в парах сменного состава.
Физкультпауза «Гора ». Люди с самого рожденья
Жить не могут без движения.
1. Руки опустите вниз, выровняйте спинку, голову не наклоняйте.
2. Медленно поднимайте руки вверх и сцепите их в замок над головой.
3. Представьте, что ваше тело – как гора. Одна половина горы говорит: «Сила во мне» и тянется вверх. Другая говорит: «Нет, сила во мне» и тоже тянется вверх.
4. Нет! – решили они – мы две половинки одной горы, и сила в нас обеих. Потянулись обе вместе, сильно-сильно.
5. Медленно опустите руки и улыбнитесь!
После работы в парах сменного состава, организуется фронтальная работа по знакомству с оврагом. Ученики рассматривают рисунок оврага, описывают его, сравнивают свое описание с текстом учебника. Затем проводится практическая работа, предложенная в учебнике на стр. … (холм моделирует заранее учитель). Выводы учащиеся сравнивают с текстом учебника. Ученики рассуждают, какой вред наносят овраги сельскому хозяйству, как с ними бороться. Учитель обобщает ответы учеников, дополняет их.
Перед изучением последнего элемента выясняется, видели ли дети горы, где, чем горы отличаются от холмов.
Дальше ученики самостоятельно в парах читают текст «Горы» по карточке:
1 часть – задания для самостоятельной работы:
Прочитай текст на стр. …
1. Найди в тексте, чем похожи гора и холм.
Верно ли, что гора и холм имеют одинаковые части? Какие?
2. Чем гора отличается от холма?
3. Какими бывают горы? Чем они отличаются?
4. Что такое горные хребты?
2 часть – задания для самоконтроля:
1. Обведи кружком букву с правильным ответом.
Гора – это возвышение, высота которого над окружающей местностью:
А) выше 200 метров;
Б) выше 150 метров;
В) выше 5000 метров.
2. Закончи предложения.
Гора, как и холм, имеет подошву, …, … .
Высокие горы имеют обычно острые … , крутые … .
Ряды гор со многими вершинами и общей подошвой называются …
3. Сделай правильный вывод: гора и холм подобны тем, что они имеют подошву, … . Гора отличается от холма тем, что высота ее над окружающей местностью выше …
В заключение урока при наличии времени ученики работают по карточке «Итоговый контроль»:
1.Опознай формы рельефа, изображенные на рисунках. Сделай необходимые подписи к ним. (Предлагается несколько рисунков: равнина плоская и холмистая, холм, горы ).
2. Закончи предложения, вставь пропущенные слова:
Равнина – это … пространство на Земле с почти …поверхностью.
Холм – это возвышение на равнине, высота которого …
Овраг – это … в рельефе, с … склонами и … дном.
Гора – это возвышение на Земле, высота которого …
3. Дополни схему:
4. Ответь на вопрос. Какая форма поверхности будет, если высота возвышения над окружающей местностью будет:
А) до 10 м – это … Б) до 200 м – это … В) свыше 300 м – это .. Г) свыше 1000 м – это …
Контроль результатов может осуществляться путем взаимопроверки и сверки с эталоном.