Предприятия, учреждения, организации и граждане как субъекты права собственности на землю, землевладения, землепользования и аренды.
Прежнее земельное законодательство признавало только право пользования землей. Это право было единственным юридическим основанием, по которому отдельные учреждения, предприятия, организации и граждане могли вступать в земельные отношения.
В настоящее время в Российской Федерации установлены частная (граждан и юридических лиц), государственная (федеральная и субъектов РФ), муниципальная и иные формы собственности на землю. Граждане могут иметь земельные участки на праве не только частной, но и общей долевой (с определением долей каждого собственника) и общей совместной (без определения доли) собственности. Для стимулирования рационального использования земли, недопущения ее бесхозяйственного использования, ухудшения ее полезных свойств и качеств положительно решен вопрос о платности предоставления земли всем желающим.
Выбор конкретных форм собственности из числа установленных государством в субъектах РФ осуществляется самими субъектами РФ. Субъекты РФ стремятся организовать ее использование таким образом, чтобы максимально сочетать экономические и экологические интересы общества. Они предоставляют земли в собственность, во владение, пользование и аренду конкретным субъектам, наделяя их соответствующими правами и обязанностями, определяя порядок, условия и формы использования земли, ее целевое назначение, осуществляя контроль за ее надлежащим использованием.
Право собственности на землю, землевладения, землепользования и аренды выступает как особый правовой институт экологического права, содержащий систему норм, направленных на обеспечение рационального использования и охраны земель, и как субъективное право, т.е. совокупность прав и обязанностей конкретных собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов.
Субъектами права собственности на землю, землевладения, землепользования и аренды являются граждане, предприятия, организации и учреждения различных форм собственности. В случаях, предусмотренных законодательством РФ, правовыми актами субъектов федерации, земли могут предоставляться иным гражданам и юридическим лицам.
Основанием возникновения права собственности на землю, права землевладения и землепользования является фактический состав, в который входят по меньшей мере два юридических факта: принятие решения об отводе или предоставлении земельного участка (когда первичный собственник, землевладелец или землепользователь решает вопрос о выделении земельного участка за счет своих земельных фондов); отвод или предоставление земельного участка в натуре и выдача соответствующего документа, удостоверяющего право собственности, землевладения и землепользования.
Собственники и другие пользователи земли имеют право в установленном порядке использовать для своих нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, торф, песок, гравий, пресные подземные воды, а также лесные угодья и водные объекты. Основным видом землепользования является аренда.
В соответствии с земельным законодательством арендодателями земельных участков являются собственники земли и соответствующие органы исполнительной власти. Аренда земли может быть как краткосрочной до пяти лет, так и долгосрочной — до 49 лет.
Правовая охрана земель.
Охрана земель включает в себя систему правовых, организационных, экономических и других мероприятий, направленных на предотвращение необоснованного изъятия земель из сельскохозяйственного оборота и их защиту от вредных антропогенных воздействий, а также на воспроизводство и повышение плодородия почв, продуктивности земель.
Она осуществляется на основе комплексного подхода к угодьям как к сложным природным образованиям (экосистемам), с учетом их зональных и региональных особенностей. Она имеет следующие цели: предотвратить деградацию и нарушение земель, другие неблагоприятные последствия хозяйственной деятельности путем стимулирования природоохранных технологий производства, введения компенсационных выплат собственникам земли, землевладельцам, землепользователям и арендаторам за ухудшение качества их земель, если это вызвано хозяйственной деятельностью других собственников земли, землевладельцев, землепользователей, арендаторов независимо от состояния земель и экологической обстановки в целом; обеспечить улучшение и восстановление земель, подвергшихся деградации или нарушению; создать механизм учета и проверки экологического состояния земель, а также обеспечить собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов экологическими нормативами режимов оптимального использования земельных участков.
Экономическое стимулирование рационального использования и охраны земель направлено на повышение заинтересованности собственников, землевладельцев и землепользователей, в том числе и арендаторов, в сохранении, воспроизводстве плодородия почв, на защиту земель от негативных последствий производственной деятельности и предусматривает:
а) выделение средств из федерального бюджета республик в составе Российской Федерации и других субъектов Федерации, местных бюджетов, внебюджетных фондов охраны земель для восстановления земель, нарушенных не по вине лиц, использующих эти земли, а также частичную компенсацию при снижении доходов в результате консервации земель, нарушенных не по вине лиц, использующих эти земли;
б) освобождение от платы за земельные участки, находящиеся в стадии сельскохозяйственного освоения и в период, предусмотренный проектом производства работ;
в) поощрение граждан, ведущих крестьянское фермерское хозяйство, членов колхозов, кооперативов, акционерных обществ, работников совхозов, лесхозов и других предприятий, а также их руководителей и специалистов за улучшение качества земель, повышение плодородия почв, продуктивности земель лесного фонда;
г) установление повышенных цен на экологически чистую сельскохозяйственную продукцию;
д) полную или частичную компенсацию собственникам земель и другим пользователям земель произведенных ими затрат по охране земель, повышению плодородия почв. Она производится из средств федерального бюджета и бюджетов других субъектов Федерации при подтверждении соответствующим комитетом по земельным ресурсам и землеустройству объемов выполненных работ, предусмотренных государственными комплексными программами повышения плодородия почв и проектами внутрихозяйственного землеустройства в порядке, установленном законодательством РФ и правовыми актами субъектов Федерации.