Участие общественности на стадиях процесса экологической оценки

На начальных этапах развития экологической оценки в мире консультации и участие общественности были, как правило, связаны с определенным этапом процесса ЭО. ЗВОС (или его проект) делался доступным для заинтересованных сторон, например, путем помещения в общедоступную библиотеку. В некоторых случаях любой желающий мог получить копию документа бесплатно или за небольшую плату. Ознакомившись с документом, общественность могла представить комментарии и замечания, в том числе и в ходе обсуждений или слушаний. На основе этих комментариев могли быть внесены изменения в проектные решения, что отражалось в окончательном варианте ЗВОС. В других системах ЭО эти замечания учитывались государственным органом при выдаче разрешения на осуществление намечаемой деятельности.

Однако довольно быстро обозначилась тенденция к расширению роли общественности в процессе ЭО. На практике уже проект ЗВОС отражает взаимосвязанную систему проектных решений. Наиболее важные решения, например, о выборе площадки, фактически приняты, хотя, возможно, не утверждены. Поэтому даже на этом этапе, задолго до начала осуществления намечаемой деятельности, принципиальное изменение проектных решений возможно далеко не всегда. С другой стороны, участие общественности на ранних этапах процесса ЭО позволяет инициатору деятельности получить ценную информацию, улучшить качество проектных решений, снизить вероятность возникновения конфликта. Как правило, количество проблем, образующихся на стадии обсуждения ЗВОС, тем меньше, чем раньше организовано общественное участие. С другой стороны, организация участия общественности на ранних стадиях процесса ЭО иногда сталкивается с той проблемой, что на этих стадиях еще нет “материала для обсуждения”, и не на все вопросы общественности можно немедленно дать ответ. С другой стороны, эту проблему можно решить, если явно определять конкретные цели вовлечения общественности на каждом этапе.

Так, на этапе принятия решения о необходимости ЭО(скрининга) целесообразно выяснить степень обеспокоенности общественности по поводу данного проекта, желания участвовать в процессе принятия проектных решений. Это может быть одним из факторов, значимых для принятия решения о проведении ЭО.

На этапе определения задач экологической оценкинеобходимо выяснить, какие проблемы вызывают обеспокоенность общественности в наибольшей степени. Это внесет вклад в выявление значимых воздействий, позволит определить приоритетные проблемы для анализа на следующих этапах процесса ЭО. Кроме того, взаимодействие с различными заинтересованными группами позволяет получить дополнительную информацию, необходимую для проведения ЭО. При планировании процесса ЭО, которое обычно происходит на этом этапе, целесообразно разработать план или программу участия в нем общественности.

Стадия прогноза и оценки значимости воздействийв наибольшей степени носит “научно-технический” характер. Однако содержанием этого этапа является не только прогноз величины воздействий, но и оценка их значимости, которая представляет собой соотнесение ожидаемых последствий с общественными представлениями об их допустимости. Следовательно, и на этом этапе консультации с заинтересованными сторонами необходимы.

Обсуждение ЗВОС, сбор замечаний и последующая корректировка проектных решений представляют собой одну из наиболее важных и одновременно наиболее проработанных стадий общественного участия. На этом этапе общественность, как правило, представляет комментарии и замечания к ЗВОС, могут проводиться общественные слушания и другие мероприятия. Одним из предметов обсуждения на этом этапе может быть сравнение ранее проработанных альтернатив.

Общественность или ее представители далеко не всегда принимают участие в систематической оценке качества ЭО, а также в непосредственномпринятии решенияоб осуществлении намечаемой деятельности. Тем не менее, на этих этапах должны быть учтены результаты участия общественности на всех предыдущих этапах процесса ЭО. Решения и их обоснования должны, как правило, публиковаться или быть доступными общественности. Кроме того, во многих системах общественность имеет право оспаривать принятое решение в судебном или административном порядке.

И, наконец, на стадии осуществления намечаемой деятельности участие общественности может выражаться в общественном контроле выполнения проектных решений и оценке соответствия реальных воздействий предсказанным на стадии ЭО. Конкретные методы вовлечения общественности в послепроектные стадии может быть документировано, например, в плане экологического менеджмента (см. главу 9)

Ответственность за организацию участия общественности в тех или иных национальных системах ЭО несут различные стороны. Как правило, это стороны, ответственные за выполнение задач соответствующего этапа. Так, в большинстве национальных систем, где выполнение основных элементов ЭО (сбор информации, прогноз воздействий и оценка их значимости, подготовка ЗВОС) является обязанностью инициатора деятельности, ответственность за организацию взаимодействия с общественностью, как правило, возложена на него же. В то же время, стороны, ответственные за оценку качества ЭО или принятие решения, могут организовывать дополнительные мероприятия по взаимодействию с общественностью в связи с решением этих задачами.

Наши рекомендации