Пути оптимизации отношений человека и природы в регионе
Все глобальные экологические проблемы и пути их решения обсуждались на Встрече на высшем уровне по проблемам планеты Земля в 1992 г. в Рио-де-Жанейро во время Конференции Организации объединённых наций(ООН) по окружающей среде и развитию.
По первоначальному определению устойчивое развитие определялось как «модель движения вперед, при котором достигается удовлетворение жизненных потребностей нынешнего поколения без лишения такой возможности будущих поколений. В широком смысле стратегия устойчивого развития направлена на достижение гармонии между людьми (друг с другом) и между обществом и природой» (Коптюг, 1992).
Принципы устойчивого развития, выработанные на конференции в Рио-де-Жанейро, включают следующие основные идеи:
ü право человека на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой;
ü несовместимость развития и вреда окружающей среде, необходимость учета интересов не только нынешних, но и будущих поколений;
ü недопустимость нанесения ущерба окружающей среде за пределами государства;
ü разработка каждым государством такого законодательства, которое гарантировало бы ограничение и ликвидацию нежизнеспособных моделей производства и потребления; развитие производства только при обеспечении охраны окружающей среды от его воздействий; объективную оценку экологических последствий предпринимаемых действий и ответственность за загрязнение окружающей среды; поощрение участия населения в решении экологических проблем и предоставление широкого доступа к экологической информации; уведомление других государств о стихийных бедствиях или деятельности, которые могут иметь вредные трансграничные последствия; уважение международного права, укрепление мира.
Декларация по окружающей среде и развитию, принятая Конференцией ООН, особо подчеркивает, что устойчивое развитие требует глубокого научного понимания проблем, обеспечения просвещения и образования по вопросам развития и сохранения окружающей среды, подготовки компетентных кадров. Как один из важнейших путей достижения устойчивого развития Декларация отмечает изменение структуры потребления. В это понятие входят направления и способы экономического роста при одновременном уменьшении расхода энергии и сырья, а также отходов, т.е. увеличение эффективности производства; применение в этих целях ценовых стимулов и рыночных механизмов.
Главный принцип организации любого производства, исходя из этих положений, должен заключаться в его построении по типу биогеохимических циклов миграции веществ и энергии в биосфере. С этой целью первостепенное внимание должно уделяться созданию экологически чистых технологий, внедрению таких процессов, которые превращали бы отходы в ресурсы. В нашей стране еще в 1972 году российскими учеными Н.Н. Семеновым и И.В. Петряновым-Соколовым было введено понятие «безотходная технология».
Под безотходной технологической системой понимают такое отдельное производство или совокупность производств, в результате практической деятельности которых не происходит отрицательного воздействия на окружающую среду. Таким образом, конечная продукция должна характеризоваться долгим сроком службы, возможностью многократного использования, простотой ремонта, легко превращаться в исходные элементы для нового производства или в экологически безвредную форму.
Рациональное комплексное использование сырья позволяет уменьшить количество недоиспользованных веществ, увеличить ассортимент готовых продуктов, выпускать новые продукты из той части сырья, которая раньше уходила в отходы. Так, предприятиями цветной металлургии извлекалось из минерального сырья в 1913 году – 15 элементов, а в 1990 году – уже 88. Из медьсодержащих руд, в состав которых входят 25 элементов, извлекается 21 элемент (А.В. Маринченко, 2009).
Использование вторичных ресурсов (отходов)– одно из наиболее перспективных направлений ресурсосбережения, один из реальных и прогрессивных способов одновременного решения экологических и экономических проблем. Например, Управлением по экологии и природопользованию Воронежской области проводятся Декады по сбору вторичных материальных ресурсов. По данным управления, в 2011 году в ходе мероприятия собрано 167,4 т макулатуры, 4,8 т полимерных отходов, 20,1 т стеклобоя, 4,1 т отработанных автошин и 6 т металлолома. Это в 1,4 раза превысило количество собранных вторичных материальных ресурсов за аналогичный период 2010 года. Количество сданных населением отработанных компактных энергосберегающих ламп составило 1650 штук, превысив аналогичный показатель предыдущего года в 1,2 раза. В Тамбовской области реализуется экологическая программа «Обращение с твердыми бытовыми и промышленными отходами». Она основана на комплексном подходе к процессу их сбора и утилизации, что позволит обеспечить региону к 2020 году обезвреживание на 100% соединений 1-2 класса опасности, переработку промышленных отходов до 90% от объёма образования, а также вовлечет во вторичный оборот не менее 50% образующихся твердых бытовых отходов.
Однако решить проблемы охраны окружающей среды только путем сбора и вторичной переработки отходов невозможно. На первом месте должна стоять такая организация промышленности, при которой сводилось бы к минимуму само производство отходов, особенно опасных, и тем самым устранялась бы необходимость их сбора, переработки и обезвреживания. Но такой подход к технической политике, ориентированный на ресурсосбережение, на безотходные технологии, требует дополнительных капиталовложений. В условиях рынка преимущество имеют те предприниматели, которые занимаются внедрением новых технологий, созданием экологически чистых продуктов. В числе таких технологий, применяемых в Российской Федерации, можно отметить улавливание газов и их адсорбцию, замену мартеновских печей электропечами, применение способов химического извлечения металлов из руд (Новолипецкий и Новооскольский металлургические комбинаты), использование шлаков для изготовления строительных материалов и удобрений, для получения цветных металлов и др.
Известно, что производство и потребление энергии являются источниками самых серьезных экологических проблем, и дальнейшее их увеличение с помощью существующих источников практически исключается. И не только потому, что на Земле иссякают запасы традиционных невозобновляемых видов топлива (нефти, угля, газа), но и потому, что производимый энергетическими комплексами выброс парниковых газов создает опасность глобального потепления. Более безопасным для Земли стало бы освоение возобновляемых и альтернативных источников энергии. К их числу относятся солнечная, ветровая, геотермальная энергия, энергия морских приливов, биотопливо жидкое (спирты) и газообразное (биогаз, синтетический газ). Так, например, в связи с утверждением правительством Белгородской области Концепции развития биоэнергетики и биотехнологий в регионе на 2009-2012 годы, а также с необходимостью реализации программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности в 2009 году создано ООО «АльтЭнерго». Компанией АльтЭнерго разработан пилотный инвестиционный проект «Установка альтернативных источников энергии (ветрогенераторы, солнечные батареи, биогазовая установка)». Основными целями проекта являются:
ü улучшение экологического состояния окружающей среды на территории Белгородской области;
ü использование солнечной энергии и энергии ветра для выработки электрической энергии;
ü выработка электрической и тепловой энергии на основе биогазовых технологий;
ü применение продуктов ферментации после удаления биогаза в качестве органического удобрения почв.
Тем не менее, осваиваются эти источники медленно, и поэтому очень большое значение сохраняют в энергетике ресурсосберегающие меры и методы обезвреживания выбросов. Остаются важными такие направления, как рациональное использование воды, внедрение систем оборотного водоснабжения, очистка сточных вод.
Значительный вклад в решение проблем ресурсосбережения вносит внедрение биотехнологий. С их помощью сегодня перерабатываются отходы животноводства (с использованием сине-зеленых водорослей и образованием белковой биомассы и биогаза), производятся расщепление целлюлозы, очистка вод, извлечение и накопление с помощью микроорганизмов металлов (железа, цинка, меди, кобальта, урана, золота и др.), извлечение серы из угля. Следует, однако, при этом учитывать не только преимущества, но и риск, связанный с применением биотехнологий (попадание используемых микроорганизмов в среду обитания человека, вызываемые ими болезни). В этих целях необходимо разработать вакцины и методы предотвращения распространения болезней и ядов, усилить сопротивляемость сельскохозяйственных культур и животных.
Вместе с тем осуществление всех этих сложных процессов переориентации производства на экологически безопасные технологии, сокращение опасных отходов, сбережение природных ресурсов невозможно без создания системы природоохранных мер и разработки природоохранного права. Опыт человечества показывает, что попытки решить проблемы охраны природы, опираясь только на моральные принципы, бесперспективны. Уровень развития общественного сознания недостаточен для того, чтобы обойтись без системы правового и экономического регулирования, регламентирования деятельности человека по отношению к природе.
Экологическое (или природоохранное, или природоохранительное) право– это совокупность правовых норм, свод юридических положений по основам сохранения природных ресурсов и сред жизни. Генеральная ассамблея Организации объединённых нацийпровозгласила период с 2011 по 2020 г. десятилетием ООН по биологическому разнообразию, целью которого является сохранение биоразнообразия, а также снижение угрозы исчезновения для известных краснокнижных видов.
Ведущими в природоохранном праве разных стран являются следующие направления:
ü защита естественной природной среды (консервативная охрана, заповедная охрана);
ü рациональное использование природных ресурсов;
ü борьба с загрязнениями среды, охрана экологического равновесия;
ü ответственность за нарушения, за деформацию среды.
Основная особенность экологического права по сравнению с другими его видами заключается в его комплексности. Оно имеет целый ряд разделов, входящих в состав других видов права: земельного, горного, лесного, воздушного, а также специальные разделы, характерные именно для природоохранения.
Так, экологическое право осуществляет регламентацию отношений в следующих областях:
ü право собственности на природные объекты (земля, леса, недра и др.);
ü право природопользования в целом и по видам природных ресурсов (землей, минеральными ресурсами, водой, лесами и другими растительными объектами; животным миром; атмосферным воздухом; ценными природными объектами и комплексами);
ü экологические правовые требования к государственным, общественным, частным предприятиям и учреждениям, организациям гражданам в целях рационального природопользования, сохранения благоприятных условий, устранения опасных воздействий;
ü специальные процедуры экологического управления и контроля (мониторинг окружающей среды; учет природных ресурсов и их использования; правила ведения соответствующих кадастров; экологическая экспертиза объектов и др.);
ü специальные условия и требования, касающиеся ответственности за экологические правонарушения (признаки правонарушений, методы определения экологического вреда и др.);
ü права и обязанности граждан в вопросах природопользования и охраны природы.
Экологическое право реализуетсячерез положения Конституции, законодательство и управление.
В Конституции Российской Федерации, принятой в декабре 1993 года имеются положения, основанные на главных международных принципах охраны природы.
В соответствии со ст. 9 Конституции РФ, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в России как основа жизни и деятельности народов, проживающих на ее территории. Данная статья устанавливает возможность нахождения земли и других природных ресурсов в частной, государственной и иных формах собственности.
В ст. 42Конституции РФ, определена основная цель охраны природы и экологической политики России, направленная на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды. К основным конституционным экологическим правам, помимо права на благоприятную окружающую среду, относятся право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение ущерба, причиненного экологическим правонарушением. В России в случаях крупных индустриальных аварий, чрезвычайных ситуаций, повлекших жертвы или массовые заболевания людей, утрату имущества или опасное повреждение природных объектов на значительной территории потерпевшим выплачиваются фиксированные суммы в счет компенсации из государственных средств или предоставляются социальные льготы.
В ст. 58 Конституции РФ закрепляется обязанность каждого по охране природы и бережного отношения к природным богатствам. Такая конституционная обязанность выражается в соблюдении природоохранных нормативов и требований природоохранного законодательства, принятии участия в природоохранных мероприятиях, повышении уровня экологического образования, воспитания и экологической культуры. В субъектах РФ могут быть приняты нормативно-правовые акты, содержащие составы административных экологических правонарушений и санкций за их совершение. Например, специалисты управления экологии и природных ресурсов Липецкой области с целью государственного надзора в 2012 года провели ряд контрольных мероприятий, выявив экологические правонарушения, за которые должностным и юридическим лицам назначены административные штрафы:
ü отсутствие планов природоохранных мероприятий (ООО «Метро», ИП Мещеряков г. Липецк, ООО «ХПП «Становлянский элеватор», ООО «Хворостянское» Добринский район);
ü несоблюдение экологических требований при обращении с отходами (наложено 5 штрафов на глав администраций городских и сельских поселений, в т. ч. на глав администраций Петровского сельсовета Становлянского района, Никольского сельсовета Усманского района). По предписаниям госинспекторов с территорий сельских поселений убраны 94 несанкционированные свалки отходов;
ü сброс отходов в водоохраной зоне реки Телелюй в Грязинском районе (ООО «РыбПромЛипецк»);
ü порча земель при обращении с производственными отходами (ЗАО «Раненбург-комплекс» Чаплыгинский район);
ü сброс отходов на почву (ООО «ЖКХ» Липецкий район, ЗАО «Раненбург-комплекс» Чаплыгинский район, НТС «Металлург-3» г. Липецк);
ü несвоевременная уплата штрафов (ООО «Воловские деликатесы»).
Согласно выданным предписаниям 80% нарушений устранены природопользователями. Подобная практика применяется в каждой из областей ЦЧР.
Вторым после Конституции РФ уровнем экологического законодательства являются федеральные законы. В целях систематизации действующего федерального экологического законодательства, возможно проведение классификации действующих нормативно-правовых актов на три группы, при этом основанием классификации является вид регулируемых общественных отношений.
В первую группу входят отношения, возникающие по поводу воздействия человека на состояние окружающей среды в различных сферах деятельности, т.е. в промышленности, транспорте, энергетике, сельском хозяйстве и т.д. Подобная деятельность может оказывать вредное воздействие на несколько или даже на все виды природных объектов и комплексов. К таким законодательным актам относится Закон о промышленной безопасности, Закон об атомной энергии, Закон о радиационной безопасности, Закон о безопасности гидротехнических сооружений, Закон об уничтожении химического оружия. Например, в результате техногенной аварии на Чернобыльской АЭС, негативные последствия проявляются до настоящего времени на ряде пострадавших территорий. Для того чтобы не допускать подобных воздействий на природу, предусмотрены экологические требования в энергетике.
Вторая группа включает отношения, возникающие по поводу охраны отдельных видов природных объектов. Необходимо отметить, что во всех природоресурсных законах существуют специальные главы, посвященные вопросам охраны соответствующих природных объектов (вод, лесов, земель, объектов животного мира и т.д.).
Третья группа – это отношения по поводу установления особого эколого-правового режима на отдельных территориях. В одних случаях данный режим направлен на сохранение в естественном виде уникальных и редких природных объектов и комплексов, для чего создаются особо охраняемые природные территории (ООПТ) – государственные природные заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы и т.д. Правовой режим охраны ООПТ и порядок их создания определен в Законе об ООПТ.
Особо охраняемые природные территории – это участки земель, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, изъятые решением органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Создание и развитие ООПТ разного уровня и режима охраны является одним из основных направлений государственной политики в области экологии.
В других случаях особый эколого-правовой режим предполагает проведение специального комплекса мероприятий по восстановлению деградировавших экологических систем, а соответствующим территориям придается особый эколого-правовой статус – зон экологического бедствия.
На территории России находится 103 заповедника.В соответствии с планом мероприятий по реализации «концепции развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года» в 2012 – 2020 годах планируется создать 11 новых заповедников.
Государственные природные заповедники– участки территории, которые полностью изъяты из хозяйственного использования с целью сохранения в естественном состоянии природного комплекса.
Биосферные заповедники –охраняемая территория, на которой защита наиболее представительных для данной зоны природных комплексов сочетается с научными исследованиями, долговременным мониторингом среды и образованием в области охраны природы. Создание биосферных заповедников в России (с 1973) связано с программой «Человек и биосфера».
Всего в Центральном Черноземье насчитывается 5 заповедников, из них 2 являются биосферными (таблица 8).
Таблица 8.