Особенности государственного управления эколого-правым режимом собственности на землю, землевладения, землепользования и аренды.
Земля как объект эколого-правого режима собственности, землевладения, землепользования и аренды.
Земля как объект эколого-правового режима собственности, землевладения, землепользования и аренды
Окружающая природная среда состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов, главным из которых является земля. Термин «земля» многогранен. Он может обозначать земной шар как космический объект и часть мирового пространства — в этом смысле Земля представляет собой объект международного космического права; среду обитания человека, включающую земную и воздушную оболочку земного шара, его недра, поверхность и ландшафт, животный и растительный мир, — в данном значении земля выступает в качестве объекта правового регулирования экологического права; и часть земной коры, расположенную над недрами, именуемую почвенным слоем или территорией, на которую распространяется суверенитет Российской Федерации, — при этом земля рассматривается как объект правового регулирования земельного права.
В соответствии с целевым назначением все земли в Российской Федерации (государственный земельный фонд) подразделяются на семь категорий:
1) земли сельскохозяйственного назначения;
2) земли поселений (городов, поселков и сельских поселений);
3) земли промышленности, транспорта, связи, обороны и иного назначения (к ним относятся также земли радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения и энергетики);
4) земли особо охраняемых территорий (природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения);
5) земли лесного фонда;
6) земли водного фонда;
7) земли запаса.
Особенности государственного управления эколого-правым режимом собственности на землю, землевладения, землепользования и аренды.
Государственное управление земельными отношениями представляет собой активную деятельность по организации рационального использования земель и их охрани путем принятия экономико-правовых мер.
Необходимо делать различие в государственном управлении земельными отношениями по поводу земли как объекта собственности и земли как объекта хозяйствования. В последнем случае речь идет об управлении внутрихозяйственными отношениями, связанными с использованием земли самими собственниками, землепользователями и арендаторами. Государственное управление подразделяется на общее и ведомственное (отраслевое) управление, которое осуществляют уполномоченные органы государства.
Среди государственных органов, осуществляющих управление правовым режимом государственного земельного фонда, различают представительные и исполнительные органы государственной власти. Органы исполнительной власти подразделяются на органы общей и специальной компетенции.
Органы общей компетенции — это Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ. Органы специальной компетенции подотчетны органам общей компетенции. Органами специальной компетенции являются министерства и ведомства, в управление которых переданы земли определенного целевого назначения, необходимые для выполнения поставленных перед ними специальных задач, а также органы исполнительной власти субъектов РФ. Среди них особое место занимают Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости, МПР России, а также Министерство сельского хозяйства РФ и их территориальные органы в субъектах РФ.
Основными функциями государственного управления правовым режимом земельного фонда России являются: учетная, плановая, распределительно-перераспределительная, обеспечения надлежащего использования земель и охранительная.
Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции осуществляют функции по регулированию правового режима земельного фонда на всей территории соответствующей административно-территориальной единицы независимо от того, в чьем пользовании или управлении находятся данные земли.