Право граждан на экологически значимую информацию

Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» дает общее определение информации. Под ней понимается- сведения(сообщение, данные) независимо от формы их представления. Федеральный Закон(1995года) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» раскрывал понятие информации более удачно и полно, информация понималась как сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. В общее понятие информации входит и экологическая информация, но дефиниция данного термина должна содержать не только общие понятия об информации, а также подчеркивать специфику предмета. В российском законодательстве, к сожалению, нет определения экологической информации, но дабы эффективней защищать права граждан на экологическую информацию было бы полезно ввести его.

Понятие экологически значимой информации может быть общим (исходным) и специализированным(правовым). В общем информация это сведения о явлениях и процессах. Экологической (или экологически значимой) является любая информация (сведения), которая: а) отражает процессы, происходящие в сфере взаимодействия природы и общества; б) необходима для целей охраны окружающей среды, т. е. должна быть использована при принятии экологически значимых решений во всех сферах и видах деятельности О.Л. Дубовик «Экологическое право» 3-е издание, 2010, стр. 211-212 . Содержание и назначение информации делают ее экологической.

Специалисты в области экологической информации пытаются конкретизировать понятие такой информации, чтобы оно выражало содержание и назначение, для решения экологических задач охраны окружающей среды и охватывало как можно более широкий круг входящих в него сведений и форм. Так, М.М. Бринчук обобщил имеющиеся сведения и указал, что экологическая информация включает в себя данные:

-- о состоянии земли, почвы, недр, воды, атмосферного воздуха, фауны, флоры, природных комплексов;

-- об экологической угрозе или риске для здоровья и жизни людей;

-- о химических, физических и биологических воздействиях на состояние окружающей среды и их источниках;

-- о деятельности, отрицательно влияющей или могущей повлиять на природные объекты;

-- о мерах по охране окружающей среды, в том числе правовых, административных и иных мерах;

-- о деятельности государственных и муниципальных органов юридических лиц и граждан-предпринимателей в сфере распоряжения природными ресурсами, природопользования, охраны окружающей среды, обеспечения соблюдения и защиты экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц, если необходимость осуществления такой деятельности установлена законодательством России М.М. Бринчук «Экологическо право» 4-е издание, ООО «Издательство «Эксмо», 2010, стр.202.

Пользователями такой информацией являются граждане, общественные формирования, лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, организации и предприятия, государственные структуры, т.е. полный круг субъектов экологического права. Так же экологическую информацию в своей деятельности используют представительные, исполнительные, судебные органы на всех уровнях государственной власти.

Что касается правового понятия юридической информации, то дефиниция дается в ст. 21 Модельного закона об охране окружающей среды, принятого Советом Европы в 1994г., в котором под такой информацией понимается существующая в письменной, визуальной, устной форме или в базе данных информация о состоянии воды, воздуха, почвы, фауны, флоры, земли и отдельных природных участков; о деятельности, связанной с вредными воздействиями, или о мерах, вредно влияющих или могущих влиять на эти объекты; о видах деятельности или мерах, направленных на охрану, включая административные меры и программы управления охраной окружающей среды.

Наши рекомендации