Глава 2. «Экологический коктейль». Виды экодизайна
В наши дни под термином «экологический дизайн» понимают проектирование, направленное не на имитацию гармонии, а на саму гармонизацию отношений человека с окружающим его неиндустриальным миром. Причем способы и методы воплощения этой идеи могут быть самыми авангардными, хотя и черпающими вдохновение из традиционных истоков. Экостиль как таковой чистым не назовешь: в нем «замиксовано» немало элементов из других направлений — этно, кантри, минимализма, стиля «дзен» и даже хай-тека.
Использование естественных природных материалов и источников энергии при проектировании и строительстве привело к возникновению ряда новых архитектурных явлений в рамках экоподхода: «умный дом», «пассивный дом», архитектурная ботаника, геоархитектура и др.
Система «Умный дом» основана на идее экономного использования ресурсов благодаря системе высокотехнологичных устройств. Программно-аппаратные средства, встроенные в интерьер, контролируют жизнеобеспечение здания. При этом многократно возрастает эффективность функционирования всех структур объекта. В систему «умный дом» входят следующие элементы:
– освещение – система сенсорных датчиков, реагирующих на движение;
отопление и вентиляция – датчики температур и влажности воздуха, пульт управления агрегатом кондиционирования;
– системы безопасности и видеонаблюдения – контроль утечек газа, воды, уловители дыма, датчики контроля доступа в помещение;
– система электропитания здания;
– механизация здания – возможность управления всеми объектами и системами с пульта (открытие ворот, аудио- и видеотехника, бытовая техника и др.);
– мониторинг здания – системы слежения, контроля иинформирования о состоянии объекта на расстоянии.
Одним из главных достоинств данной системы является ее гибкость и приспособляемость. Всегда есть возможность модернизировать, изменить состав структур, программ, агрегатов, дополнить систему новыми элементами или удалить ненужные. Интеллектуальные здания могут быть выполнены в любом архитектурном стиле, различных конструкциях и из разнообразных строительных материалов. Главная особенность – автоматизированная «начинка».
Основная идея: система электронных датчиков, контролирующая расходы ресурсов.
«Пассивный дом» – это архитектурный объект, способный существовать независимо от городской инженерной инфраструктуры, поскольку оснащен собственной системой энергоснабжения за счет гелиотермических или ветряных энергоисточников. Архитектурное решение таких сооружений полностью соответствует системе естественного вентилирования. Ярким примером такого объекта являются работы Норманна Фостера (английский архитектор, проектирует с 1960 г.)
Экологический хай-тек Фостера основан на использовании альтернативных источников тепла, электроэнергии, освещения и вентилирования. Естественная конвекция создается за счет планирования сценария движения воздушных потоков внутри здания и учета ветровых нагрузок. Во многом этому способствуют необычные криволинейные объемы. Элементы стеклянного купола снабжены датчиками, улавливающими солнечные лучи. За счет солнечных рефлекторов даже самые отдаленные офисы получают естественное освещение.
Еще одним ярким примером «пассивных домов» являются разработки компании Kjellgren Kaminsky Architecture (шведская студия архитектуры). В своих проектах архитекторы используют любыевозможности для экономии электроэнергии и тепла: солнечные батареи, ветряные турбины, системы естественной фильтрации воды. Жилой дом Villa Nyberg (архитектор Фредерик Чельгрен, Хоаким Камински, 2008 г.), построенный в шведском городке Борланг, основан на аналогии с внутренним суточным циклом (режимом дня) человека. Планировка устроена так, что за сутки жители и гости обходят дом полностью, переходя из комнаты в комнату. Иными словами, план дома – это огромный циферблат часов площадью 156 кв.м., а стрелки – люди, находящиеся в нем. Таким образом, расход электроэнергии на искусственное освещение сведен к минимуму.
Основная идея: разработка и применение архитектурных форм, повышающих энергоэффективность здания.
Архитектурная ботаника (арборархитектура) – направление в архитектуре, основанное на применении растительных материалов (деревья, кустарники) в качестве несущих конструкций сооружения. Этот прием заимствован из садово-паркового искусства. При изготовлении живых изгородей создается линейная посадка деревьев или кустарников. По мере их роста кронам придают нужную форму за счет срезания лишних побегов. Еще одним эффектным решением является создание изгороди из переплетающихся стволов и веток. В этом случае необходимо делать насечки на коре растений и соединять места срезов двух веток, фиксируя их друг с другом. Через некоторое время происходит срастание двух растений в одно: внутренние волокна соединяются, организуется единое движение.
Прием управления ростом посадок активно используется при создании арборскульптур. Способность стволов деревьев к сращиванию друг с другом (прививание) и к обволакиванию инородных объектов позволила немецким ученым создать ряд необычных объектов. Живые и продолжающие расти деревья переплетаются друг с другом и с металлическими конструкциями, создавая мощный несущий остов. Сложность возведения подобных сооружений заключается не только в постоянном контроле роста «живых конструкций», но и в том, чтобы поддерживать жизнеспособность таких структур.Металлический каркас мешает движению соков в волокнах деревьев. Отсутствие естественных нагрузок на ветки приводит к их ослаблению и провисанию. Таким образом, «живые башни» необходимо снабжать системой лебедок и противовесов. По мере того, как стволы деревьев укрепляются, металлический каркас удаляют.
Еще одним примером такого подхода в архитектуре является проект Митчелла Джоакима живого древесного дома Terreform. В данном случае применяется техника плетения из растущих побегов. В проекте применяются разные сорта деревьев: мощным и крепким дубам и вязам отдана роль несущего каркаса, а вьющиеся лианы и ветви образуют заполнение стен и крышу.
Весьма интересен подход к решению фасадов зданий, предложенный Патриком Бланком – вертикальные сады. В данном случае плоскость фасада заполняется почвогрунтом, в который высаживаются растения. Фитодизайн фасада дома позволяет создать интересные композиции, изменяемые в соответствии с циклом роста растений, что является не только впечатляющим зрелищем, но и улучшает экологическую обстановку городской среды. Однако такие сады требуют сложной системы ухода и полива, их создание и поддержание жизнеспособности весьма трудоемко.
Основная идея: применение натуральных растущих строительных материалов в архитектуре.
Геоархитектура (натуральная архитектура)– направление, складывающееся из сочетания архитектурных форм и грунтовых образований (холмы, скалы, карьеры и др.) естественной или искусственной природы. Дом в земле (землянка) – новое прочтение архитекторами темы подземного жилища. Заглубление архитектурного объекта в почву и применение эксплуатируемых кровель позволяют создать искусственный ландшафт с жилыми ячейками, гармонично сосуществующий с естественной природой. Геоархитектурные проекты встречаются в творчестве таких именитых архитекторов, как Ф. Хундертвассер, П. Ветш, К. Мюллер и др. Так, вилла в швейцарском городке Валс полностью включена в пейзаж. Сказочный городок Хундертвассера повторяет холмистые лесные ландшафтыШтирии (Австрия), полностью отражая идею гармонии и согласия с природой. Архитектура в данном случае открывает свойства ландшафтов, уникальность той среды, где возводится здание.
Не менее интересно проявление геоархитектуры при работе со скальным грунтом. Природное образование в виде отверстия в скале послужило прекрасной основой для создания жилого помещения – дома в пещере. По сути, в данном проекте сплелись воедино природное и архитектурное пространства. Готовые каменные границы скалы были заполнены деревянными конструкциями межэтажных перекрытий, лестниц и стен. Встраивание антропогенного элемента в природный контекст позволило добиться не только эффектного архитектурного образа, но и создать особую атмосферу помещений. Элементы скалы в интерьере сочетают в себе функции: конструктивную (несущую) и декоративную (элементы интерьера). Кроме того, с точки зрения видеоэкологии (прим. наука видеоэкология разработана в России на основе многолетнего изучения механизмов зрительного восприятия в норме и патологии) природные естественные поверхности скалы создают внутри дома благоприятный психо-эмоциональный климат, т.е. релаксационные зоны разгрузки. Подобное использование рельефа является традиционным для различных народов. Так, жители деревни Кандован (восточный Азербайджан) высекают свои жилища прямо в скалах. Огромное количество индийских пагод основано на том же принципе. Есть примеры китайских, турецких, испанских, иорданских и др. городков, расположенных на отвесных поверхностях с углублением в тело скалы, и т.д.
В архитектурных объектах авторы максимально используют теплоизоляционные свойства земли. Летом прохлада грунта и скальных пород охлаждает жилище, а зимой земляной пласт изолирует его от внешнего холода.
Все этипроекты отличаются деликатным подходом к созданию архитектурных объектов, вживленных в природную среду. Архитектурные объекты и пространства выступают в роли заполнения образовавшихся в природной среде лакун – пустот с ярко выраженными границами.
Основная идея: объект вписывается в существующий ландшафт, не нарушая его. Часть (или все) несущих и ограждающих конструкций выполняются из натуральных природных элементов ландшафта.
Экологический функционализм основан на идее научного анализа особенностей функционирования здания (сооружения, комплекса и др.) с учетом экологических потребностей человека. Художественные и практические задачи в данном случае направлены не только на удовлетворение протекающих в объекте процессов, но и на их энергоэффективность, гармоничное включение сооружения в городскую и природную среду, его соответствие требованиям видеоэкологии. В рамках этого направления известны работы Юхани Палласмаа. Его архитектура основана на идеях передачи чувств, эмоций, переживаний, направлена на самоидентификацию человека. По его мнению, значительную роль в архитектуре играет прикосновение, контакт человека с миром через кожу (тактильные ощущения). Еще одной особенностью данного направления является отрицание здания как формальной композиции, как «культа личности» архитектора, архитектура должна стать поддерживающим арьером (тылом) для человеческой деятельности. Этих же идей придерживаются в своих проектах такие архитекторы как Лоуренс Халприн – американский ландшафтный архитектор, Марко Касагранде – финский архитектор, Франк Чен – китайский архитектор и др. Ярким примером экологического функционализма является проект дома Chen-house в северном Тайване методы функционализма 1920-1930-х годов, в частности принцип зонирования территории с выделением особого пространства для каждой из главных жизненных функций («жить, работать, отдыхать, передвигаться»), сохраняются в данном течении, но применяются с учетом экоподхода к проектированию. Принцип целесообразной формы складывается следующимобразом: утилитарно-практичекая функция + экология + художественные приемы = целесообразная форма.
Природа рассматривается как образец соответствия форм назначению объекта, обоснованности каждой линии, перелома, изгиба, отверстия и т.д. В природе нет случайных деталей, поскольку каждый элемент выполняет свою конкретную функцию.
Основная идея: природа как источник идей функциональной обоснованности применяемых форм в архитектурном проектировании.
«Зеленое здание» (green bilding) – инновационный подход к строительству и проектированию, основанный на экономном расходовании ресурсов при организации водоснабжения, отопления, электроснабжения, применении технологии рекуперации, рациональном использовании строительных и отделочных материалов.
Еще одной визитной карточкой зданий данного направления является широкое применение озеленения на кровлях, фасадах и в интерьерах. «Зеленые здания» должны соответствовать одной из международных систем сертификации зданий BREEAM (британская), LEED (американская) и DGNB (немецкая) – «зеленому стандарту». Примером такой архитектуры является здание калифорнийской академии наук (итальянский арх. Р. Пьяно), расположенное в Сан-Франциско. Важнейшим элементом постройки является ее зеленая кровля, увенчанная множеством растений, устанавливающих прямую связь между архитектурой и природой. Внутри объекта расположены планетарий, тропический лес, выставочные площади. За создание микроклимата отвечает компьютер, получающий сигналы с многочисленных датчиков, расположенных в кровле. Благодаря этому огромный комплекс функционирует без кондиционеров. Особенность архитектурного решения «green bilding» Ренцо Пьяно заключается в умелом сочетании технических средств и визуального образа здания.
Основная идея: создание структур с развитым процессом эффективного использования ресурсов для полноценной организации жизненного цикла здания.
2.1 Экоинтерьер.
Экодизайн — это большие окна или застекленные зимние сады. Кстати, пластиковые профили в таком контексте неуместны — лучше отдать предпочтение деревянным или деревянно-алюминиевым рамам.
Образ ландшафта в скандинавском стиле: зеленые лужайки с высокой травой, живая изгородь, низкорослые березки, фонтанчики. Дорожки обычно выкладывают камнем.
В организации внутреннего пространства просматриваются рациональность и лаконичность. Прямоугольные, достаточно просторные помещения обставляют небольшим количеством мебели. Здесь также доминирует дерево, пусть и в компании с кожей, ковкой и «плетенкой». Зачастую из этого материала выполнено абсолютно все, причем предпочтение отдается светлым породам — березе, буку, сосне. Правда, в последнее время дизайнеры обратили внимание на древесину яблони и бузины, посчитав их гораздо более экзотичными, чем ставшие уже привычными породы из Индонезии или Африки.
Поверхности выбелены и покрыты тонким слоем полупрозрачной краски. Общая пастельная гамма иногда разбавляется вкрапления неяркого зеленого, бирюзового, светлой терракоты и янтарного.
Не обходится такой интерьер и без натуральных тканей — льна и хлопка. Текстиль может быть однотонным, в клетку либо с цветочным орнаментом приглушенных тонов. Подобная комбинация прекрасно контрастирует со светлыми плоскостями. Еще более оживляют стилевую сдержанность яркие диванные подушки.
Один из вариантов оформления окна — белоснежная штора из органди, вышитая льняными нитками или украшенная льняным кантом. К ней можно подобрать массивные кисти из льна. Крой таких штор прост: прямые, иногда свободно драпируемые полотнища. Карниз — деревянный или литье. Оконная драпировка может быть также вязанной или плетеной, с использованием деревянных украшений, каменных, керамических и костяных бусин или медных колечек.
Кстати, об орнаментах. В экодизайне очень поощряется всякого рода флористика — деревья, растения и листья, которыми покрываются стены, обои, а иногда и мебель.
Завершающим штрихом к портрету экоинтерьера станут аксессуары — вазы из стекла и глины, плетеные корзины, сундуки, ветки деревьев, живые цветы, домашнее кружево, деревянные или соломенные фруктовницы и солонки, циновки (из сезаля, тростника, джута и конопли), декоративные фонтанчики и прочее.
Особое внимание уделяется светильникам, самые «форматные» из которых — настольные лампы с тканевыми абажурами и торшеры в стиле кантри. Все это работает на главную идею — создать пространство, не противоречащее природной среде и помогающее восстановить душевное равновесие, нарушенное суетой большого города.
О мебели хочется сказать отдельно. В классическом, «скандинавском», понимании она аскетична и не поражает экстраординарностью форм. Но нынешнее прочтение экостиля трактует подражание природе намного шире и фантазийнее.
Например, итальянская компании Lacava предлагает раковину Stone из полированного камня, клятвенно обещая, что ее желтый оттенок будет идеально гармонировать с рассветными или закатными лучами солнца.
При создании кресла-шезлонга американская компания PIE вдохновилась видом старинной корзины, в которой переносили младенцев. Впрочем, эта модель может вместить в себя вполне взрослого человека. И будет ему там уютно и комфортно. Сплетена она вручную из стеблей водного гиацинта и ротанговой пальмы. Подушку на выбор: из 100% хлопка или полиуретана.
Французский дизайнер Джером Оливе создал для Roche bobois коллекцию предметов из кожи, для которых характерны округлые формы. Рамка для фотографий, декоративная ваза и корзина для бумаг — обтекаемость линий просто гипнотизирует и вводит в транс.
Глава 3 Моя работа
Представьте, что вы находитесь в помещении с таким элементом интерьера как этот светильник, изготовленным из спичек. Благодаря освещению, проходящему сквозь необычное расположение деталей плафона, вы будете ощущать спокойствие и непринужденность, разнообразие и бесподобную гармонию. Образцовое качество работы, экологически-чистый материал, отвечающий самым высоким требованиям – вот основные из многочисленных преимуществ использования такого светильника в своей квартире. Светильник в стиле эко-дизайн сделан. За основу взято растущего цветка. Лампочки можно вкрутить любые с цоколем Е14. В данный момент в нее вкручены лампочки 40W. В средней части находиться полочка. Я назвал ее «полочка для мелочи». Чтоб сюда положить какую-либо мелочь.
Светильник светит очень ярко, он подходит для больших комнат, если вы хотите поставить его в маленькой комнате, то лучше его расположить в углу.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении работы исходя из результатов проведенного исследования были сформулированы выводы:
- определена структуру взаимосвязей между объектами дизайна и негативными природными изменениями;
- рассмотрено экологическое проектирование в контексте исторического развития;
- очерчены рамки и исследовать структуру экологического дизайна как вида проектной деятельности.
- проведен художественно-творческий эксперимент
По помимо этого в исследовании:
- выявлено, что экологический дизайн является новым полноценным видом проектной деятельности и существует как осознанная или интуитивная реакция на природные изменения;
- доказано утверждение, основанное на теоретических и практических исследованиях, что любые природные изменения, воспринятые человеком на интуитивном уровне или открытые им в результате научных изысканий, неизбежно проявляют себя в создаваемом предметном мире;
- определено, что целью экологического дизайна является гармонизация отношений человека и окружающей его природной среды; причем объектом приложения методов экологического дизайна может быть как природа, так и сам человек;
- создана методика выявления экологических качеств объектов предметной культуры, как уже существующих, так и на стадии проектной работы.
- введена периодизация, выявлены события, оказавшие наибольшее влияние на развитие экологического дизайна.
Результаты данного исследования могут быть полезны как материал по истории и теории дизайна, а также — на уровне изучения и практического применения концепций, и методов, описанных в работе.
Полученные результаты послужат методологической основой для создания проектов в области дизайна, архитектуры и прикладного искусства. Данное исследование является базой для создания учебных и методических программ, пособий и других материалов, рассчитанных на художественные и технические вузы и, кроме того — для теоретических и практических разработок в смежных областях, таких как экономика, социология, психология и т.д.
В целом проведенное исследования подтверждают правомерность выдвинутой гипотезы, все задачи исследования решены.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Адаме С, Движение искусства и ремесла — М: ОАО Радуга, 2000. — С. 24,25.
2. Воронов. Н. В Очерки истории отечественного дизайна. МГХПУ им С. Строганова —М. 1997 — С. 10,11,76-79
3. Глазычев В. Л. О дизайне. Очерки по теории и практике дизайна на Западе. —М, Искусство, 1970.
4. Искусство и промышленность. Под ред. Толстого В. П., Кантора К. М. —М.: Искусство, 1967
2. Кантор. К. Правда о дизайне. Дизайн в контексте культуры доперестроечного тридцатилетия 1955—1985.—М.: АНИР, 1996 С. 246. 182.18
2. Кантор К. Дизайн в противоречиях культуры и природы в различных регионах мира. // Текст выступления для конгресса ИКСИД в 1975.
3. Кондратьева К. А. Дизайн и экология культуры МГХПУ им. С.Г. Строганова — М.: 2000.
4. Карху А. А. Опыт исследования природного фактора в эволюции финского дизайна —М.: МГХПУ им Строганова 1984 С. 90-99. 109. 85.
5. Казаринова В.И. Красота, вкус, экономика. — М.: Экономика 1985.
6. Лебедева Г. Архитектура и дизайн: Анализ концепции тотального дизайна Р.Б. Фуллера. //Архитектура СССР № 1 — 1973.
7. Мальдонадо Т. Промышленный дизайн (1976)—ТЭ 1978.—N7.
8. Нельсон Д. Проблема дизайна. Искусство. — М.: 1971. — С. 13
9. Папанек В. дизайн для реального мира. — М. : Издатель Д. Аронов 2004. С. 302-303.
10. Розенблюм Е.А Художник в дизайне. — М.: Искусство 1974.
11. Рескин Д. искусство и действительность — М.: Типо-литография Т-ва И. Н. Кушнерев и Ко 1900.
12. Рескин Д. лекции об искусстве — СПб.: 1907 — С. 28. 83.
13. Ткалич СТ. история дизайна, эволюция, методология, современные тенденции. Часть 1. МГУ культуры и искусства —М.: 2007 —С. 89-93. 158
ПРИЛОЖЕНИЕ