Философское понимание природы.

С точки зрения социальной философии ПРИРОДА – непосредственно окружающий человека естественный мир, взятый в единстве и бесконечном многообразии своих форм, процессов и состояний.

Природа в отличие от общества не создана человеком и не создаётся им, существуя сама по себе, по своим законам.

Выражение «дикая природа» означает, что к этой части природной среды ещё не прикоснулась рука деятельности человека, не ступала его нога.

Выделившись когда-то из природного («дикого») мира, человек волею своей судьбы оказался быть обречённым на присутствие и существование в нём.

И.Гёте так писал об этом: «Окружённые и охваченные ею, мы не можем ни выйти из неё, ни глубже в неё проникнуть. Непрошенная, нежданная, захватывает она нас в вихрь своей пляски и несётся с нами, пока, утомлённые, мы не выпадаем из рук её». Все люди, подчёркивал немецкий мыслитель, находятся внутри её, а она пребывает в каждом из нас.

Известный немецкий философ Л.Фейербах писал: «Мы живём, действуем и существуем в природе, она есть то, что охватывает человека; она есть то, через отнятие чего у человека отнимается и его бытие; она есть то, благодаря чему он существует, от чего он зависит во всех своих действиях, в каждом своём шаге».

Понятие природы традиционно присутствует в истории философской мысли.

Античная философия - Платонрассматривал природу как мать-кормилицу, причину возникновения человека. Естественная гармония природы вызывала у него восхищение и желание подражать ей. Человек и природа мыслились как единое, гармонически взаимосвязанное целое. Идеалом общества было стремление жить в согласии с природой, познать её, использовать её в качестве объекта наблюдения;
Философия Средних веков - религиозно-философское восприятие природы как реальности, созданной в ходе творческого божественного акта. Природа и сам человек рассматривались как творения Божьи. Человек, как высшее существо, созданное Богом по своему образу и подобию, наделённый бессмертной душой, начинает противопоставляться «низкой» греховной природе. Природа и человек противопоставляются, человек возвеличивается над природой. Падает и не поощряется интерес к изучению материального мира;
Философия эпохи Возрождения - появляются идеи бесконечности природы. Природа рассматривается как источник красоты, радости, вдохновения и противопоставляется разрушающей, порочной цивилизации. Раздаются призывы вернуться назад, к природе, к «золотому веку» человечества, подражать совершенству природы;
Философия Нового времени - утверждается научное понимание природы и в ряде наук (астрономия, механика, математика) формулируются её законы. Формируется новый тип взаимоотношения человека и природы. Его центральная идея – человек должен покорить природу, овладеть ею, стать господином. В науке главной задачей становится познание тайн и законов природы;
Немецкая классическая философия - всё более утверждается идея развития, единства и многообразия природы (И.Кант, И.Гёте), идея единства человека и природы (Ч.Дарвин и др.)
Современная философия - опирается на современное естествознание, считая его своим традиционным, последовательным и надёжным союзником. Взгляд на природу как средство достижения каких-либо человеческих целей сохранялся до середины XXв. И лишь в конце века стала очевидной задача немедленно поиска разумного баланса в отношениях человека и природы, и философского осмысления взаимоотношений между ними.

2. Проблема жизни, её конечности и бесконечности в условиях Земли.

В целях познания природной среды как сложной динамической системы, с которой человек непосредственно соприкасается и взаимодействует, наука использует следующие понятия:

Географическая среда - это растительный и животный мир, вода, почва, атмосфера Земли, та часть природы, которая оказалась вовлечённой в хозяйственную деятельность человека и активно используется им в своих целях. Она оказывает существенное влияние на самые различные стороны жизни общества и, прежде всего, на развитие материального производства. Она либо стимулирует развитие общества (наличие естественных коммуникаций в виде рек, морей), либо сковывает его (пустынные территории, труднопреодолимые горные массивы). Влияние конкретной географической среды на историческое развитие конкретного народа неоспоримо. Климат Древнего Египта в большей мере благоприятствовал первоначальному развитию там общественной жизни, чем климат Скандинавии, ибо требовал меньших затрат труда на изготовление жилищ и одежды, производство продуктов;
Окружающая среда - это более широкое понятие, чем географическая среда. Оно включает в себя, помимо поверхности Земли и её недр, также часть Солнечной системы, попадаемой или могущей попасть в сферу деятельности человека. В структуре окружающей среды выделяют две составляющие: естественную и искусственную среду обитания. Под естественной средой обитания подразумевают неживую и живую части природы – геосферу и биосферу;
Биосфера - это сфера действия всего живого,(«оболочка Земли, наполненная жизнью»), целостный взаимосвязанный организм, который охватывает надводный и подводный растительный и животный мир. Биосфера зародилась примерно 3-4 млрд. лет назад и представляет собой процессы, связанные с существованием белковых тел, носителей жизни как уникального явления Космоса. Компоненты биосферы: - литосфера ( с греч. – каменная оболочка) – верхняя твёрдая оболочка земного шара, в которую входит земная кора и верхняя часть мантии (расплавленного слоя внутри Земли): - создаёт твёрдую основу поверхности; - содержит в себе полезные ископаемые; - имеет особый органический слой – почву, создающую условия для жизни растительных организмов; - атмосфера – газопаровая оболочка вокруг Земли: - защищает Землю от влияния открытого Космоса; - предотвращает перегрев и переохлаждение Земли, создаёт благоприятный температурный режим; - содержит азот (около 80%) – вещество, которое входит в состав почти всех живых организмов, и кислород (около 20%) – вещество необходимое для дыхания и при соединении с водородом превращающееся в воду; - гидросфера – водная оболочка Земли. Вода покрывает около 70% земной поверхности: - благодаря ей осуществляется круговорот воды в природе, что способствует нормальному развитию и жизни растительных и животных организмов; - вода является составной частью растительных и животных организмов (80% организма человека составляет вода); - вода является средой обитания подводных растений и животных и рыб; - существует версия, что жизнь первоначально зародилась в воде и только затем перешла на сушу. Жизнь – это специфический способ бытия материального мира, существование органических тел на Земле. Для всего живого характерны следующие процессы:обмен веществ с окружающей средой, рост и размножение; наследственность; борьба организмов между собой; естественный отбор наиболее приспособленных к существованию; способность создавать порядок из хаоса. Большой вклад в изучение биосферы внесли Ж.Ламарк, Ч.Дарвин, А.И.Опарин, В.И.Вернадский и другие учёные. Жизнь – это постоянное обновление окружающего мира посредством неизбежной смерти, ухода в небытие. Смерть в природе уступает дорогу новой жизни, и тем самым она как бы «оправдывает» себя, своё право на существование.
Искусственная среда обитания «вторая природа» - всё то, что создано самим человеком: самые разнообразные предметы, а также выведенные в результате селекции и одомашнивания животные и растения. Это уже есть «очеловеченная» природа, которая существует по социальным законам. Одним из важнейших элементов «второй природы» является техносфера, которая включает многочисленные и разнообразные орудия труда, технику и машины, здания и др. С развитием общества роль данной среды для человека возрастает. Однако динамика роста объёмов искусственной среды обитания, её влияния на окружающую природу настораживают. Объём техномассы (всего созданного человеком за год) уже на порядок превышает биомассу (вес всех живых организмов);
«Ноосфера» «сфера разума» - термин был введён в оборот в XXв. (Э.Леруа, П.Тейяр де Шарден, В.И.Вернадский). Под ней понимается качественно новое состояние биосферы, результат деятельности человека, плод его знаний и труда. Она – закономерная ступень в развитии биосферы. Она постепенно превращает окружающий человека Космос в объект управляемого развития и открывает новые перспективы для существования человечества. На этом этапе потребности общества должны быть соизмеримы с возможностями гео - и биосферы. Биосфера и цивилизация должны представлять собой не разнородные и противоречивые части, а составляющие единого целого, одного организма, дополняющие и помогающие друг другу.

Природа и общество.

Несмотря на всю свою сегодняшнюю мощь и независимость, человечество является составной частью и продолжением эволюции природы. С нею общество неразрывно связано, и не в состоянии существовать и развиваться вне природы, прежде всего – без окружающей человека среды.

Влияние природной среды на жизнь общества особенно наглядно выражено в сфере производства. Всё материальное производство, позволившее человеку выделиться из природы, базируется исключительно на том, что даёт природа. Полезные ископаемые, источники энергии, продукты труда – всё это взято человеком из природы.

В процессе производства природа используется человеком как предмет труда, объект его преобразовательной деятельности в интересах общества. Природные богатства служат естественной основой материального производства и жизни общества. Выйдя из природы, человечество уже не в состоянии существовать без продуктов труда, полученных в результате материального производства.

Поэтому природа – это естественная основа жизнедеятельности человека и общества в целом. Вне природы человек не существует, и существовать не может. Даже в космосе, на космических орбитальных станциях, люди пользуются переработанными благами природы. В свою очередь, природа и космос в целом вполне могут существовать без человека, обходиться без его присутствия и деятельности. Так происходило многие миллиарды лет. Осмысление такой взаимосвязи, первопричины, зависимости общества от природы – насущная необходимость.

Зависимость материально производства и жизни общества от природы накладывает определённые ограничения на деятельность человека.

В последние годы популярным в нашем лексиконе стало слово «экология». В строгом смысле слова ЭКОЛОГИЯ – это наука, которая изучает сложные взаимоотношения живых организмов со средой обитания.

Организмы – это всё живое на нашей планете, а среда обитания – это то, что их непосредственно окружает и с чем они взаимодействуют, обмениваются веществами и энергией. Экология провозглашает принцип органического единства человека и природы как двух сторон мироздания. В этой науке имеются такие отрасли, как экология человека, социальная экология, глобальная экология и др.

Социальная экология исследует отношения в системе «общество – природа» и в настоящее время является актуальным и перспективным направлением научного познания. Социальная экология изучает также экологические проблемы, т.е. негативные последствия деятельности человека в окружающей среде.

Значение природы для человека и общества: - природа – это наша мать («рождающее начало»): - в древней мифологии и философии выделялись те природные стихии (вода, земля, воздух, огонь, эфир), из которых якобы произошёл и состоит мир; - породив человеческий род в ходе своей эволюции, природа присутствует в каждом из нас в качестве биологической составляющей наших сущностных сил; - разрыв с природой всегда означает для человека смерть, ибо мы можем существовать лишь внутри природы, в её лоне. «Человек живёт природой. Это значит, что природа есть его тело, с которым человек должен оставаться в процессе постоянного общения, чтобы не умереть», - К.Маркс. -человек – органическая часть природы, и этот тезис является основой современной философии и науки.
- природа – источник всех потребительских благ, «питающее начало»: - пища, одежда, жильё, энергия (водная, воздушная, атомная), полезные ископаемые – всё это получено человеком из природы. В этом смысле она представляет собой гигантскую мастерскую, пространство хозяйственной деятельности человека; - природа – источник физического здоровья для людей (солнце, свежий воздух, лес, вода и т.д.); - природа оказывает существенное влияние на образ жизни людей, размещение ими своих производительных сил и разделение общественного труда, перемещение народов, темпы развития орудий труда; - истощение природных ресурсов будет означать великую проблему и трагическую ситуацию для человеческого рода, лишение возможности существования для грядущих поколений людей.
- природа выступает как объект эстетического созерцания и любования, наслаждения и вдохновения: -природа – гениальный художник, грандиозный храм и дивное зрелище в одном лице; - образ природы неизменно присутствует в художественной литературе, в живописи и других видах искусства; - общение с природой облагораживает человека, развивает в нём лучшие качества – чувство красоты, нежность и милосердие, фантазию, трудолюбие, заботливость.

Природа – это исток человечества, естественное и необходимое условие его существования и развития, базисное основание общества как социокультурного организма. Она является общим Домом для человеческого рода, величайшей и непреходящей ценностью материального и духовного порядка.

Взаимоотношения между обществом и природой в рамках той или иной цивилизации имеют собственную специфику, особенности.

Собирательская (присваивающая) цивилизация: - самый ранний период в истории человечества, когда человек не столько изменял природу, сколько приспосабливался к ней, к её стихиям и капризам. Следы его деятельности были практически незаметны и носили локальный характер; - но человек уже обрёл первую власть над силами природы, сумел создать простейшие орудия труда, научился пользоваться огнём; - однако природа всё ещё воспринималась человеком как таинственная и часто враждебная сила, поэтому она была предметом обожествления и ритуального поклонения в мифологии и ранних религиях;
Аграрная (земледельческая) цивилизация: - природа ещё противостояла человеку как внешняя и слепая сила; - космоцентризм требовал от человека жить в согласии и гармонии с природой. Считалось, что в этом и должна состоять подлинная мудрость человека; - но масштабы практической деятельности человека значительно расширились, появилось земледелие и скотоводство, торговля и ремесло как специальные виды занятий; - формировавшиеся научные знания увеличивали силу и уверенность человека, противопоставляли его окружающей природе как чему-то низшему, объекту практической деятельности; - в Средние века христианство уже провозгласило человека «царём» и «владыкой» на планете. Ему поручалось господствовать над рыбами и птицами, пресмыкающимися и прочими животными, которые населяют планету;
Промышленная (индустриальная) цивилизация: - завершила процесс выхода человека из-под диктата Космоса, противопоставила его окружающей природе и обострила противоречия между ними. Этому способствовал дух антропоцентризма эпохи Возрождения с его идеей титанизма как якобы всесилия человека; - всё больше утверждалась претензия человека, как «венца» природы, на особость в мире и на его власть над природной средой. Титанизм развивал в человеке эгоизм и высокомерие, способствовал появлению амбициозных устремлений и проектов; - природа стала рассматриваться, прежде всего, как гигантская мастерская, а человек в ней представлял себя исключительно как умелого работника. Полагалось, что от природы не следует ждать милостей, и поэтому её надо подвергать настойчивому штурму; - формировалась психология покорения природы, а на саму природу стали смотреть лишь как на источник прибыли и практической пользы. В этой психологии проявил себя капитализм как новый способ хозяйственной деятельности человека, основанный на стремлении к получению выгоды, нередко любым путём; - в итоге сложился «системно – преобразовательный» тип природоиспользования, основанный на идеологии и психологии покорения природной среды;
Постиндустриальная цивилизация: - человек фактически противопоставил себя окружающей природе. Он оказался как бы вне и над ней, превратив её в объект насильственного и безграничного произвола и своекорыстного расчёта; - к такой ситуации привели бесконтрольное и хаотичное развитие хозяйственной деятельности, безудержная погоня за прибылью и комфортом существования, а также сама психология «пользования» природой; - произошло резкое превышение допустимой меры вмешательства человека в природу, что чревато катастрофическими последствиями; - позабыв о Боге, человек уверовал в то, что ему якобы «всё дозволено». Между человеком и природой возникло отчуждение, т.е. недоверие, вражда и пропасть; - природа со своей стороны «отомстила» человеку, преступившему рамки разумной меры. В итоге на планете разразился глобальный экологический кризис, который наряду с гонкой ядерных и иных вооружений стал самой большой опасностью и для Природы, и для самого Человека, источником тревог и мрачных умонастроений в общественном сознании. Оказалось, что за каждую победу человека над окружающей природой она «мстит» в форме тех или иных негативных последствий для своего покорителя.

Т.о., история взаимоотношений между обществом и природой свидетельствует о наличии отчётливой тенденции – нарастающей экспансии (вторжения) человека в природную среду. Человек стремится к неуклонному расширению масштабов своей деятельности и обретению тотальной (всеобъемлющей) власти над природой. Эта тенденция, если её не остановить, может принести с собой катастрофические последствия и для природы, и для человека.

Наши рекомендации