Критерии благоприятной среды
Нормативы качества окружающей среды – закреплены в НА. При нарушении необходимо вмешательство государства. В ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды» закреплены права: каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, и на возмещение вреда окружающей среде.
ч. 2, ст. 11: Граждане имеют право:
1. создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды;
2. направлять обращения в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране;
1. принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в иных не противоречащих законодательству Российской Федерации акциях;
2. выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном порядке;
3. оказывать содействие органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;
4. обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;
5. предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде;
6. осуществлять другие предусмотренные законодательством права.
Обязанности граждан. Их так же можно разделить на общие и специальные.
Общие:
· сохранять природу и окружающую среду;
· бережно относиться к природе и природным богатствам;
· соблюдать иные требования законодательства (ч. 3 ст. 11 ФЗ).
Обязанности пожарной безопасности в лесах, санитарной безопасности в лесах, правила лесов восстановления и правила ухода за лесами, обязанности водопользователей, туристов, обязанности о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (выполнять требования санитарного законодательства, заботиться о здоровье и гигиеническом обучении своих детей), обязанность возмещения вреда окружающей среде, в результате ее загрязнения, истощения, порчи уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экосистем, природных комплексов и природных ландшафтов – вред возмещается в полном объеме (ст. 77 ФЗ «Об охране окружающей среды»).
Права и обязанности общественных и иных некоммерческих объединений, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды (ст. 12). Найти 5 отличий между ст. 12 и 11.
15.03.12
Экологическое управление (в сфере охраны окружающей среды)
Что касается содержания, то здесь велись значительные споры. Колбасов под государственным управлением понимал организующую деятельность компетентных государственных органов по практическому осуществлению целей и задач, стоящих перед советским государством и выраженных в законодательстве. Он же в более поздних работах определял государственное управление как систему учреждений и мер государственного воздействия на жизненно важные стороны общественного производства и бытия, влияющие на взаимодействие общества и окружающей среды. Жмотов определял управление охраной природы как комплекс управленческих функций, которые зависят от управляемых объектов, а собственно государственное управление он понимал как практически организующую деятельность исполнительно-распорядительных органов государства. Дискуссия шла параллельно о понятии государственного управления и о понятии государственного управления в сфере охраны окружающей среды. В частности Шемшученко отмечал, что суть управления в области охраны окружающей среды заключается в осуществлении экологической функции государства, которая состоит в практической реализации законодательства об охране окружающей среды и многогранной организаторской работе по управлению качеством данной среды и обеспечению экологических условий благоприятных для жизни и деятельности людей. В 80-90-ые гг. произошли смены основных инструментов управления органами государственной власти. С развитием науки в начале 90-ых гг. появились новые определения. Так Бринчук под управлением природопользованием и охраной окружающей среды понимал совокупность предпринимаемых соответствующими субъектами действий, направленных на обеспечение исполнения требований законодательства об окружающей среде. Красов рассматривал такое управление как подзаконную деятельность исполнительно-распорядительных государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, основной целью которой является организация обеспечения сохранения окружающей природной среды, ее восстановление и обеспечение экологической безопасности. Затем ученые стали развивать понятие экологического управления. Галюченко под организационным механизмом в сфере охраны окружающей природной среды, охраны и устойчивого использования природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности человека и других объектов понимает систему организационных мер воздействия на поведение людей в целях обеспечения охраны окружающей природной среды, рационального использования природных ресурсов, экологической безопасности человека и других объектов. Наличие правовых норм само по себе не обеспечивает упорядочивание общественных отношений, для этого необходимы еще и организационные действия со стороны органов государственной власти.
Что касается объекта управления, то, например, Шемшученко считает, что объектом управления является качество состояния окружающей среды.
Функции экологического управления
Очень спорной характеристикой являются функции экологического управления. Основные функции:
· Планирование охраны природы и рационального использования природных ресурсов.
· Материально-техническое обеспечение планов.
· Единая система государственного учета и регистрации пользования природными ресурсами.
· Государственный контроль в области использования природных ресурсов и охраны природы.
· Финансирование природоохранительных мероприятий.
· Подбор, подготовка и расстановка кадров.
· Координация деятельности государственных органов по охране природы.
· Издание подзаконных нормативно-правовых актов и актов применения права.
· Соблюдение законодательства об охране природы.
· Изучение состояния природных ресурсов, природных комплексов и природной среды в целом.
· Экологическое воспитание, просвещение, образование и пропаганда вопросов охраны природы.
· Руководство развитием научных исследований в области охраны природы.
· Прогнозирование возможных изменений окружающей среды.
· Установление стандартов качества.
· Установление общих правил пользования природными ресурсами.
· Надзор за использованием природных ресурсов и охраной окружающей среды.
Это были функции, которые выделялись в советское время. На сегодняшний день дискуссия продолжается.
Взять позицию любого ученого (например, Бринчука) и изучить Особенную часть экологического права с учетом функций – какие закреплены, какие нет.
В связи с реформами некоторые функции утратили свое значение, но так появились новые, в том числе проведение экологической экспертизы, экологическое лицензирование, экологическая сертификация, экологическое нормирование, функция ведения государственных кадастров в сфере охраны окружающей среды и другие. Каждая из этих функций на сегодняшний день представляет собой институт экологического права.
Принципы экологического управления
1. Комплексный подход к решении вопросов охраны окружающей среды.
2. Организация управления на основе сочетания бассейнового и административно-территориального деления страны. Объекты окружающей среды не ограничиваются территорией административно-территориальных образований.
3. Разделение хозяйственно-организаторских и контрольно-надзорных функций. Этот принцип достаточно долго обсуждался в рамках экологического права, что привело, в конце концов, к выделению природоресурсного права в отдельную отрасль права.
4. Принцип ответственности не только граждан перед государством, но и государства перед гражданами.
27.03.12
Функции экологического управления
Осуществление экологической экспертизы. Экологическая экспертиза была одним из центральных институтов нового экологического законодательства, которое стало формироваться в рамках нового права РФ в 90-ых годах, она была предусмотрена федеральным законом «Об охране окружающей природной среды». Был разработан нормативно-правовой акт, который был принят 1995 году. Он регулировал все вопросы, возникающие в этой области, причем таким образом, что государство могло эффективно осуществлять свою экологическую функцию.
Посмотреть первую редакцию закона (определение экологической экспертизы).
ФЗ «Об экологической экспертизе» регулирует отношения в области экологической экспертизы, направлен на реализацию конституционного права граждан РФ на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду. Соответственно, экологическая экспертиза – это установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду. Экспертиза проводится до начала строительства объекта.
Функции экологической экспертизы:
1. Предупредительный контроль экологической экспертизы – если на стадии до осуществления работ по строительству или реконструкции промышленного объекта будет выявлено то, что спроектированный результата приведет к нарушению требований регламентов, то разрешение на осуществление деятельности не будет дано.
2. Инструмент обеспечения выполнения экологических требований.
3. Выступает в качестве средства учета общественного мнения при принятии экологически значимых решений.
Как заставить учесть мнение общественности в рамках экологической экспертизы? Как обжаловать принятое решение?
Принципы экологической экспертизы (ст. 3 ФЗ):
1. Презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности. Необходимо отрицать все возможные отрицательные воздействия объекта экологической экспертизы на окружающую среду.
2. Обязательность проведения государственной экологической экспертизы до принятия решения о реализации объекта экологической экспертизы. Этот принцип отражает превентивный характер экологической экспертизы.
3. Принцип комплексности оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, а также ее последствий. Этот принцип предполагает учет всех видов возможных негативных последствий реализации объекта в их взаимосвязи.
4. Принцип обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы.
5. Принцип достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу. Это обязанность заказчика. Эксперты вправе затребовать какую-либо информацию. Если заказчик ее не представляет – эксперты вправе не проводить экспертизу.
6. Независимость экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы. Эксперт имеет право на свое особое мнение. Это делается для того, чтобы избежать давления на экспертов, чтобы не было ситуации обезличивания принятия решения.
7. Принцип научной обоснованности, объективности и законности заключений. Экологическая экспертиза проводится с использованием последних достижений науки и техники по единым методикам.
8. Принцип гласности, участия общественных организаций и объединений, учета общественного мнения.
9. Принцип ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.
Виды экологической экспертизы:
· Государственная – проводится специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы. На сегодняшний день это 2 органа: Росприроднадзор и Ростехнадзор.
· Общественная – проводится общественными организациями. Здесь есть определенные особенности.
Объекты государственной экологической экспертизы (ст.ст. 11-12):
· Объекты федерального уровня.
o проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти Российской Федерации;
o проекты федеральных целевых программ, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов;
o проекты соглашений о разделе продукции;
o материалы обоснования лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду и лицензирование которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (за исключением материалов обоснования лицензий на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов) и законодательством в области использования атомной энергии федеральными органами исполнительной власти;
o проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, а также технической документации на новые вещества, которые могут поступать в природную среду;
o материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий федерального значения, зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации;
o объекты государственной экологической экспертизы, указанные в Федеральном законе от 30 ноября 1995 года N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации", Федеральном законе от 17 декабря 1998 года N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации", Федеральном законе от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации";
o проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также проектная документация особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов обороны и безопасности, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, в случаях, если строительство, реконструкция таких объектов на землях особо охраняемых природных территорий допускаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;
o проектная документация объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I - V класса опасности;
o проектная документация искусственных земельных участков (?), создание которых предполагается осуществлять на водных объектах, находящихся в собственности Российской Федерации;
o объект государственной экологической экспертизы, указанный в настоящей статье и ранее получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы, в случае:
· доработки такого объекта по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы;
· реализации такого объекта с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию;
· истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы;
· внесения изменений в документацию, получившую положительное заключение государственной экологической экспертизы.
· Объекты регионального уровня (уровня субъектов РФ).
07.04.12
Порядок проведения государственной экологической экспертизы
На сегодняшний день экспертизу осуществляют Ростехнадзор и Росприроднадзор. Государственная экологическая экспертиза проводится при условии ее предварительной оплаты заказчиком документации, подлежащей государственной экологической экспертизе, в полном объеме. Государственная экологическая экспертиза проводится экспертной комиссией, образованной федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации для проведения экологической экспертизы конкретного объекта. Экспертом государственной экологической экспертизы является специалист, обладающий научными и (или) практическими познаниями по рассматриваемому вопросу.
1. Представление материалов на экспертизу. Материалы должны содержать материалы оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизы, должны содержать положительные заключения или документы согласований органов федерального надзора и контроля, органов местного самоуправления, получаемых в установленном порядке. Необходимо заключение государственных органов исполнительной власти по объекту государственной экологической экспертизы в случае его рассмотрения указанными органами и заключения общественной экологической экспертизы в случае ее проведения, а также иные документы, в том числе материалы обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями, объединениями, организованных органами местного самоуправления (публичные слушания).
2. Регистрация материалов в уполномоченном государственном органе, а также проверка полноты и достаточности представленных материалов.
3. Формирование экспертной комиссии. В состав экспертной комиссии государственной экологической экспертизы включаются внештатные эксперты, по согласованию с ними, и в случаях, определенных нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области экологической экспертизы, могут включаться в качестве экспертов государственной экологической экспертизы его штатные сотрудники и штатные сотрудники органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Определяются сроки проведения экологической экспертизы в зависимости от ее сложности.
4. Работа экспертной комиссии, подготовка заключения.
5. Заключение государственной экологической экспертизы – это документ, подготовленный экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, содержащий обоснованные выводы о соответствии документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, одобренный квалифицированным большинством списочного состава указанной экспертной комиссии и соответствующий заданию на проведение экологической экспертизы, выдаваемому федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации. К заключению, подготовленному экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, прилагаются особые обоснованные мнения ее экспертов, не согласных с принятым этой экспертной комиссией заключением. Заключение, подготовленное экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, подписывается руководителем этой экспертной комиссии, ее ответственным секретарем и всеми ее членами и не может быть изменено без их согласия. Заключение, подготовленное экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, после его утверждения федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации приобретает статус заключения государственной экологической экспертизы. Утверждение заключения, подготовленного экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, является актом, подтверждающим соответствие порядка проведения государственной экологической экспертизы требованиям настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Положительное заключение государственной экологической экспертизы является условием финансирования и реализации объекта государственной экологической экспертизы. Оно имеет юридическую силу в течение срока, определенного уполномоченным государственным органом.
Заключение государственной экологической экспертизы направляется заказчику. Для осуществления соответствующих контрольных функций информация о заключении государственной экологической экспертизы направляется территориальным органам федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды (в случае проведения государственной экологической экспертизы федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы), органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления и в случаях, определяемых федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы, - кредитным организациям, которые осуществляют финансирование реализации объекта государственной экологической экспертизы.
Общественная экологическая экспертиза
Такая экспертиза проводится по инициативе граждан, общественных объединений и органов местного самоуправления, общественными организациями, зарегистрированными в установленном законом порядке, основным направлением деятельности которых в соответствии с уставом является проведение общественной экологической экспертизы. Такая экспертиза может проводиться в отношении любых объектов, за исключением тех, сведения о которых составляют государственную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну. Общественная экологическая экспертиза проводится до проведения государственной экологической экспертизы или одновременно с ней.
Общественные организации (объединения), осуществляющие общественную экологическую экспертизу в установленном настоящим Федеральным законом порядке, имеют право:
· получать от заказчика документацию, подлежащую экологической экспертизе;
· знакомиться с нормативно-технической документацией, устанавливающей требования к проведению государственной экологической экспертизы;
· участвовать в качестве наблюдателей через своих представителей в заседаниях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы и участвовать в проводимом ими обсуждении заключений общественной экологической экспертизы.
Общественная экологическая экспертиза осуществляется при условии государственной регистрации заявления общественных организаций (объединений) о ее проведении. При наличии заявлений о проведении общественной экологической экспертизы одного объекта экологической экспертизы от двух и более общественных организаций (объединений) допускается создание единой экспертной комиссии. Орган местного самоуправления в семидневный срок со дня подачи заявления о проведении общественной экологической экспертизы обязан его зарегистрировать или отказать в его регистрации.
В государственной регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы может быть отказано в случае, если:
· общественная экологическая экспертиза ранее была дважды проведена в отношении объекта общественной экологической экспертизы;
· заявление о проведении общественной экологической экспертизы было подано в отношении объекта, сведения о котором составляют государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну;
· копия документа, подтверждающего государственную регистрацию общественной организации (объединения), не была представлена;
· устав общественной организации (объединения), организующей и проводящей общественную экологическую экспертизу, не соответствует требованиям статьи 20 Федерального закона;
· требования к содержанию заявления о проведении общественной экологической экспертизы, предусмотренные статьей 23 настоящего Федерального закона, не выполнены.
Общественные организации (объединения), организующие общественную экологическую экспертизу, обязаны известить население о начале и результатах ее проведения. Заключение общественной экологической экспертизы направляется федеральному органу исполнительной власти в области экологической экспертизы или органу государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющему государственную экологическую экспертизу, заказчику документации, подлежащей общественной экологической экспертизе, органам, принимающим решение о реализации объектов экологической экспертизы, органам местного самоуправления и может передаваться другим заинтересованным лицам.
Заключение общественной экологической экспертизы приобретает юридическую силу после утверждения его федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Ответственность за нарушение законодательства об экологической экспертизе
Закон содержит перечень правонарушений в ст. 30 ФЗ «Об экологической экспертизе», но перечень не закрытый. Лица, виновные в нарушении законодательства об экологической экспертизе привлекаются к уголовной, административной, материальной и гражданско-правовой ответственности. Субъектами правонарушений могут быть:
· заказчики и заинтересованные лица;
· руководители органов в области экологической экспертизы при нарушении порядка проведения экспертизы;
· руководители экспертной комиссии и эксперты;
· должностные лица органов государственных органов исполнительной власти и органов федерального надзора и контроля, а также органов местного самоуправления являются;
· кредитные организации, их должностные лица, иные юридические лица, а также граждане, финансирующие и осуществляющие кредитование реализации объекта экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Необходимо разграничивать применение ФЗ «Об экологической экспертизе» и Градостроительного кодекса РФ, поскольку последним предусмотрено проведение государственной экспертизы проектной документации (ст. 49). Предметом государственной экспертизы проектной документации является оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий.
Нормирование в области охраны окружающей среды
Существуют нормативы качества окружающей среды (ст. 21 ФЗ «Об охране окружающей среды») и нормативы допустимого воздействия на окружающую среду (ст. 22). Первые устанавливаются для всей РФ, вторые – для каждого субъекта отдельно.
Нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности. Нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а также нормативных документов в области охраны окружающей среды.
К нормативам качества окружающей среды относятся:
· нормативы, установленные в соответствии с химическими показателями состояния окружающей среды, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, включая радиоактивные вещества;
· нормативы, установленные в соответствии с физическими показателями состояния окружающей среды, в том числе с показателями уровней радиоактивности и тепла;
· нормативы, установленные в соответствии с биологическими показателями состояния окружающей среды, в том числе видов и групп растений, животных и других организмов, используемых как индикаторы качества окружающей среды, а также нормативы предельно допустимых концентраций микроорганизмов;
· иные нормативы качества окружающей среды.
При соблюдении этих нормативов обеспечивается благоприятная окружающая среда.
Нормативы допустимого воздействия на окружающую – нормативы, устанавливаемые в соответствии с показателями воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и при которых соблюдаются нормативы качества окружающей среды.
Нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду устанавливаются для субъектов хозяйственной и иной деятельности в целях оценки и регулирования воздействия всех стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду, расположенных в пределах конкретных территорий и (или) акваторий. Нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду устанавливаются по каждому виду воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и совокупному воздействию всех источников, находящихся на этих территориях и (или) акваториях.
10.04.12
Нормативы допустимых выбросов и сбросов химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов - это нормативы, которые установлены для субъектов хозяйственной и иной деятельности в соответствии с показателями массы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов, допустимых для поступления в окружающую среду от стационарных, передвижных и иных источников в установленном режиме и с учетом технологических нормативов, и при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды.
Технологический норматив - норматив допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, который устанавливается для стационарных, передвижных и иных источников, технологических процессов, оборудования и отражает допустимую массу выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов в окружающую среду в расчете на единицу выпускаемой продукции. Например, автомобильные стандарты «Евро». Это различные технические регламенты, ГОСТы либо стандарты.
Лимиты на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов (далее также - лимиты на выбросы и сбросы) - ограничения выбросов и сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в окружающую среду, установленные на период проведения мероприятий по охране окружающей среды, в том числе внедрения наилучших существующих технологий, в целях достижения нормативов в области охраны окружающей среды.
Наилучшая существующая технология - технология, основанная на последних достижениях науки и техники, направленная на снижение негативного воздействия на окружающую среду и имеющая установленный срок практического применения с учетом экономических и социальных факторов.
В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду:
1. нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов;
2. нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение;
3. нормативы допустимых физических воздействий (количество тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий);
4. нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды;
5. нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду;
6. нормативы иного допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной.
Проблемы нормирования качества окружающей среды и нормировании воздействия на окружающую среду:
1. Используется только дифференцированный подход – нормируются только показатели в отношении дифференцированных объектов (воды, почвы и др.) – который не позволяет реализовать потенциал данной системы как превентивного организационно-правового механизма в сфере охраны окружающей среды. В полной мере такой потенциал может быть реализован только при условии обеспечения полноты правового регулирования нормирования и эффективности применения нормативов. Нормирование регулируется Лесным, Земельным, Водным кодексами и множеством федеральных законов (например, «Об охране озера Байкал»).
2. Система природоохранного нормирования, по мнению Красновой, используется в России в качестве основы для взимания платежей за загрязнение окружающей среды.
3. Проблема обеспечения регулируемого подхода к воздействию на окружающую среду.
4. Компоненты природной среды используются в целом: они могут использоваться в рамках технологического процесса, а могут использоваться для питьевого процесса. Возникает вопрос, как нормативы устанавливать и для чего. Поэтому разнообразие видов использования компонентов природной среды приводит к разнообразию нормативов. Так, например, в отношении водных ресурсов есть целый ряд санитарно-эпидемиологических нормативов.
5. На сегодняшний день нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду не применяются для нормирования негативного воздействия на нее.
Экономико-правовой механизм охраны окружающей среды
В рамках советского законодательства идея экономического стимулирования приживалась очень плохо потому что в условия планового хозяйства субъектом, получающим доходы от использования окружающей среды, и субъектом правонарушений было одно и то же лиц - государство. Тем не менее, в середине 80-ых эта идея была воспринята законодателем и был реализована в Законе РСФСР «Об охране окружающей природной среды». Документом, который был принят в 1988 году, предусматривалось совершенствование природоохранного механизма.
Под экономическим механизмом охраны окружающей среды принято понимать совокупность предусмотренных нормативными правовыми актами экономических мер обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды. Одна из основных составляющих экономического механизма – стимулирование субъектов к сохранению окружающей среды путем создания условий экономической заинтересованности. Так, в частности, стимулирующую роль играют платежи за пользование природными ресурсами и за негативное воздействие на окружающую среду. Налоговые и кредитные льготы и в известной мере экологическое страхование. Экономико-правовой механизм охраны окружающей среды нашел свое закрепление в ФЗ «Об охране окружающей среды», а также в ФЗ «О недрах», Лесном и Водном кодексах, а также в других актах.
Методы экономического регулирования в области охраны окружающей среды (ст. 14)
К методам экономического регулирования в области охраны окружающей среды относятся:
1. разработка государственных прогнозов социально-экономического развития на основе экологических прогнозов;
2. разработка федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации и целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации;
3. разработка и проведение мероприятий по охране окружающей среды в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде;
4. установление платы за негативное воздействие на окружающую среду; Изучить историю с Постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления" (решения судов).
5. установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду;
6. проведение экономической оценки природных объектов и природно-антропогенных объектов;
7. проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;
8. предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации; Каких?
9. поддержка предпринимательской, инновационной и иной деятельности (в том числе экологического страхования), направленной на охрану окружающей среды;
10. возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде;
11. иные методы экономического регулирования по совершенствованию и эффективному осуществлению охраны окружающей среды.
12.04.12
Экологическое страхование (ст. 18)
Значение:
1. У клиента (застрахованного) есть ресурс для возмещения вреда, причиненного окружающей среде.
2. Позволяет снизить риск наступления таких последствий. Осуществляя предпринимательскую деятельность, страховые компании заинтересованы в получении прибыли, следовательно, в их интересе сокращение числа случаев наступления вредных последствий, для чего они устанавливают требования к клиенту, выполнив которые, он получит минимальный тариф для страхования.
Экологический аудит
Экологический аудит - независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности.
Аудит осуществляется в рамках предпринимательской деятельности для:
· Привлечения инвесторов.
· Для страхования (если предусмотрено страховщиком).
· Для участия в аукционе на право пользования природными ресурсами.
· См. закон Томской области «Об экологическом аудите».
Стандартизация – разработка стандартов. Сертификация – установление соответствия товаров, работ и услуг требованиям стандартов.
Экологический мониторинг (ст. 63)
Государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды) осуществляется в рамках единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации, посредством создания и обеспечения функционирования наблюдательных сетей и информационных ресурсов в рамках подсистем единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), а также создания и эксплуатации уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти государственного фонда данных.
Государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды) - комплексные наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе компонентов природной среды, естественных экологических систем, за происходящими в них процессами, явлениями, оценка и прогноз изменений состояния окружающей среды, а также за потенциально опасными для окружающей среды, здоровья людей видами деятельности, производственными и иными объектами.
В РФ существует Единая система государственного экологического мониторинга. Задачами единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) являются:
1. регулярные наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе компонентов природной среды, естественных экологических систем, за происходящими в них процессами, явлениями, изменениями состояния окружающей среды;
2. хранение, обработка (обобщение, систематизация) информации о состоянии окружающей среды;
3. анализ полученной информации в целях своевременного выявления изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и (или) антропогенных факторов, оценка и прогноз этих изменений;
4. обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан информацией о состоянии окружающей среды.
Виды
В зависимости от масштаба:
· Глобальный – осуществляется на основании международных соглашений. Создана система станций наблюдения, расположенных в различных точках Земли, осуществляется обмен получаемой информации. На этом уровне отслеживается изменение климата, осуществляется прогноз развития свойств окружающей среды и их воздействия на человека.
· Национальный – Единая система государственного экологического мониторинга.
· Региональный – на территории субъекта, его части или на территории нескольких субъектов, характеризующихся общностью природных процессов либо подвергающихся антропогенному воздействию из одних и тех же источников. Локальный экологический мониторинг осуществляется на обособленном производственном объекте, объекте природопользования, отдельном участке территории, постоянно (особо охраняемая природная территории) или временно (зона экологического бедствия) имеющей особый режим.
· Локальный.
По уровню фиксированных изменений окружающей среды:
· Фоновый – система наблюдений за явлениями и процессами в окружающей среде, подвергшейся минимальному антропогенному воздействию. Осуществляется станциями, расположенными в биосферных заповедниках.
· Импактный – система наблюдений за источниками антропогенного воздействия на окружающую среду в специально выделенных зонах, где осуществляется деятельность, связанная с повышенными экологическими рисками.
По объекту мониторинга Единая система государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) делится на подсистемы (ч. 3 т. 63):
· государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды;
· государственного мониторинга атмосферного воздуха;
· государственного мониторинга радиационной обстановки на территории Российской Федерации;
· государственного мониторинга земель;
· государственного мониторинга объектов животного мира;
· государственного лесопатологического мониторинга;
· государственного мониторинга состояния недр;
· государственного мониторинга водных объектов;
· государственного мониторинга водных биологических ресурсов;
· государственного мониторинга внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации;
· государственного мониторинга исключительной экономической зоны Российской Федерации;
· государственного мониторинга континентального шельфа Российской Федерации;
· государственного экологического мониторинга уникальной экологической системы озера Байкал;
· государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания.
Как граждане могут пользоваться результатами мониторинга? Какая информация платная, а какая бесплатная?
В РФ в соответствии с законом существует Государственный фонд данных государственного экологического мониторинга, который включает информацию, содержащуюся в базах данных подсистем Единой системы, кроме того, он включает результаты производственного контроля в области охраны окружающей среды и государственного экологического надзора, а также данные государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Информация, включаемая в этот фонд подлежит использованию органами государственной власти, местного самоуправления, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также гражданами при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности.
17.04.12
Государственный экологический надзор и государственный экологический контроль
Изучить различные позиции по поводу соотношения контроля и надзора.
Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) - система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды.
Под государственным экологическим надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния соблюдения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Государственный экологический надзор включает в себя:
· государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;
· государственный земельный надзор;
· государственный надзор в области обращения с отходами;
· государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха;
· государственный надзор в области охраны водных объектов;
· государственный экологический надзор на континентальном шельфе Российской Федерации;
· государственный экологический надзор во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации;
· государственный экологический надзор в исключительной экономической зоне Российской Федерации;
· государственный экологический надзор в области охраны озера Байкал;
· федеральный государственный лесной надзор;
· федеральный государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания;
· федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов;
· федеральный государственный охотничий надзор;
· государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий.
Государственный экологический надзор организуется и осуществляется с учетом категорий объектов хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами, и с учетом перечня нарушений законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, представляющих угрозу причинения вреда окружающей среде.
Критерии и (или) показатели негативного воздействия объектов хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, в том числе показатели высокого и экстремально высокого химического и радиационного загрязнения окружающей среды, на основании которых устанавливаются для целей государственного экологического надзора категории хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами, и перечень нарушений законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, представляющих угрозу причинения вреда окружающей среде, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Права должностных лиц при осуществлении государственного экологического надзора установлены в ст. 66 ФЗ «Об охране окружающей среды».