Статья 78. Разрешение споров в области охраны окружающей природной среды между предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами
1. Споры в области охраны окружающей природной
среды между предприятиями, учреждениями, организация
ми разрешаются в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации.
2. Споры об охране окружающей природной среды с
участием граждан подлежат рассмотрению в судебном по
рядке.
3. Имущественные споры, связанные с возмещением
вреда, причиненного окружающей природной среде и здо
ровью человека, разрешаются судом или арбитражным судом
в соответствии с их компетенцией.
4. Имущественные споры в области охраны окружающей природной среды между предприятиями, учреждениями, организациями, расположенными на территориях разных республик в составе Российской Федерации, краев и областей, автономной области и автономных округов, рассматриваются Высшим Арбитражным Судом.
Правовая система предусматривает четыре вида ответственности должностных лиц и граждан за правонарушения —дисциплинарную (включая материальную), административную, гражданско-правовую и уголовную.
Вопрос о возмещении вреда экологическим правонарушением регулируется гражданским законодательством. Об этом говорится в комментируемом разделе, который отсылает к действующему законодательству. Статья 1064 Гражданского кодекса предусматривает полное возмещение вреда, причиненного противоправным и виновным поведением, т.е. правонарушением. В ст. 86 комментируемого Закона говорится о вреде, причиненном загрязнением окружающей природной среды, порчей, уничтожением, повреждением, нерациональным использованием природных ресурсов разрушением естественных экологических систем и другими экологическими правонарушениями. Следовательно, каждое из названных действий по существу составляет экологическое правонарушение.
Общее понятие экологического правонарушения дано в ст. 81 комментируемого Закона (в разд. XIII —Ответственность за экологические правонарушения —см. комментарий). Здесь целесообразно еще раз повторить его, так как оно является основанием гражданско-правовой имущественной ответственности за причиненный вред. «Виновные, противоправные деяния, нарушающие природоохранительное законодательство и причиняющие вред окружающей природной среде и здоровью человека» —вот родовое понятие экологического правонарушения, являющегося основанием ответственности. Если к данному определению этого понятия добавить еще слова «общественно опасные деяния», то оно станет и основанием уголовной ответственности. Можно высказывать различные соображения о полноте или неполноте, достаточности или недостаточности приведенного понятия, но надо признать, что в сочетании со ст. 86 Закона оно кратко и четко охватывает и раскрывает суть н содержание экологического правонарушения.
Причинителями вреда являются по закону юридические и физические лица, предприниматели независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, совершившие экологическое правонарушение. Причинителем вреда может быть и сама окружающая природная среда . В качестве истцов по многим спорам выступают министерства (комитеты) охраны окружающей природной среды (в ряде мест они называются органами по экологии и природным ресурсам и др.)1.
В практике наблюдается разнобой по данному вопросу. Одни арбитражные суды удовлетворяют иски органов Минприроды о взыскании ущерба, причиненного нарушением земельного, лесного, водного законодательства, законодательства о животном мире (считая это также экологическими правонарушениями), другие, наоборот, принимают решения о прекращении дел как по искам, заявленным ненадлежащим истцом (считая, что иски, вытекающие из нарушений земельного законодательства, должны предъявляться земельными органами, лесного законодательства —лесными органами и т.д.).
Некоторые важнейшие объекты природной среды используются одновременно несколькими сторонами, и при этом небрежное их использование одними нередко влечет загрязнение природы других. Поэтому охрана окружающей среды приобрела в последние десятилетия международный, а во многих случаях и глобальный характер. В законе отражена и деятельность международных природоохранных организации