Тема 3. Разработка экологической стратегии предприятия
Общеизвестно, что стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии предприятия и достижение целей его деятельности
При этом фактически для выработки стратегии используется стратегическое планирование, т.е. набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специальных стратегий на различную временную перспективу для достижения поставленных целей /43/. Таким образом, процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений, и состоит из следующих этапов, составляющих замкнутую цепочку:
1. Выбор миссии предприятия, т.е. общей цели или четко выраженной причины ее существования.
2. Выбор цели, которая должна быть реальной и достижимой, в том числе и для повышения эффективности хозяйственной деятельности (в нашем случае - экологически значимой).
3. Оценка и анализ внешней среды для выбора путей адаптации к ней. Так, соответствие стратегии предприятия экологической политике государства является фактически адаптацией за счет включения в стратегию неизбежных издержек, меняющих структуру затрат, а также корпоративную культуру при соблюдении требований государства к ведению экологически значимой хозяйственной деятельности.
Экологический менеджмент оперирует несколько другими понятиями внешний среды, в отличие от общепринятых трактовок, представляющих ее как сумму воздействия экономических, конкурентных, социальных, политических, рыночных, международных и технологических факторов. Экологический менеджмент учитывает само предприятие как фактор влияния на внешнюю среду, которое вызывает различные экологические, экономические и социальные последствия /10, 18/. С этой точки зрения необходимо проводить оценку и анализ социоэкосистемы, в которую вторгается хозяйственная деятельность.
4. Выявление с помощью управленческих действий сильных и слабых сторон предприятия.
5. Анализ стратегических альтернатив.
6. Реализация стратегии.
7. Оценка стратегии с возможным пересмотром или необходимыми изменениями в миссии предприятия.
Роль руководителя в выработке и осуществлении стратегии
В настоящее время роль руководства предприятия в выработке и осуществлении выработанной экологической стратегии является основной. Это относится к предприятиям всех форм собственности, особенно к акционерным, где акционерами выступают различные субъекты хозяйственной деятельности, в том числе и государство.
Концепция руководства постоянно обсуждается в книгах, посвященных бизнесу и производству. Именно поэтому становится все менее понятно, кто реально руководит компанией в условиях, когда большие пакеты акций приобретают различные инвестиционные фонды, когда быстро происходят слияния компаний и сменяются их владельцы. Руководитель - будь то генеральный директор, председатель совета директоров или единоличный владелец - должен иметь представление о пути развития компании или предприятия на долгосрочную перспективу, которое невозможно без учета экологических параметров. Такое представление, вероятно, самая сложная составляющая часть процесса. Его необходимо постоянно совершенствовать и корректировать, чтобы носитель этой идеи был уверен в ее правильности; это придает необходимую решимость для осуществления руководства /26/.
Концепцию необходимо затем как можно более ясно и мотивированно представить тем, кто будет заниматься ее реализацией. Действия руководителя должны соответствовать временной перспективе для того, чтобы сохранить доверие к ним.
Именно здесь кроется опасное для организации эффективной экологически значимой хозяйственной деятельности противоречие, особенно в переходный для экономики период, когда не может быть долгосрочных интересов без интересов краткосрочных. Предприятие, которое может позволить себе в течение года не заботиться о поквартальных показателях, в надежде на успехи в следующем десятилетии, скорее всего не доживет до следующего десятилетия.
Эта проблема сводится к вопросу о сохранении баланса и разумного сочетания между долгосрочными и краткосрочными интересами - поспешные решения ближайших проблем всегда подвергаются анализу с точки зрения их долгосрочных результатов. Таким же образом долгосрочные стратегии необходимо рассматривать с точки зрения их немедленного влияния.
В некоторых видах бизнеса важность долгосрочного подхода не требует доказательств. Если компании и предприятия не будут инвестировать разумную сумму средств в НИОКР, которые сокращают текущие прибыли и не создают новые виды продукции, возможно, в течение десяти лет, то аналитики фондового рынка начнут беспокоиться. Такая же ситуация возникает относительно средств, направляемых на ведение разведывательных работ в добывающих компаниях.
При этом зачастую анализ таких вложений приводит к значительному изменению стоимости предприятий, то есть на практике стоимость акций известной компании поднимается в цене, когда она объявляет о новых исследовательских проектах. Со временем инвестиции в решения руководства о вложении средств в экологически ориентированные проекты будут рассматриваться таким же образом, то есть как необходимое условие функционирования бизнеса и как инвестиции, повышающие престиж компании.
Некоторые руководители предприятий до сих пор свою приверженность краткосрочным проектам объясняют ответственностью перед акционерами за получение максимальной прибыли. Безусловно, руководители, в первую очередь, несут ответственность перед теми, кто вложил средства в компанию. Однако, сама эта ответственность является как долгосрочной, так и краткосрочной; она включает защиту долгосрочных интересов акционеров, многие из которых приобретают акции в основном для того, чтобы владеть ими десятилетия.
Очень важно для руководителя понять роль экологически ориентированных стратегий и соотнести их с требованиями финансовых рынков и требованиями государственной экологической политики.
Именно поэтому следует отметить, что в настоящее время большинство крупных зарубежных компаний заняты разработкой более долгосрочных концепций, чем многие правительства, не берущиеся предсказывать, что произойдет после следующих выборов.
Такой нацеленный на будущее подход может оказать стабильное и постоянное влияние на правительства при разработке концепции устойчивого развития.
Пример выработки и реализации экологической стратегии.
В настоящее время финансовые показатели деятельности предприятия, а следовательно, и эффективность системы менеджмента, применяемого на нем, нельзя отделить от критериев ( показателей ) экологичности. Именно достижение соответствующих показателей в свете концепции устойчивого развития является стратегической целью многих прогрессивно управляемых предприятий и корпораций.
Специализированные исследования, проведенные в рамках Конференции ООН по торговле и развитию (Доклад секретариата ЮНКТАД ) показывают, что критерии экологичности все обширнее входят в систему общего менеджмента, постепенно превращая этот менеджмент в экологически ориентированный по объективным факторам влияния, в том числе и основным - стоимостным. Следующим этапом в развитии менеджмента, особенно для промышленных структур, при правильной экологической политике государства и устранении провалов рынка становится органичное построение системы экологического менеджмента.
Переход к экологическим показателям как к доминанте хозяйственной деятельности предприятия происходит на протяжении долгосрочного периода времени. Причем при устранении провалов экологической политики государства во взглядах на менеджмент предприятия основное место занимает нормативная модель для того, чтобы заставить предприятие (компанию, фирму) руководствоваться не краткосрочными конъюнктурными соображениями, а строить долгосрочную экологически ориентированную стратегию.
В построении системы экологического менеджмента различного уровня (не только для конкретного предприятия, но и для отрасли в целом, для территорий, на уровне государства) следует избегать описательных методов, свойственных многим исследованиям современных экономистов, демонстрирующих изначальную несовместимость экологических и коммерческих соображений. В своей практической деятельности каждое предприятие должно рассматриваться как стремящийся к максимализации собственной стоимости комплекс, объединяющий капитальные ресурсы и функции, именуемые обычно корпоративным усилием. Под факторами стоимости в данном контексте можно понимать конкретные целевые характеристики продукции и услуг, требования акционеров или другие стратегические задачи, сформулированные управленческим звеном предприятия. Это позволяет приравнять экологические блага к другим используемым и/или намеченным для использования ресурсам: для работы конкретного комплекса, объединяющего под общим управлением капитальные ресурсы и функции, требуются потоки людских, финансовых и материальных ресурсов /26/.
Рассмотрим пример автомобилестроительной компании “АБ Вольво”, которая имеет большинство типичных черт старых отраслей. Однако, известно, что при проектировании новейшей продукции компания принимает во внимание экологические соображения. Это во многом связано с тем, что в автомобилестроении вопросы экологии приобретают все большее значение в сбытовой деятельности (соблюдение норм токсичности, использование экологически чистых материалов, возможность утилизации отслуживших срок автомобилей и т.д.).
Компания “АБ Вольво” разработала систему анализа жизненного цикла (АЖЦ), названную СЭПП ( стратегии экологических приоритетов при проектировании ). СЭПП помогает предприятиям «Вольво» изучать влияние материалов и товаров на окружающую среду. «Вольво» имеет также экологическую базу данных "МОТИВ", содержащую информацию более чем о пяти тысячах химикатов. Центральная группа в компании, именуемая «Иркешиген» ( гигиена производственной среды), обслуживает систему и анализирует новые химикаты. Например, база данных может использоваться для выявления всех товаров, содержащих тот или иной химикат. Это может оказаться очень важным в экстренной ситуации.
Нынешняя экологическая политика «Вольво» ставит перед собой следующие задачи:
а) разрабатывать и реализовывать товары с высокими экологическими характеристиками, удовлетворяющие самые высокие требования к эффективности;
б) использовать те производственные процессы, которые оказывают наименьшее отрицательное воздействие на окружающую среду;
в) принимать активное участие и самостоятельно проводить НИОКР в области окружающей среды;
г) отбирать экологически безвредные и рециркулируемые материалы для разработки и производства продукции, а также при закупке компонентов у поставщиков;
д) использовать комплексный подход к изучению отрицательного воздействия товаров на окружающую среду;
е) стремиться к выработке единого мирового экологического стандарта для производственных процессов и товаров.
Все управляющие компании несут ответственность за проведение в жизнь вышеуказанной политики. Однако, сама по себе эта политика является "централизованным продуктом". Экологический совет «Вольво» несет главную ответственность за ее осуществление. Совет, состоящий из специалистов из головного офиса группы и различных оперативных подразделений, отвечает за текущую координацию деятельности. В последнее время вышеуказанные экологические требования должны соблюдать также и поставщики компании “Вольво”.
Все большую роль в системе экологического менеджмента компании играют экологический аудит и оптимизация внутренней экологической отчетности.
На предприятиях «Вольво» экологические аудиторы являются специалистами компании, работающими под руководством главного экологического аудитора группы. Аудиторы должны иметь неограниченный доступ ко всей бухгалтерской и иной отчетности, что не позволяет использовать для этих целей внешних консультантов. Тем не менее, аудит всегда проводится специалистами, работающими в ином подразделении. Внешние аудиторы привлекались компанией «Вольво» крайне редко и лишь в тех случаях, когда требовались особые правовые знания.
В ходе проведения аудита внимание уделяется следующим группам экологических вопросов:
а) соблюдение действующего национального законодательства;
б) соблюдение возможного будущего законодательства и международных норм;
в) претворение целей экологической политики «Вольво» в планы действий и конкретные меры в компании.
Экологический аудит проводится через разные периоды времени и неожиданно. Неожиданность нужна для того, чтобы получать как можно более объективное представление, соблюдаются ли поставленные требования.
По сравнению с традиционным финансовым аудитом экологическому аудиту в большей степени свойствен аналитический характер. Экологический аудит не дает ответов на вопрос о том, каким образом компания может усовершенствовать свою экологическую программу: аудиторы лишь указывают на выявленные экологические недостатки. Принятие необходимых мер является обязанностью соответствующего управляющего компанией.
Типология экологически ориентированного управления
К сожалению, перенести полностью опыт зарубежных предприятий, фирм или транснациональных корпораций на деятельность отечественных субъектов экологически значимой хозяйственной деятельности в полном объеме не удается.
Однако, очень полезно рассмотреть данные зарубежных источников (в частности, /1/), которые дают классификацию типов управления предприятиями в зависимости от их деятельности и стимулирующих мер правительства (табл. 1).
Интересно отметить, что данные, представленные в таблице 1, хорошо ложатся на необходимость разработки похожих прогрессивных экологических стратегий для отечественных компаний и предприятий, работающих в добывающей и перерабатывающей отраслях промышленности.
Особая роль в этом отводится государству и правительству, как его представителю, поскольку именно государство заинтересовано в гибком подходе к реализации управленческой деятельности в вышеуказанных отраслях промышленности, дающих ему значительные поступления в бюджет.
Таблица 1.
Классификация типов управления предприятиями в зависимости от их деятельности
и стимулирующих мер правительства (по материалам /31/, дополненная)
Тип управления | Деятельность предприятия | Стимулирующие меры правительства |
1. Управление, ориентированное на выполнение требований (пассивное предприятие) | 1. Очистка выбросов, сбросов, захоронение отходов в конце производственно-технологического цикла; 2. Соблюдение процедур снижения загрязнения; 3. соблюдение требований внешней экологической отчетности; 4. Наличие экологической службы; 5. Принятие экстренных мер. | 1. Государственный экологический контроль, установление эффективных нормативов с учетом реальных технологических и финансовых возможностей, учет отраслевых производственных параметров (для конкретных отраслей промышленности и сельского хозяйства) 2. Предупреждающее информирование о возможном ужесточении экологических нормативов, жесткие меры по обеспечению выполнения. |
2. Превентивное управление (эффективное предприятие) | 1. Внутренний экологический аудит (различных типов и направленности); 2. Предотвращение загрязнений заменой технологий, сырья и т.д.; 3. Минимизация отходов; 4. Сокращение энергоемкости продукции; 5. Снижение уровня загрязнений; 6. Информирование общественности об экологически значимых хозяйственных решениях; 7. Создание системы экологического учета; 8. Ответственность менеджеров в подразделениях за соблюдением параметров экологичности. | 1. Законодательное повышение ответственности топ-менеджеров и предприятий; 2. Требования к интеграции в региональную систему управления захоронением и утилизацией отходов; 3. Обязательное предоставление экологически значимой информации общественности; 4. Разработка стимулирующих программ энергосбережения, управления спросом, “экологического” налогообложения. |
3. Стратегическое экологическое управление (экологическая концепция) | 1. Развитие экологического маркетинга; 2. Равноправный диалог с общественностью и потребителями; 3. Внешний экологический аудит; 4. Внедрение программ экологической сертификации товаров и услуг; 5. Предоставление полного объема экологически значимой информации; 6. Создание систем “жизненных циклов” продукции и ее утилизации; 7. Учет экологически значимых требований в инвестиционно-проектном цикле. | 1. Развитие нормативной базы; 2. Создание государственной программы экомаркировки; 3. Поддержка экологических инициатив общественности и потребителей; 4. Стратегия управления потоками товаров и сырья, их оптимизация; 5. Развитие местных механизмов управления экологически значимой деятельностью. |
4. Управление устойчивым развитием (активное предприятие) | 1. Миссия предприятия в процессе устойчивого развития; 2. Признание роли предприятия в потоках товаров, сырья и энергии; 3. Соответствие политике в отношении этики “экологически чистой” сбытовой деятельности; 4. Соответствие экологическим стандартам эффективности на международных рынках; 5. Отражение концепции устойчивого развития в отчетности предприятия; 6. Международный аудит. | 1. Распространение информации на международном уровне; 2. Международное согласование экологических нормативов, стандартов и систем налогообложения; 3. Обсуждение и принятие на международном уровне инициатив в области здравоохранения, экологической безопасности и устойчивого развития как приоритетных по отношению к системе свободного товарообмена. |