Природоохранные акции. Экологические праздники.

Реферат на тему:

«Природоохранные акции. Экологические праздники»

Выполнила студентка 31-ДО группы

Белюга Ирина Вадимовна

Ялта, 2016

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1.ПРИРОДООХРАННЫЕ АКЦИИ

2.ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАЗДНИКИ

Заключение

Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Начальным этапом становления системы экологического образования молодежи является дошкольный период. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к себе и окружающим людям.

Для дошкольной педагогики экологическое воспитание – это новое направление, которое появилось на рубеже 80-х и 90-х годов и в настоящий момент проходит этап становления. Экологическое воспитание дошкольников - это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии. Для современного экологического образования дошкольников характерна потребность в развитии осознанно-правильного эмоционального отношения детей к природе. В дошкольном учреждении ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.

Комплексно-ориентированный подход к экологическому образованию дает возможность воспитателям дошкольных учреждений использовать разные формы обучения, включающие интегрированные занятия, циклы наблюдений, целевые прогулки в природу, эколого-оздоровительные походы, экологические праздники и досуги, экологические акции, игровые обучающие ситуации, опыты, проблемные ситуации и др.

Главной формой экологического воспитания детей в ДОУ являются занятия, на которых дети познают огромный и интересный мир природы. Но самым эмоциональным и увлекательным познанием природы являются праздники и досуги. Праздники и развлечения наиболее естественный и радостный вид деятельности, формирующий характер детей, они позволяют развивать у детей самые разнообразные положительные качества: самостоятельность, доброжелательность, жизнерадостность, инициативу, творческую выдумку, облегчают восприятие излагаемых проблем и знаний, приобщают к коллективным переживаниям, наполняют детскую жизнь яркими красками. Педагогический смысл праздников и досугов заключается в том, чтобы вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на природное содержание. В процессе праздников и развлечений, с одной стороны, закрепляются навыки и умения, полученные на занятиях, а с другой – углубляется потребность в познании нового, расширении кругозора, совместных действиях и переживаниях. На основе ведущих дидактических принципов и анализа интересов и склонностей дошкольников учеными были разработаны различные формы экологического воспитания. Их можно классифицировать на массовые, групповые и индивидуальные.

К массовым формам относится работа детей по благоустройству и озеленению помещений и территории ДОУ, массовые природоохранные праздники; конференции; экологические фестивали, ролевые игры, работы на участке.

К групповым - кинолектории; экскурсии; туристические походы по изучению природы; экологический практикум.

Индивидуальные формы предполагают наблюдения за животными и растениями; изготовление поделок, рисование, лепку.

Акция – это социально значимые, деятельностные, комплексные, событийные и социально значимые мероприятия, предпринимаемые для достижения единой цели, прежде всего для развития у детей и взрослых экологической культуры.

Осознанно-правильное отношение рассматривается как совокупность знания и активных проявлений ребенка: интереса к явлениям природы; понимания специфики живого, желания практически сохранить, поддержать или создать для него нужные условия; понимания и сочувствия тем, кто испытывает дефицит каких-либо условий; эмоционального отклика, радости на любые проявления животных и растений, их красоту. Важно при этом, что красота рассматривается с экологических позиций: красота гармонично развивающегося, здорового живого организма, что бывает лишь при наличии хороших условий, полноценной среды обитания.

Такое отношение вполне может быть сформировано у ребенка, если систематически на протяжении нескольких лет его знакомят с разнообразием растений и животных, которые его окружают, демонстрируют их связь со средой обитания и морфофункциональную приспособленность к ней, вовлекают в практическую деятельность по поддержанию условий для жизни растений и животных, предоставляя возможность наблюдения за их ростом, развитием, различными проявлениями в благоприятных условиях. В дошкольном учреждении экологические акции проходят в течении всего учебного года. В ходе акций дошкольники получают природоведческие знания, формируют навыки экологической культуры, активную жизненную позицию. Акции служат хорошей экологической пропагандой среди родительской общественности. Дети видят отношение родителей, организацию мероприятия и сами в ней участвуют.

Цель проведения экологических акций: формирование экологической культуры, сознания и мировоззрения.

Так как акция это комплексное мероприятие, то в ходе её решаются одновременно разные задачи: познавательные, нравственные и эстетические.

Так на умственное развитие детей оказывают влияние различные мероприятия познавательного характера: наблюдения, пояснения взрослых, беседы, КВНы и т. д.

На нравственное развитие большое влияние оказывает практическая природоохранительная деятельность: развешивание кормушек для птиц, ограждение муравейников, трудовые десанты, развешивание плакатов и многое другое.

Эстетическое воспитание реализуется через всевозможные выставки, экспозиции.

Природоохранные акции позволяют развивать положительное эмоциональное отношение к природе, желание беречь её и заботиться о ней. А самое главное, в ходе природоохранных акций детям показывается и дается возможность самим улучшить, исправить последствия экологически неграмотных действий людей, т. к. итогом любой акции является продуктивная деятельность детей.

Природоохранные акции являются оптимальной формой работы с детьми при развитии у них представлений о взаимосвязи человека с природой.

Экологические праздники – это расширенный вариант экологического досуга. На данном этапе особое внимание обращено на использование в сценариях поэтических и музыкальных произведений, репродукций картин художников - пейзажистов. Все это усиливает впечатления ребенка о красоте и неповторимости природы. Полученные в ходе праздника положительные эмоции рождают отношение, воздействуют на личность ребенка в целом.

Как показывают многие исследования, гармоничное становление личности ребенка не возможно без эмоционального отношения к окружающему миру. Для того чтобы преодолеть расхождения между знаниями моральных норм и реальным поведением детей, необходимо, чтобы возникло не только понимание той или иной ситуации, но и положительное отношение к событию.

Эмоциональное развитие, «воспитание чувств» детей осуществляется под воздействием взрослых, которые как бы задают ребенку эталон эмоционального отношения к окружающему, в том числе и к природе. Организация и проведение экологических праздников является одной из интереснейших форм экологического воспитания дошкольников, так как она способна вызывать у участников и зрителей положительный эмоциональный отклик на их природное содержание.

Поскольку праздники и развлечения – наиболее естественный и радостный вид деятельности, формирующий характер детей, они позволяют развивать у детей самые разнообразные положительные качества: самостоятельность, доброжелательность, жизнерадостность, инициативу, творческую выдумку, облегчают восприятие излагаемых проблем и знаний, приобщают к коллективным переживаниям, наполняют детскую жизнь яркими красками. В процессе праздников и развлечений, с одной стороны, закрепляются навыки и умения, полученные на занятиях, а с другой – углубляется потребность в познании нового, расширении кругозора, совместных действиях и переживаниях. Экологические праздники дают большие воспитательные возможности и положительно влияют на эмоциональное развитие дошкольников. Эмоции, которые ребенок получил от праздника, способствуют так же социальному и нравственному развитию. С помощью сценических образов дети рассказывают о правилах поведения в природе не только сверстникам, но и взрослым, что очень важно для повышения общего уровня экологической культуры людей. Экологические праздники углубляют усвоение экологических знаний, знаний о природе, её причинно-следственных связей, что способствует появлению эмоциональной оценки. Праздники влияют на накопление и актуализацию экологического опыта и детей, и взрослых.

Так как роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка, то важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько включённость детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей. По ходу сюжета разыгрываемой детьми сказки, отдельного эпизода стараться вызвать у детей переживание гуманных чувств, сочувствия, острого желания помочь героям или решить возникшую проблемную ситуацию. Проживание ребенком событий, различных ситуаций, накопление опыта при решении экологических проблем в соответствии с принятой на себя ролью является основой для последующего выбора правильных способов поведения в аналогичных или похожих ситуациях.

В числе важных факторов, влияющих на экологическое воспитание в ходе праздников и досугов, является деятельность ребенка в коллективе сверстников. Здесь ребенок проявляет свои способности, самоутверждении, совершает поступки в соответствии с нравственными эталонами, глубже осознает, как надо поступать в том, или ином случае.

Педагогический смысл экологических праздников заключается в том, чтобы вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на их природное содержание. Эмоции рождают отношение, воздействуют на личность дошкольника в целом, поэтому рекомендуется проводить праздники регулярно, завершая ими сезон или какой – либо содержательный блок.

В ходе праздников экологической направленности дети не только получают положительные эмоции, у них формируются элементарные экологические представления о природе, понимание важности охраны окружающей природы; гуманно-деятельное отношение к природе, выраженное в бережном и заботливом отношении к живым существам, а также осознание выполнения определенных норм поведения.

На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии - если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу. Комплексно-ориентированный подход к экологическому образованию дает возможность воспитателям дошкольных учреждений использовать разные формы обучения, включающие интегрированные занятия, циклы наблюдений, целевые прогулки в природу, эколого-оздоровительные походы, экологические праздники и досуги, экологические акции, игровые обучающие ситуации, опыты, проблемные ситуации и др.

Главной формой экологического воспитания детей в ДОО являются занятия, на которых дети познают огромный и интересный мир природы. Но самым эмоциональным и увлекательным познанием природы являются праздники и досуги.

Список используемой литературы:

1.Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. – Ростов-на-Дону, 1996.

2. Панов В.И. Введение в экологическую психологию. Учебное пособие. Часть 1. – М.: Изд-во МНЭПУ, 2001.

3. Кучер Т. В. Экологическое воспитание учащихся. — М.: Просвещение, 1990.

4. Система работы по экологическому воспитанию дошкольников. Старшая группа. /Сост. П. Г. Федосеева. - Волгоград: ИТД «Корифей». - 96 с.

5. Николаева С.Н. "Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве". "Просвещение" 2002г.

Наши рекомендации