Значение безопасности в современном мире

Введение

Учебная дисциплина "Безопасность жизнедеятельности"
- обязательная дисциплина федеральных ГОС всех направлений первого уровня высшего профессионального образования (бакалавриата) и специалитета.

Понятие дисциплины впервые формализовано в России
в 1990 г. Решение Коллегии ГК СССР по народному образованию № 8/3 от 27.04.90 имело название «О мерах по созданию системы непрерывного образования в области «безопасности жизнедеятельности».

Негативные изменения среды обитания человека предопределяют то, что современный специалист должен быть в достаточной степени подготовлен для успешного решения задач по обеспечению безопасности жизнедеятельности.

Основной целью образования по дисциплине - формирование профессиональной культуры безопасности (ноксологической культуры), под которой понимается готовность и способность личности использовать в профессиональной деятельности приобретенную совокупность знаний, умений и навыков для:

- обеспечения безопасности в сфере профессиональной деятельности;
- характера мышления и ценностных ориентации, при которых вопросы безопасности рассматриваются в качестве приоритета.

Основа формирования культуры «БЖ»:
- это образование, как триединый процесс воспитания, обучения и развития личности.

«БЖ» обеспечивает общую грамотность в области безопасности,
являясь научно-методическим фундаментомдля всех без исключения
специальных дисциплин.

Цель науки о «БЖ» — создание защиты человека в техносфере
от внешних негативных воздействий антропогенного, техногенного и естественного происхождения, т.е. «БЖ» – наука о
комфортном и травмобезопасном взаимодействии человека со средой обитания.

Предметная область дисциплины включает изучение:
- окружающей человека среды обитания;
- взаимодействия человека со средой обитания;
- взаимовлияние человека и среды обитания с точки зрения обеспечения безопасной жизни и деятельности;
- методов создания среды обитания допустимого качества.

Ядром содержательной части предметной области является круг опасностей, определяемых физическими полями (потоками энергии), потоками вещества и информации.

Объектамиизучения в дисциплине являются биологические и технические системы как источники опасности:

- человек, коллективы людей, человеческое сообщество, природа, техника, техносфера и её компоненты;
- среда производственная, городская, бытовая;
- среда обитания в целом как совокупность техносферы и социума, характеризующаяся набором физических, химических, биологических, информационных и социальных факторов, оказывающих влияния на условия жизни и здоровье человека.

Причины возникновения и формирования учения о БЖ в России
— это потребности общества и человека в защите от опасностей.

Потребности общества:
- сохранение здоровья и трудоспособности членов общества;
- защита членов общества от естественных опасностей;

-сохранение или рациональный рост численности членов общества в условиях воздействия опасностей от внешних причин.

Потребности человека:
- употребление качественных продуктов, питьевой воды, атмосферного воздуха;
- защита жизни и здоровья от внешних опасностей среды обитания;
- стремление к повышению СПЖ.

Степень удовлетворения потребности человека в безопасности
оценивается во многом продолжительностью его жизни.

Начиная с 1986 по 1993 г. в России средняя продолжительность жизни у мужчин снизилась с 66,6 года до 59,1 года, т. е. на 7,5 лет, а у женщин — с 76,6 до 72 лет.

Основными причинами резкого падения СПЖ населения России в этот период явились:
- снижение ВВП (валовой внутренний продукт) на душу населения (за годы перестройки ВВП в России снизился почти на 50 %);
- ухудшение медицинского обслуживания;

- ухудшение состояния среды обитания;
- несоблюдение норм здорового образа жизни;
- снижение требования безопасности в трудовой сфере.

Начиная с середины 1990 г. в России наблюдается спад численности населения.
Известно, что численность населения любой страны определяется:

- естественным приростом;
- смертностью;
- и миграцией ее населения.

К 2000 г. прирост и смертность населения России были таковы, что в каждой 1000 человек населения ежегодно умирали около 15, а рождались всего 9 человек, поэтому Россия теряла около 800 — 900 тыс. чел. из общей численности населения ежегодно.

Положениярассматриваемые БЖ:

• современное состояние и негативные факторы среды обитания;
• принципы обеспечения безопасности взаимодействия человека со средой обитания, рациональные условия деятельности;

• последствия воздействия на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов, принципы их идентификации;

• средства и методы повышения безопасности, экологичности и устойчивости жизнедеятельности в техносфере;

• методы повышения устойчивости функционирования объектов экономики в чрезвычайных ситуациях;

• мероприятия по защите населения и персонала объектов экономики в чрезвычайных ситуациях, в том числе и в условиях ведения военных действий, и ликвидация последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий;

• правовые, нормативные, организационные и экономические основы безопасности жизнедеятельности;
• методы контроля и управления условиями жизнедеятельности.

2. СИСТЕМЫ
"ЧЕЛОВЕК - СРЕДА ОБИТАНИЯ"

ПАРАМЕТРЫ И ВИДЫ ПОТОКОВ ВОЗДЕЙСТВИЯ
НА ЧЕЛОВЕКА

Человек существует в процессе жизнедеятельности, состоящем из его
непрерывного взаимодействия со средой обитания в целях удовлетворения своих потребностей.

Понятие «жизнедеятельность» шире понятия «деятельность», поскольку включает в не только трудовой процесс человека,
но и условия его отдыха, быта и миграции в окружающей среде.

Основным принципом существования и развития всего живого является принцип обязательности внешнего воздействия. Саморазвитие живого тела невозможно.

В соответствии с законом сохранения жизни Ю.Н. Куражсковского:
«Жизнь может существовать только в процессе движения через живое тело
потоков вещества, энергии, информации».

Среда обитания — окружающая среда, обусловленная совокупностью факторов, способных оказыватьпрямое или косвенное, немедленное или отдаленное воздействие на жизнедеятельность человека, его здоровье и потомство.

В современном мире для человека характерны два полярных вида среды обитания — биосфера (факторы среды: физические, химические, биологические, информационные, социальные)

- и техносфера(производственная, селитебная и бытовая среда).

Характерные системы «человек - среда обитания»:
-производственная,
- городская,
- бытовая,
- природная.

Американский зоолог В. Шелфорд в начале XX в. сформулировал закон толерантности: «Лимитирующим фактором процветания популяции (организма) может быть как минимум, так и максимум экологического воздействия, а диапазон между ними определяет величину выносливости (предел толерантности) организма к заданному фактору»

Толерантность — способность организма переносить неблагоприятное влияние того или иного фактора среды. Зона оптимума с точкой комфорта (точка максимума — жизненного потенциала) и зоны допустимых значений фактора воздействия являются областью нормальной жизнедеятельности, а зоны с большими отклонениями фактора от оптимума
зонами угнетения.

Пределы толерантности по фактору воздействия совпадают со значениями минимума и максимума фактора, за пределами которых, существование организма невозможно (это — зона гибели).

Ситуации взаимодействия в системе «человек — среда обитания»:

А) комфортное (оптимальное) взаимодействие:
- имеются оптимальные условия деятельности и отдыха;
- предпосылки для проявления наивысшей работоспособности и продуктивности деятельности;
- гарантируется сохранение здоровья человека и целостность среды обитания;

Б) допустимоевзаимодействие, когда потоки, воздействуя на человека и среду обитания:
- не оказывают негативного влияния на здоровье, но приводят к дискомфорту, снижая эффективность деятельности человека;

- при соблюдении условий допустимого взаимодействия гарантируется невозможность возникновения и развития необратимых негативных процессов у человека и в среде обитания.

В) опасное взаимодействие, когда потоки превышают допустимые уровни и оказывают негативное воздействие на здоровье человека, вызывая при длительном воздействии заболевания, и/или приводят к деградации природной среды.

Г) чрезвычайно опасноевзаимодействие, когда потоки высоких уровней за короткий период времени могут нанести травму, привести человека к летальному исходу, вызвать разрушения в среде обитания.

Гибель организмапроисходит при значениях фактора воздействия, лежащих вне зоны толерантности. В этом случает изменение толерантности можно рассматривать как процесс распада организма на простые подсистемы.

Аксиомао воздействии среды обитания на человека: «воздействие среды обитания на человека может быть позитивным или негативным, характер воздействия определяют параметры потоков веществ,
энергий и информаций».

Из четырех характерных состояний взаимодействия человека со средой обитания лишь первые два (комфортное и допустимое) соответствуют позитивным условиям повседневной жизнедеятельности, а два других (опасное и чрезвычайно опасное) недопустимы для процессов жизнедеятельности человека.

3. ПОНЯТИЯ «БЕЗОПАСНОСТЬ И ОПАСНОСТЬ»

Безопасность – это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Основные виды безопасности:
- личная и коллективная;
- охрана природы (биосферы);
- государственная безопасность;
- глобальная безопасность.

Сегодня в России для защиты человека и зон его пребывания от опасностей реально существуют следующие системы безопасности:
1. Безопасность (охрана) труда (производственная безопасность).
(Объект защиты – человек, группа людей).

2. Защита в ЧС (промышленная безопасность)
(объект защиты – человек, группа людей, техносфера, природная среда, материальные ресурсы).

3. Охрана окружающей среды (экологическая безопасность). (Объект защиты – городские и иные селитебные зоны, природная среда и её ресурсы).

4. В последние годы развивается и набирает силу новая интегральная система обеспечения безопасности людей — «безопасность жизнедеятельности человека в техносфере».

Человек же, с момента своего появления на Земле, живет и действует в условиях постоянно изменяющихся потенциальных опасностей. Потенциальной опасностью называется возможность воздействия на человека неблагоприятных или несовместимых с жизнью факторов.

Аксиома: «Опасность– свойство человека и окружающей среды, способное причинять ущерб живой и неживой материи».

Реализуясь в пространстве и времени, опасности причиняют здоровью человека вред, который проявляется в нервных потрясениях, травмах, болезнях, инвалидных и летальных исходах.

Применительно к БЖ: «Опасность— негативное свойство среды обитания, приводящее человека к потере здоровья или к гибели».

Виды опасностей: природные, антропогенные, техногенные и глобальные.

По видам потоков в жизненном пространстве опасности делят на: массовые, энергетические и информационные, а по интенсивности потоков в жизненном пространстве на опасные и чрезвычайно опасные.

значение безопасности в современном мире - student2.ru

значение безопасности в современном мире - student2.ru

По степени завершенности воздействия опасности на объекты защиты делят на:

- потенциальные,

- реальные,

- и реализованные.

Реализованные опасности принято разделять на:

- происшествия,
- чрезвычайные происшествия,
- аварии,
-катастрофы
- и стихийные бедствия.

Происшествие — событие, состоящее из негативного воздействия с причинением ущерба людским, природным и/или материальным ресурсам.

Чрезвычайное происшествие (ЧП) — событие, происходящее обычно кратковременно и обладающее высоким уровнем негативного воздействия на людей, природные и материальные ресурсы.

К ЧП относятся:
- крупные аварии,
- катастрофы
- и стихийные бедствия.

Авария— происшествие в технической системе, не сопровождающееся гибелью людей, при котором восстановление технических средств невозможно или экономически нецелесообразно.

Катастрофа — происшествие в технической системе, сопровождающееся гибелью людей.

Стихийное бедствие — происшествие, связанное со стихийными явлениями на Земле и приведшее к разрушению биосферы, техносферы,
к гибели или потере здоровья людей.

Чрезвычайная ситуация (ЧС)— состояние объекта территории или акватории, как правило, после ЧП, при котором возникает:
- угроза жизни и здоровья для группы людей,
- наносится материальный ущерб населению и экономике,
- деградирует природная среда.

ВРЕД, УЩЕРБ, РИСК

Факторы, вызывающие опасности делят на вредные и травмоопасные.
Вредный фактор — негативное воздействие на человека, которое приводит к ухудшению самочувствия или заболеванию.

Травмирующий (травмоопасный) фактор — негативное воздействие на человека, которое приводит к травме или летальному исходу.

Виды ущерба:

- экологический,
- экономический,
- социальный.

Кроме этого могут быть:
- прямой ущерб, проявляющийся непосредственно на объектах, расположенных в зоне негативного воздействия промышленного производства и сооружения;

- косвенный ущерб, проявляющийся в смежных производствах, на объектах непроизводственной сферы и в природной среде.

Современный мир отверг концепцию абсолютной безопасности и пришел к концепции приемлемого (допустимого) риска.
Риск– это мера опасности и вероятность развития неблагоприятного события.

Виды риска: Приемлемый (допустимый), индивидуальный,
антропогенный, мотивированный, немотивированный, производственный,
социальный, экологический.

ЗНАЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Место БЖ в науке «Экология», которая изучает «знания о воздействии живых существ между собой и окружающей средой»
[Э. Геккель, 1869].

Экология — наука о доме.
В экологии главное изучение не существ, а изучение состояние среды обитания и процессов взаимодействия существ со средой обитания.

Объектами экологии являются биосфера, экосистемы (биоценоз), популяции организмов, биотип.

В XIX в. экологи изучали в основном закономерности биологического взаимодействия в биосфере, причем роль человека в этих процессах считалась второстепенной.

В конце XIX—XX в. ситуация изменилась: экологов все чаще стала беспокоить роль человека в изменении окружающего нас мира. В этот период произошли значительные изменения в окружающей человека среде обитания процессах.

Биосфера постепенно утрачивала свое господствующее значение и в населенных людьми регионах стала превращаться в техносферу. В окружающем нас мире возникли новые условия взаимодействия живой и неживой материи. Сейчас правомерно говорить о возникновении новой области знаний — экологии техносферы, где главными «действующими лицами» являются человек и созданная им техносфера.

По современным представлениям, наука «экология» распадается на две большие области: «экология биосферы» и «экология техносферы».
Экология техносферы — наука о взаимодействии человека с техносферой.

Таким образом, в современных условиях основная цель учения о БЖ:
формирование и широкая пропаганда знаний, направленных на снижение смертности и потерь здоровья людей от внешних причин.

Важнейшая задача, стоящая сейчас перед обществом и государством, — стабилизировать численность населения России, сохранить ее генофонд.

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ),
индивидуальная продолжительность жизни людей во многом связана с условиями их жизнедеятельности.

ВОЗ считает, что здоровье человека определяется:
- генетическими факторами 18—20 %;
- организацией здравоохранения 7—10 %;
- образом жизни 30—40 %;
- состоянием окружающей среды 30—40 %

Наши рекомендации