Оценивание творческого экзамена по журналистике

Программа творческого конкурса по эссе

для поступающих по направлению 42.03.02 «Журналистика»

Пояснения для абитуриентов

Вступительный творческий экзамен по журналистике в БГУ на специальность «Журналистика» проходит в форме сочинения. Абитуриенту предлагается написать сочинение в виде эссе по одной из трех предложенных тем.

Эти темы расположены в строгом порядке, например:

1. Человек и Байкал: проблемы экологии

2. О криминале в России и Бурятии

3. об одной экранизации произведения русской литературы

Первая тема соответствует общей журналистской проблематике. Обращаясь к такой теме, абитуриент должен иметь хорошие знания по ней, почерпнутые из публикаций как республиканских, так и федеральных СМИ. Важно уделить внимание источникам, на которые опирается автор, по возможности указать их. Умение работать с фактической информацией является важнейшим умением абитуриента.

Вторая тема соответствует оперативной журналистской проблематике. Здесь абитуриенту предлагается обратиться к событиям недавнего времени, которые нашли отражение в федеральных и региональных СМИ. Умение выразить свою позицию по этим проблемам является основным творческим требованием к поступающим.

Третья тема соответствует культурологической проблематике. Это поле позволяет абитуриенту выразиться личностно, показать глубину анализа и художественного проживания того или иного феномена, о котором будет рассуждать автор. Требования по раскрытию данной темы наиболее близки к требованиям, которые выдвигаются к школьному сочинению.

Темы эссе для вступительного творческого экзамена по журналистике

  1. О проблеме объективности журналиста

2. Освещение в СМИ проблемы присоединения Крыма к России

  1. О массовой культуре

Оценивание творческого экзамена по журналистике

Оценивание эссе производится по 4 критериям: «Орфографическая и пунктуационная грамотность»; «Раскрытие темы»; «Работа с фактическим материалом»; «Идейная наполненность».

Критерии:Орфографическая и пунктуационная грамотность (максимум 27 баллов)
Уровень Баллы Балл эксп
Допускается наличие 1-2 орфографических и пунктуационных ошибок. 21-27  
Допускаются 1-2 неточности по содержанию, не более 2 речевых недочетов, 2 орфографических, пунктуационных или стилистических ошибок. 19-20  
Допускается не более 4 орфографических, 4 пунктуационных и 3-4 стилистических ошибок. Также учитываются речевые недочеты. 14-18  
Имеется более 8-9 орфографических и пунктуационных ошибок. 0-13  
Критерии: Раскрытие темы (максимум 27 баллов)
Уровень Баллы Балл эксп
Эссе, глубоко и аргументировано раскрывающее тему, демонстрирующее отличное знание событий, отражавшихся в СМИ, построенное логично и последовательно с точки зрения изложения мыслей, написанное в соответствии с нормами литературного языка и выдержанное в стиле, соответствующем выбранной теме. Фактические ошибки отсутствуют. 21-27  
Эссе, достаточно полно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание публицистического материала, хорошо выстроенное композиционно, логичное и последовательное по изложению, выдержанное в стиле, соответствующем выбранной теме. Могут отмечаться незначительные нарушения в последовательности изложения мыслей. 19-20  
Ставится за эссе, раскрывающее тему в целом, но обнаруживающее при этом неполноту, односторонность ее раскрытия или некоторые отклонения от темы, а также неточности в изложении фактического материала. Может отмечаться слабость аргументирования. 14-18  
Ставится за эссе, в котором тема не раскрыта или не соответствует вынесенной в заглавие, обнаруживается незнание фактического материала, которое не позволяет автору подняться до необходимого уровня обобщений. Нарушается последовательность изложения мыслей. 0-13  
Критерии: Работа с фактическим материалом (максимум 14 баллов)
Уровень Баллы Балл эксп
Автор привлекает источники СМИ, обнаруживает точное знание фактов, правильно использует фактические данные для обоснования своей точки зрения. 8-14  
Автор может не привлекать источники СМИ, обнаруживает знание фактов, возможно незначительное отклонение от точных данных. При этом подобное отклонение не должно противоречить тезису, который в результате обосновывается. 6-7  
Автор может не привлекать источники СМИ, обнаруживает общее знание фактов. 4-5  
Автор не опирается на источники СМИ, искажает факты, либо не умеет работать с фактами, делает на их основе неверные умозаключения. 0-3  
Критерии: Идейная наполненность (максимум 32 балла)
Уровень Баллы Балл эксп
Автор обнаруживает понимание специфики эссе: в результате он либо дает выход из проблемной ситуации, либо ставит проблему так, что ее можно расценить как оригинальную точку зрения. Эссе должно включать рассматриваемое событие (явление) в ряд общественных событий, которое позволяет видеть ясную логику рассуждения и ощущать эмоциональную убедительность. 21-27  
Автор отвечает на поставленный вопрос, ограничиваясь минимальным событийным контекстом. 19-20  
Автор отвечает на центральный вопрос поверхностно или без привлечения событийного контекста или/и допускает 2-3 фактические ошибки 14-18  
Автор не отвечает на вопрос или дает ответ, который содержательно не соотносится с поставленной задачей 0-13  
Критерии: Уровень представления работы: структура и оформление (максимум 5 баллов)
Уровень Баллы Балл эксп
Композиция эссе содержит все составные части (эпиграф (необязательно), вступление (завязка), развитие темы, кульминация, предложенное решение (развязка), выводы (перспективы), эпилог). 0-3  
Работа качественно оформлена (единый размер шрифта у текста-корпуса, выделение текста подзаголовками, наличие лида и т.д.) 0-2  
Общий балл  

Наши рекомендации