Новые механизмы финансирования природоохранных мероприятий
Финансирование затрат на восстановление и охрану окружающей среды осуществляется за счет бюджетных и внебюджетных средств.
Государственное (бюджетное) финансирование направлено главным образом на выполнение целевых программ, ликвидацию последствий техногенных катастроф и стихийных бедствий, строительство крупных природоохранных сооружений. Доходная часть госбюджета (регионального и местного уровней) пополняется за счет платежей и отчислений за пользование природными ресурсами и загрязнение окружающей среды.
Внебюджетное финансирование, т. е. финансирование за счет средств из внебюджетных источников ¾ собственных средств природопользователей, различных фондов экологического страхования и др. ¾ в условиях рыночной экономики выходит на первое место.
Финансирование за счет собственных средств природопользователей, исходя из принципа «загрязнитель платит», является основным. Согласно Федеральному закону «Об охране окружающей среды» (2002 г.) природопользователь обязан принимать не только все меры по предотвращению вредного воздействия на окружающую среду и здоровье человека, но и за собственный счет компенсировать причиненный экологический ущерб в полном объеме.
Платность природных ресурсов ¾ важнейший элемент нового механизма финансирования, ориентированного на рыночные реформы. К числу других существенных экономических стимулов следует отнести экологические фонды и экологическое страхование.
Плата за использование природных ресурсов. Прежним законом РСФСР «Об охране окружающей природной среды» (1991 г.) предусматривалась плата не только за загрязнение окружающей природной среды, но и за использование природных ресурсов. Согласно ст. 20 этого Закона плата за природные ресурсы (земля, вода, леса и др.) взималась: а) в пределах установленных лимитов; б) за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов; в) на их воспроизводство и охрану. Сейчас эти положения пересматриваются, однако принцип платности за использование природных ресурсов, безусловно, сохраняется.
Формы платежей за природные ресурсы в зависимости от их вида и назначения могут быть различными. Например, за пользование лесными ресурсами плату взимают в виде лесных податей (налога) и арендной платы, за пользование водными объектами ¾ в виде регулярных платежей в течение срока водопользования, за пользование землей ¾ в виде земельного налога, арендной платы. Поступающие платежи перечисляют в местный бюджет (города или района), в фонды воспроизводства и охраны природных ресурсов.
Платность природных ресурсов, несомненно, повышает материальную заинтересованность природопользователя в сохранении ресурсов и их рациональном использовании.
Негативное воздействие на окружающую среду является платным.
Плата за негативное воздействие на окружающую среду. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:
¨ выбросы в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ;
¨ сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;
¨ загрязнение недр, почв;
¨ размещение отходов производства и потребления;
¨ загрязнение шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;
¨ иные виды негативного воздействия на окружающую среду (ст. 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» (2002 г.).
Законом предусмотрена плата за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ и микроорганизмов, размещение отходов и т. д. как в пределах, так и сверх установленных лимитов. В первом случае платежи производятся за счет себестоимости продукции предприятия, во втором ¾ за счет прибыли, которая получена предприятием-загрязнителем.
В случае убыточности предприятия-загрязнителя платежи производятся за счет всех имеющихся у него средств, на которые может быть обращено взыскание. Территориальные органы Минприроды России и органы Санэпиднадзора вправе приостановить (или прекратить) деятельность таких предприятий, для которых размер платежей превышает прибыль, оставляемую в их распоряжении.
Поскольку платежи взимаются за счет себестоимости продукции или прибыли, они должны стимулировать предприятие-загрязнитель к сокращению выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и отходов. Именно в этом многие ученые видят главный ключ экологизации хозяйственной деятельности, пользуясь которым, можно сделать охрану окружающей среды экономически выгодным делом.
Вместе с тем, по мнению Г. С. Голицына, А. Ю. Ретеюма и др. (1995), трехлетний опыт применения системы платежей за загрязнение в России показал, что плата, реализующая налоговый принцип не выполняет автоматически стимулирующих функций. Ученые предлагают параллельно с ее внедрением создавать институциональную среду, где плата выступит важным эффективным элементом процесса принятия решения. Только тогда, как считают Г. С. Голицын, А. Ю. Ретеюм и др., реализация принципа «загрязнитель платит» послужит основой для внедрения другого классического принципа рыночного хозяйства «желания платить».
Экологические фонды. Для реализации различных природоохранных задач: восстановления потерь в природной среде, компенсации вреда здоровью граждан, строительства очистных сооружений, материального обеспечения эколого-просветительного направления и т. д. была создана единая система внебюджетных государственных экологических фондов. Фонды функционировали за счет отчислений с предприятий в виде платы за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства и других источников. Большая часть средств экологических фондов направлялась на реализацию природоохранных мероприятий.
Экологические фонды способствовали также развитию таких прогрессивных механизмов финансирования природоохранной деятельности, как:
¨ вложение средств в формирование начального капитала предприятий, создаваемых для производства продукции природоохранного назначения;
¨ выдачу гарантий коммерческим банкам по ссудам и кредитам предприятиям на реализацию природоохранных проектов.
Таким образом, в современных условиях экологические фонды являлись важным элементом поддержки инвестиций в охрану окружающей среды. Тем не менее в бюджете 2001 г. Федеральный экологический фонд Российской Федерации был упразднен. Возникла необходимость создания новой структуры, способной координировать инвестиционную деятельность в области охраны окружающей среды.
Экологическое страхование. Федеральным законом «Об охране окружающей среды» (2002 г.) предусмотрен ввод добровольного и обязательного государственного страхования предприятий, организаций, а также граждан, объектов и собственности, и доходов на случай экологического бедствия, аварий и катастроф.
Важно отметить, что страхование рисков в сфере охраны окружающей среды необходимо не только как предупредительная мера в сфере обеспечения экологической безопасности, но и как система привлечения негосударственных инвестиций в охрану окружающей среды.
Обязательное экологическое страхование предусмотрено для особо опасных видов производственной деятельности, например, для атомной энергетики, деятельности, связанной с использованием горючих, взрывчатых, токсичных материалов, с производством работ в подземных условиях и др. Лицензия на осуществление такой деятельности выдается только после заключения договора страхования экологических рисков. Стороны (страхователь и страховщик) определяют свои права и обязанности, порядок выплаты страховых взносов и страхового возмещения. В последнее время при заключении договоров со страховыми компаниями обязательным условием становится экологическое аудирование объекта.
Страхователь (например, предприятие атомной индустрии или строительная организация) обязан в кратчайшие сроки сообщить страховщику (страховой компании) о наступлении страхового события, т. е. внезапного непредвиденного нанесения ущерба в результате стихийного бедствия, техногенной аварии и проявления иных экологических рисков.
Именно внезапность страхового события и непреднамеренность умысла со стороны предприятия-загрязнителя дает основание для выдачи страхового вознаграждения страхователю.
Добровольное экологическое страхование может заключаться любыми юридическими и физическими лицами, чья деятельность связана с опасностью причинения вреда окружающей среде. При его подписании руководствуются «Типовыми положениями о порядке добровольного экологического страхования» (1992).
Характерной чертой договора о добровольном экологическом страховании является взаимная заинтересованность страховщика и страхователя в снижении риска причинения вреда.