Вегетативные органы покрытосеменных растений. Лист

Цель работы: изучить анатомию и морфологию листа.

Оборудование: гербарий «Морфология листа», раздаточный материал: определительные таблицы по морфологии листа, таблицы « Листья простые и сложные», «Анатомия листа», микроскоп, постоянный препарат «Поперечный срез листа камелии».

Ход работы:

1. С помощью таблиц и гербария изучите основные морфологические типы листа.

2. Составьте морфологическое описание листа, имея гербарий и определительную таблицу.

Название растения Тип листа (простой или сложный) Форма листовой пластинки (или листочка сложного листа) Форма края листовой пластинки Степень рассеченности листовой пластинки
         
         
         
         
         
         
         

3. С помощью таблицы изучите анатомическое строение листа.

4. Под микроскопом рассмотрите препарат «Поперечный срез листа камелии», зарисуйте его и укажите:

1 - эпидермис;

2 - устьица;

3 - столбчатый мезофилл;

4 - губчатый мезофилл;

5 - проводящий пучок (жилку в составе которой ксилема и флоэма).

5. Сделайте выводы по работе о морфологии и анатомии листа покрытосеменных растений.

________________________________________________________________________________________________

Лабораторная работа № 10

Генеративные органы покрытосеменных растений. Цветок

Цель работы: изучить анатомию и морфологию цветка.

Оборудование: таблицы «Цветок вишни», «Цикл развития покрытосеменных», микроскоп, постоянные препараты «Поперечный разрез через пыльник», «Пыльца на рыльце», «Поперечный разрез через семяпочки и завязь».

Ход работы:

1. С помощью таблицы изучите морфологию цветка. Зарисуйте цветок вишни в разрезе и укажите:

1 – цветоножку;

2 – цветоложе;

3 – чашечку;

4 – венчик;

5 – пестик;

6 – тычинку

3. Зарисуйте отдельно пестик и тычинку и укажите:

Пестик: Тычинку:

1 – завязь; 1 – тычиночная нить;

2 – столбик; 2 - пыльник;

3 – рыльце. 3 – связник.

4. Изучите анатомию цветка. Рассмотрите в микроскоп постоянный препарат «Поперечный разрез через пыльник», зарисуйте его и укажите:

1 – пыльцевые мешки;

2 – микроспороциты (пыльцевые зерна);

3 – внутреннюю оболочку пыльника.

5. Рассмотрите в микроскоп препарат «Поперечный разрез через семяпочки и завязь», зарисуйте его и укажите:

1 – мегаспороциты (яйцеклетки);

2 – интегументы (оболочки).

6. Рассмотрите в микроскоп препарат «Пыльца на рыльце». Обратите внимание на особенности рыльца пестика, позволяющие удерживать пыльцевые зерна. Зарисуйте препарат и укажите:

1 – пыльцевое зерно;

2 – рыльце пестика.

Особенности рыльца пестика:______

7. С помощью таблицы изучите цикл развития покрытосеменных, зарисуйте его, указав все стадии.

8. Сделайте выводы по работе о морфологии и анатомии цветка покрытосеменных растений.

________________________________________________________________________________________________

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ВЫСШИЕ СЕМЕННЫЕ РАСТЕНИЯ

1. Какие особенности семенных растений отличают их от споровых?

________________________________________________________________________________________________

2. Каковы основные отличия отделов голосеменные и покрытосеменные?

________________________________________________________________

3. Какие классы включает отдел голосеменные?

________________________________

4. Дайте характеристику класса гинковые.

________________________________________________________________

5. Назовите основные отличительные особенности покрытосеменных растений.

________________________________

6. Каково происхождение покрытосеменных?

________________________________

7. Какие классы включает отдел покрытосеменные?

________________________________________________________________

Тестовые задания

Найдите и подчеркните правильные ответы на следующие вопросы:

1. Из чего в процессе эволюции образовался семязачаток:

а) зигота, б) гамета, в) гаметангий, г)спорангий?

2. Где лежат семязачатки у сосны:

а) хвоинки, б) чешуи, в) шишки, г) стебли?

3. Что образуется внутри семязачатка:

а) споры, б) заросток с архегониями, в) пыльца?

4.Что образуется в мужских шишках:

а) пыльца, б) зигота, в) архегонии, г) антеридии?

5.Как переносится пыльца на семязачатки:

а) насекомые, б) вода, в)ветер?

6.Сколько времени проходит от опыления до оплодотворения у сосны:

а) день, б) месяц, в) год?

7.Как доставляются спермии к яйцеклеткам у сосны:

а) вода, б) ветер, в) пыльцевая трубка?

8. Сколько спермиев участвует в оплодотворении у ели:

а) один, б) два, в) много?

9. Что возникает в результате оплодотворения из семязачатка:

а) зигота, б) споры, в) семя, г) заросток?

10. Из чего образуется зародыш семени:

а) зигота, б) эндосперм, в) спора?

11. Какой набор хромосом у зародыша семени:

а) гаплоидный, б) диплоидный;

у эндосперма семени голосеменного растения:

а) гаплоидный, б) диплоидный, в) триплоидный?

12. Как используют хвою:

а) витаминные добавки, б) парфюмерия, в) лечебное средство, г) получение смолы?

13. Какие растения цветут:

а) голосеменные, б) папоротники, в) покрытосеменные?

14. Какие растения образуют семена:

а) папоротники, б) голосеменные, в) покрытосеменные, г) мохообразные?

15. Из чего формируется семя:

а) пестик, б) семязачаток, в) яйцеклетка?

16. Какое оплодотворение у покрытосеменных:

а) простое, б) двойное?

17. Что является женским заростком у покрытосеменных:

а) семяпочка, б) пестик, в) зародышевый мешок?

18. Что является мужским заростком у покрытосеменных:

а) спора, б) пылинка, в) тычинка?

19. Из чего образуется эндосперм семени покрытосеменных:

а) яйцеклетка + спермий; б) центральная клетка + спермий; в) спора?

20. Из чего образуется плод:

а) яйцеклетка, б) зигота, в) завязь, г) семязачаток?

Задание 1. Заполните таблицы № 1 и 2.

Таблица № 1

Наши рекомендации