Требования к организации самостоятельной работы обучающихся

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов

По дисциплине Экология

Методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями примерной программы учебной дисциплины «Экология»

Председатель ПЦК______________/_____________

Протокол №________________от_______________

Составитель: Бабкина Т.Л.. преподаватель

БОУ СПО УР «Сарапульский техникум пищевой промышленности»

Рецензент: Горбунова А.Л, методист

БОУ СПО УР «Сарапульский техникум пищевой промышленности»

Аннотация

Данная работа представляет собой методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся при изучении дисциплины «Экология». Данные методические указания разработаны для обучающихся 1 курса по специальности:

38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров

15.02.06 Монтаж и техническая эксплуатация холодильно-компрессорных машин и установок (по отраслям)

19.02.03 Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий

19.02.10 Технология бродильных производств и виноделие

19.02.07 Технология молока и молочных продуктов

19.02.10 Технология продукции общественного питания

Рекомендации содержат указания к выполнению самостоятельных работ.

Методические рекомендации содержат примерную программу учебной дисциплины «Экология» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованных ФГАУ «Федеральный институт развития образования» , а также задания, к которым, в целях качественного выполнения самостоятельных работ, приводятся шаблоны выполнения и разъяснения.Данные рекомендации являются не только компонентом учебно-методического комплекса, но и оказывают методическую помощь педагогам в организации самостоятельной работы обучающихся.

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка …………………………………….……………….……5 1. Требования к знаниям, умениям и навыкампри изучении учебной дисциплины «Экология»………...……………………..8 2. Требования к организации самостоятельной работы обучающихся ….…. 10 3. Задания для самостоятельной работы обучающихся ………………….….. 12 4. Критерии оценивания заданий самостоятельной работы обучающихся …32 Список рекомендуемой литературы ……………………………….…………..33

Пояснительная записка

Процесс модернизации современного образования воплощает тенденцию к самообразованию молодого поколения. Созданные федеральные стандарты по разным дисциплинам позволили педагогам организовать процесс самостоятельного поиска и освоения предметных курсов студентами, тем самым, повышая качество получения знаний.

Учебная дисциплина «Экология» изучается на базовом уровне ФГОС среднего общего образования, базируется на знаниях обучающихся, полученных при изучении биологии, химии, физики, географии

При отборе содержания учебной дисциплины «Экология» использован культуро-сообразный подход, в соответствии с которым обучающиеся должны усвоить знания и умения, необходимые для формирования общей культуры, определяющей адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и в практической деятельности.

Курс учебной дисциплины «Экология» рассчитан: рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 54 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часов;

самостоятельной работы обучающегося 18 часов.

Самостоятельная работа занимает практически четвёртую часть учебной деятельности обучающихся.

Данные методические рекомендации отражают цель – оказание методической помощи студентам и преподавателям в организации самостоятельной деятельности в рамках курса учебной дисциплины «Экология». Для реализации цели были поставлены задачи:

– раскрыть сущность и особенность курса учебной дисциплины «Экология»;

– включить в методическую работу задания, позволяющие организовать процесс самостоятельной работы обучающихся;

– дать поэтапный инструктаж выполнения заданий.

Таблица 1- Планирование внеаудиторной самостоятельной работы

Тема занятия Коли чество часов Тема самостоятельной работы Количество часов
Тема 1.1. Объект изучения экологии
  Содержание  
Введение. Подготовить сообщение на тему «Возобновляемые и невозобновляемые ресурсы: способы решения проблемы исчерпаемости »
Общая экология Подготовить презентацию на тему «Земельный фонд и его динамика под влиянием антропогенных факторов.»
Социальная экология Составить схему на тему «Возможности управления почвенными ресурсами в рамках концепции устойчивого развития.»
Прикладная экология Заполнить таблицу на тему «Окружающая человека среда и ее компоненты: различные взгляды на одну проблему»
  Практическое занятие
Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах местности, окружающей обучающегося Подготовить презентацию на тему «Основные экологические приоритеты современного мира.»
Тема 2.1 Среда обитания человека.
  Содержание  
Окружающая человека среда и ее компоненты Подготовить сообщение на тему «Основные экологические приоритеты современного мира»
Городская среда. Заполнить таблицу на тему «Основные экологические проблеммысовременного мира»
Экологические проблемы промышленных и бытовых отходов в городе Подготовить презентацию на тему «Особо неблагоприятные в экологическом отношении территории России
Сельская среда. Заполнить таблицу на тему «Возможные способы решения экологических проблем»
  Практическое занятие
Описание жилища человека как искусственной экосистемы Подготовить презентацию на тему «Особо охраняемые природные территории и их значение в охране природы
Тема 3. 1 Возникновение концепции устойчивого развития
  Содержание  
Глобальные экологические проблемы и способы их решения Подготовить сообщение на тему «Возможности управления водными ресурсами в рамках концепции устойчивого развития»  
«Устойчивость и развитие». Подготовить сообщение на тему «Возможности управления лесными ресурсами в рамках концепции устойчивого развития.»
  Практическое занятие № 3.
Решение экологических задач на устойчивость и развитие Подготовить сообщение на тему «Возможности управления почвенными ресурсами в рамках концепции устойчивого развития.»
Тема 4.1 Природоохранная деятельность
  Содержание  
История охраны природы в России. Составить тест на тему: «Проблемы почвенной эрозии и способы ее решения в России»
Природные ресурсы и их охрана. Составить схему на тему: «Система контроля за экологической безопасностью в России».
Сравнительное описание естественных природных систем и агроэкосистемы Подготовить сообщение на тему: «Особо неблагоприятные в экологическом отношении территории Удмуртии: воз-можные способы решения проблем»
Естественные и искусственные экосистемы района, окружающего обучающегося.(экскурсия) Заполнить таблицу на тему: «Особо неблагоприятные в экологическом отношении территории России: воз- можные способы решения проблем»
Дифференцированный зачет   -

2. Требования к знаниям, умениям и навыка при изучении учебной дисциплины «Экология»

Освоение содержания учебной дисциплины «Экология» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

• личностных:

− устойчивый интерес к истории и достижениям в области экологии;

− готовность к продолжению образования, повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности, используя полученные экологические знания;

− объективное осознание значимости компетенций в области экологии для человека и общества;

−умения проанализировать техногенные последствия для окружающей среды, бытовой и производственной деятельности человека;

− готовность самостоятельно добывать новые для себя сведения экологической направленности, используя для этого доступные источники информации;

− умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;

−− умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач в области экологии;

• метапредметных:

− овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятельности для изучения разных сторон окружающей среды;

− применение основных методов познания (описания, наблюдения, эксперимента) для изучения различных проявлений антропогенного воздействия, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;

− умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства их достижения на практике;

− умение использовать различные источники для получения сведений экологической направленности и оценивать ее достоверность для достижения поставленных целей и задач;

• предметных:

−− сформированность представлений об экологической культуре как условии достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы, экологических связях в системе «человек—общество—природа»;

−− сформированность экологического мышления и способности учитывать и оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности;

−− владение умениями применять экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей;

−− владение знаниями экологических императивов, гражданских прав и обязанностей в области энерго- и ресурсосбережения в интересах сохранения окружающей среды, здоровья и безопасности жизни;

−− сформированность личностного отношения к экологическим ценностям, моральной ответственности за экологические последствия своих действий в окружающей среде;

−− сформированность способности к выполнению проектов экологически ориентированной социальной деятельности, связанных с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры

Требования к организации самостоятельной работы обучающихся

Самостоятельная деятельность учащихся – внеаудиторная работа, предполагающая самостоятельное извлечение информации, её обработку (анализ и синтез), решение лингвистических задач.

Следовательно, требования к организации внеаудиторной деятельности касаются процесса поиска информации, источников информации и полученных на аудиторных занятиях предметных знаний, умений, навыков:

1. Умение пользоваться электронными ресурсами: сайтами, книгами и учебными пособиями, справочниками и словарями.

2. Умение создавать электронный ресурс – в основном презентации с помощью программы Microsoft Power Point.

3. Умение пользоваться письменными источниками, находить нужную информацию.

4. Уметь работать с полученной информацией: обрабатывать её, сокращать, конспектировать.

5. Обучающиеся должны вести записи в лекционной тетради и уместно использовать записи при решении заданий самостоятельной работы.

6. Обучающиеся должны выполнять требования к каждому заданию данных методических рекомендаций.

7. Обучающиеся выполняют задания либо на отдельных листах формата А4 (сообщения, рефераты, доклады, рецензии и т.п.), либо в специальных тетрадях для самостоятельных работ (задания, как правило, содержат указание, где следует выполнить решение упражнений: на отдельных листах или в тетради для самостоятельных работ).

8. Учащиеся оформляют и ведут тетради для самостоятельных работ согласно следующим требованиям:

· тетрадь для самостоятельных работ должна состоять из 32 листов в клетку

· титульный лист оформляется согласно форме, данной в Приложении 1

· последующие задания, которые необходимо выполнить в данной тетради, оформляются с указанием числа и месяца, а также темы занятия;

· тетрадь должна содержать «красные» поля, ширина которых должна составлять не менее 2 см.

· обязательным требованием ведения тетради для самостоятельных работ является соблюдение норм оформления учебных задач:

ü запрещено выходить за поля,

ü запрещается писать красной, чёрной и зелёной пастами, пользоваться разрешается всеми оттенками синего (но не голубого),

ü оформлять решение задачи необходимо аккуратно, используя, если необходимо провести чертёжные действия, линейку и грифельный карандаш,

ü в тетради для самостоятельных работ не должны быть записи, не касающиеся учебной дисциплины «Экология», также не должны быть записи, не относящиеся к самостоятельной работе студентов.

· Все задания самостоятельной работы оформляются в предметное накопительное портфолио, которое необходимо вовремя предоставить до сдачи экзамена (пример оформления титульного листа представлен в Приложении 1)

Структура методических рекомендаций создана таким образом, чтобы максимально облегчить работу студентам и педагогам. Пользоваться данными указаниями несложно: необходимо внимательно прочесть требования к выполнению

заданий, просмотреть списки рекомендуемой литературы.

Наши рекомендации