Охрана животного мира

Это одно из важнейших и наиболее развитых направлений охраны окружающей среды, представляющее собой совокупность (систему) национальных и международных, общегосударственных и региональных, организационных, экономических, правовых, эколо­гических, воспитательных мероприятий по сохранению популяцион-но-видового состава и поддержанию численности диких животных на оптимальном для их существования уровне, а также сохранению среды их обитания.

Организационно-управленческие меры охраны животного мира-это:

- ведение государственного учета объектов животного мира и
их использования, государственного кадастра, содержащего сведе­
ния о географическом распространении животных, их численности,
показателях среды обитания и воздействия на нее, а также инфор­
мацию о хозяйственном использовании объектов животного мира и
среды их обитания;

- создание и осуществление государственного мониторинга объ­
ектов животного мира, т. е. системы регулярных наблюдений за рас­
пространением, численностью, физическим состоянием объектов
животного мира, структурой, качеством и площадью среды их оби­
тания;

- создание специально уполномоченных государственных орга­
нов (либо их подразделений) по охране и регулированию использо­
вания объектов животного мира и среды их обитания;

— координация деятельности международных и национальных

органов и организаций, внутриорганизационной деятельности раз-

I личных ветвей власти разного уровня по планированию и реализа-

[ ции мероприятий, направленных на сохранение животного мира и

среды их обитания; и др.

Правовые меры по охране животного мира состоят: в разработ­ке, принятии и применении законодательных и иных норматив­но-правовых актов, регламентирующих охрану и пользование живот-^ ным миром; в установлении лимитов использования животного мира, а также стандартов и нормативов охраны и использования



(

животного мира и среды обитания; в создании правовой базы ддд

охраны отдельных категорий животных и среды их обитания, в пер.

вую очередь редких и исчезающих видов. (Красная книга РФ и дру.

3. Правовая охрана животного мира

гие акты), а также для регулирования охраны особых территорий (заповедников, заказников, национальных парков и иных); установ­лении системы мер юридической ответственности за нарушение за­конодательства об охране животного мира и среды его обитания; проведении праврреализационной и правоприменительной деятель­ности в области охраны и использования животного мира и среды его обитания; правовом воспитании и профилактике нарушений. 3. Правовая лупч»- -

ж"*

Это составная часть экологического права и законодательства, раздел Особенной части курса экологического права. Она представ­ляет собой сложный комплекс законодательных и иных норматив­но-правовых актов, регулирующих вопросы охраны и использования животного мира. В литературе иногда употребляется оборот «фауни-стическое законодательство», «фаунистическое право». По мнению некоторых специалистов, оно в настоящее время представляет собой подотрасль экологического права, раздел специальной части курса экологического права. В широком смысле фаунистическое пра­во - это система правовых норм, регулирующих охрану и использо­вание животного мира и среды его обитания, общественные отно­шения, возникающие в процессе взаимодействия человека и общест­ва с таким компонентом окружающей среды, как животный мир; совокупность экологически значимых правовых действий и бездей­ствий людей (правового экологически значимого поведения) в сфе­ре охраны и использования объектов животного мира и среды его обитания; система государственных органов, осуществляющих пра­вотворческие, управленческие, контрольно-надзорные и иные функ­ции, а также реализацию мер юридической ответственности за нару­шение законодательства о животном мире; правовая идеология, пра­вовые взгляды, чувства и эмоции как элементы правового сознания общества, отдельных социальных групп и граждан по отношению к .кивотному миру. В узком смысле фаунистическое право — это сово­купность правовых норм и правовых отношений, возникающих в связи с охраной и использованием животного мира.

В фаунистическом праве как разделе курса экологического пра­ва (отрасли научного знания) выделяют общую часть, освещающую понятия, принципы, задачи и основные направления деятельности по охране и использованию животного мира, и особенную часть, по­священную проблемам (институтам) права собственности на живот-

мир, системе государственного управления в области охраны и использования животного мира, лицензирования пользования жи­вотным миром, юридической ответственности за нарушение законо­дательства об охране и использовании животного мира и среды его обитания, охраны отдельных категорий объектов животного мира, охраны среды обитания диких животных, охраны животного мира при осуществлении промышленного, сельскохозяйственного и дру­гих видов производства, международно-правовому регулированию .'охраны животного мира и среды его обитания.

4. Право собственности на животный мир

Право собственности на животный мир определяется Федераль­ным законом «О животном мире» от 24 апреля 1995 г., ст. 4 которо­го относит однозначно животный мир в пределах территории РФ к государственной собственности (федеральной или субъектов Феде­рации). Дело в том, что животный мир является достоянием наро­дов Российской Федерации, неотъемлемым элементом природной среды и биологического разнообразия Земли, возобновляющимся природным ресурсом, важным регулирующим и стабилизирующим компонентом биосферы, всемерно охраняемым и рационально ис­пользуемым для удовлетворения духовных и материальных потреб­ностей граждан РФ. Правовой статус объектов животного мира, на­ходящихся в государственной собственности, определяется несколь­кими характеристиками: это должны быть дикие животные, постоянно или временно населяющие территорию РФ и находящие­ся в состоянии естественной свободы, а также относящиеся к при­родным ресурсам континентального шельфа и исключительной эко­номической зоны РФ. Объекты животного мира, изъятые из среды обитания в установленном порядке, могут находиться в частной, му­ниципальной и иных формах собственности. Отношения по владе­нию, пользованию и распоряжению такими животными регулируют­ся как специальным экологическим, так и гражданским законода­тельством.

Поскольку владение, пользование и распоряжение животным миром относится к совместному ведению Федерации и ее субъек­тов, определение круга (перечня) объектов животного мира, право собственности на которые является федеральным и его реализация входит в компетенцию РФ (например, при решении вопросов о вы­даче лицензий, квот на добычу и пр.), очень важно. Объектами фе­деральной собственности являются:

- редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды живот­ных, а также занесенные в Красную книгу РФ;



- обитающие на особо охраняемых территориях федерального
значения;

- населяющие территориальное море, континентальный шельф
и исключительную экономическую зону РФ;

- подпадающие под действие международных договоров Рф;

- отнесенные к особо охраняемым видам, ценным в хозяйствен­
ном отношении;

- естественно мигрирующие по территории двух и более субъек­
тов РФ.

При этом за Правительством РФ закреплено право по согласова­нию с субъектами Федерации относить и другие, помимо перечис­ленных, объекты животного мира к федеральной собственности, т. е. приведенный перечень является открытым.

Право собственности от имени Российской Федерации и ее субъектов осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции.

Пользователи объектами животного мира обязаны вести учет ис­пользуемых ими объектов, объемов их изъятия и ежегодно представ­лять эти и другие данные уполномоченным органам. Государствен­ный учет, кадастр и мониторинг объектов животного мира ведутся по единым для РФ правилам, с использованием унифицированных форм хранения информации.

Статья 58 Федерального закона «О животном мире» предусмат­ривает недействительность сделок, совершенных в отношении жи­вотного мира, а ст. 48' КоАП — административную ответственность за совершение сделок, в прямой или скрытой форме нарушающих право государственной собственности.

Наши рекомендации