Лесопользование и его виды

Лесопользование, как и иные виды пользования природными ре­сурсами, осуществляется по разрешительной системе, в соответст­вии с выдаваемыми в специальном порядке лицензиями, лесорубоч­ными билетами, лесными билетами, ордерами, а также на основа­нии договоров аренды, концессии, безвозмездного пользования. На заготовку древесины, живицы, второстепенных лесных ресурсов, по­бочные лесные пользования, пользование лесным фондом для нужд охотничьего хозяйства, в научно-исследовательских, культурно-оздо­ровительных, туристических и спортивных целях требуется разреше­ние. Из этого правила существуют два исключения: не требуется

специального разрешения на бесплатное пребывание граждан в ле­сах для отдыха (публичный лесной сервитут) и на сбор ими для лич­ного пользования грибов, ягод, орехов и пр., лекарственного и тех­нического сырья. Право публичного лесного сервитута может быть, в свою очередь, ограничено в интересах пожарной безопасности, ве­дения орехопромыслового и иного хозяйствования, на особо охра­няемых природных территориях.

В Специальными разрешительными документами на осуществле­ние различных видов лесопользования являются: а) лицензия, удо­стоверяющая право ее владельца на долгосрочное пользование уча­стками лесного фонда; б) лесорубочный билет, ордер или лесной би­лет. Лицензия как документ, который удостоверяет право ее владельца на долгосрочное пользование участками лесного фонда (аренду) и также относится к специальным разрешительным доку­ментам согласно ст. 34, ч. 5 ст. 81 Лесного кодекса РФ, в тексте рас­сматриваемой нормы не указывается.

', Согласно ст. 42 Лесного кодекса РФ основанием для выдачи ле­сорубочного билета и (или) лесного билета являются договор арен­ды участка лесного фонда, договор безвозмездного пользования уча­стком лесного фонда, договор концессии участка лесного фонда, протокол о результатах лесного аукциона или решение органа госу­дарственной власти субъекта Российской Федерации (см. также По­ложение об аренде участков лесного фонда, утвержденное постанов­лением Правительства РФ от 24 марта 1998 г. № 345.-СЗ РФ, 1998, № 14, ст. 1585; Положение о предоставлении участков лесного фон­да в безвозмездное пользование, утвержденное постановлением Пра­вительства РФ от 18 февраля 1998 г.-СЗ РФ, 1998, №8, ст. 964; Положение о порядке проведения лесных конкурсов по передаче в аренду участков лесного фонда Российской Федерации, утвержден­ное приказом Рослесхоза от 30 сентября 1997 г. № 123.—БНА РФ, 1998, №3, с. 5-11).

Лесорубочный билет, ордер и лесной билет, в отличие от лицен­зии, являются документами, удостоверяющими право их владельцев на краткосрочное пользование (до одного года) участками лесного фонда и (или) лесными ресурсами. Они удостоверяют право их вла­дельцев осуществлять только установленный в них вид пользования лесным фондом. При долгосрочном пользовании (аренде) лесору-| бочный билет (ордер) и лесной билет выдаются ежегодно владельцу лицензии на осуществление разрешенного вида пользования в кон-[Кретных объемах (размерах) и в месте работ, указанных в соответст­вующем договоре.



Лесорубочный билет — это документ, дающий право его владель­цу на проведение заготовки и вывозки древесины, живицы и второ­степенных лесных ресурсов. В нем предусматриваются место нахож­дения участка лесного фонда, количественная и качественная харак­теристика отпускаемой древесины, живицы и второстепенных лесных материалов, их стоимость, сроки производства работ, усло­вия и способы восстановления леса и очистки мест рубок. Лесору­бочный билет выдается лесхозом федерального органа управления лесным хозяйством.

Ордер выдается на мелкий отпуск древесины на корню и явля­ется документом, дающим право его владельцу на проведение от­дельных видов заготовки и вывозки древесины и второстепенных лесных ресурсов (пней, коры, бересты, пихтовых, сосновых, еловых лап, новогодних елок и др.). Ордер выдается лесничеством на ос­новании данного ему лесорубочного билета. По ордеру без выпис­ки лесорубочного билета может производиться отпуск древесины на корню мелкими партиями, в порядке уборки валежной, сухо­стойной и буреломной древесины, а также второстепенных лесных ресурсов.

Лесной билет — это документ, дающий право его владельцу на проведение побочных лесных пользований (сенокошения, пастьбы скота, размещения ульев и пасек, заготовки древесных соков, заго­товки и сбора дикорастущих плодов, грибов, ягод, других пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений, технического сырья, сбо­ра мха, лесной подстилки и опавшего листа, камыша, других видов побочных лесных пользований, перечень которых утверждается фе­деральным органом лесного хозяйства), но не заготовки и вывозки древесины, живицы и второстепенных лесных ресурсов. В нем пре­дусматриваются место, размеры, сроки пользования участками лес­ного фонда, условия проведения побочных лесных пользований и размер платежа за проведение побочных лесных пользований. Лес­ной билет на осуществление побочного лесопользования выдается лесничеством на один сезон, а на осуществление других видов лесо­пользования — лесхозом федерального органа управления лесным хозяйством.

Формы лесорубочного билета, ордера и лесного билета, порядок их учета хранения, заполнения и выдачи лесопользователю устанав­ливаются федеральный органом управления лесным хозяйством (ч. 11 ст. 42 Лесного кодекса РФ).

Иные документы либо устные или письменные разрешения (вы­данные не в установленной форме лесорубочного билета, ордера, лесного билета) должностных лиц органов лесного хозяйства или

органов местного самоуправления не могут служить основанием для приобретения права лесопользования в целях, устанавливаемых ле-|сорубочным билетом, ордером, лесным билетом.

Лесное законодательство подробно регламентирует договорные основы лесопользования. В настоящее время эти нормы содержатся К ЛК РФ, ряде постановлений Правительства РФ (Положение об аренде участков лесного фонда от 24 марта 1998 г., Положение о предоставлении участков лесного фонда в безвозмездное пользова­ние от 18 февраля 1998 г., Положение о проведении лесных конкур-! сов о передаче в аренду участков лесного фонда Российской Феде­рации от 30 сентября 1997 г.). В соответствии с этими актами арен-; да и концессия являются видами долгосрочного пользования (до 49 I лет), осуществляются на платной основе, предоставляются в резуль-? тате проведения специальной процедуры — лесных конкурсов или | аукционов по решению уполномоченного органа (для концес-I сии-это Правительство РФ, аренды-орган управления в области I лесного хозяйства), являются основанием для ежегодного получения [разрешительных документов на осуществление конкретного ви;а ле­сопользования (например, лесорубочного или лесного билета). Аренда и концессия влекут наделение производными правами и воз-, ложение обязанностей, например по улучшению и восстаньзлению леса. Различия этих договоров, помимо субъекта предоставления права лесопользования, состоят в характеристиках самого объекта лесопользования. В концессию, как правило, отдаются такие участ­ки лесного фонда, которые не освоены, нуждаются в крупных инве­стициях, создании инфраструктуры. Договор безвозмездного пользо­вания касается бывших колхозных лесов и также относится к числу долгосрочных. Наконец, осуществление права лесопользования зави­сит от того, к какой группе относятся леса-первой, второй или третьей, режимы охраны, системы ограничений и запретов на от­дельные виды лесопользования в которых различны и зависят от ценности леса, его подверженности болезням, иным негативным факторам, от количества, возраста деревьев и других показателей.

Таким образом, экологическая ценность леса также является ог­раничением права лесопользования.

Наши рекомендации