По самостоятельному изучению дисциплины

ЭКОЛОГИЯ

Специальность

20.05.01 «Пожарная безопасность»

(уровень специалитета)

______

Подписано в печать 2016 Формат 60´84 1/16

Печать офсетная. Объем 2,1 п. л. Тираж 100 экз

____________________________________________________________________

Отпечатано в Санкт-Петербургском университете ГПС МЧС России 196105, Санкт-Петербург.

Лист регистрации изменений

Номер изменения Номера листов Основание для внесения изменений   Подпись Расшифровка подписи   Дата Дата введения изменения
Заменен­ных Новых Аннулиро­ванных
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

Приложение А

ЗАДАНИЯ НА ПРАКТИЧЕСКУЮ ОТРАБОТКУ ВОПРОСОВ

Задания на практическое занятие 1.6: Анализ экологических систем

Учебные вопросы

Определение типов адаптации организмов к экологическим факторам.

Определение типов биотических взаимодействий в экосистемах.

Составление трофических цепей в биоценозе.

Решение экологических ситуационных задач.

Приложения с заданиями по отработке вопросов практического занятия

Приложение 1

Задание №1.

В отчете по заданию №1 привести по каждому типу адаптаций соответствующие свои примеры, приготовленные в процессе самостоятельной работы при отработке практического занятия.

Приложение 2

Задание №2.

1. Разработать по несколько своих примеров по всем типам (видам) биотических взаимодействий организмов в экосистемах и заполнить таблицу примеров биотических взаимодействий.

Примечания:задание может выполняться и не в табличной форме.

Таблица примеров биотических взаимодействий

Типы взаимодействий Выгода Примеры
№1 №2 №3
1. Нейтрализм      
     
2. Конкуренция (непосредственная) -      
-      
3. Конкуренция (ресурсная) -      
-      
4. Аменсализм -      
     
5. Паразитизм +      
-      
6. Хищничество +      
-      
7. Комменсализм +      
     
8. Протокооперация +      
+      
9. Мутуализм +      
+      

Приложение 3

Задание №3.

Для выполнения задания №3 в процессе самостоятельной работы выбрать наиболее знакомую экосистему и описать её следующим образом.

1. Назвать экосистему (участок широколиственных посадок, участок хвойных посадок, водоёмы (пруд, канал), участок смешанных посадок, акватория моря и т.п.).

2. Установить ранг, вид и тип экосистемы.

3. Определить значимые для данной экосистемы элементы биотопа.

4. Перечислить биоценоз (максимально подробно) для данной экосистемы.

5. Составить трофические цепи (сети), отметить принадлежность организмов к трофическим уровням.

6. Указать положительное и отрицательное антропогенное воздействие на данную экосистему.

Приложение 4

Задание №4.

Решить следующие экологические ситуационные задачи.

Задача 1.

Описан новый способ получения высокого урожая кормовых трав. Из мелководного озера спускают воду. Обнажённое илистое дно покрывается травой уже на следующий сезон. При этом урожай травы существенно превосходит получаемый на обычном поле соответствующей площади. Дайте объяснение эффекту. Почему дно озера заселяется вначале именно травами? Дайте оценку этому эффекту. В чём плюсы, в чём минусы такого способа выращивания кормовой травы?

Задача 2.

Трудно что-то вырастить в пустыне. Воды практически нет; и кроме верблюжьих колючек, почти ничего не растёт. Однако туркменские садоводы ухитрялись в соё время выращивать прекрасные дыни в почти безводных районах. Каким образом?

Задача 3.

Фауна Австралии совершенно не знала многих широко распространённых на других континентах видов животных. Привыкшие к молочным продуктам англичане поспешили завезти на тучные пастбища своей новой родины коров. Но случилось непредвиденное. Навоз стал отравлять растительность. Голая, лишённая защиты растений почва подверглась эрозии. И это погубило почти миллион гектаров плодородной земли! Почему это случилось? Как можно исправить подобную ситуацию?

Задача 4.

Массовая вспышка вредителя большого соснового слоника (Hilobius abietis) в Дании последовала после сплошной рубки леса. Попытка выяснить причины привела учёных к выводу о сокращении цикла развития этого насекомого с трёх лет до двух и, как следствие, ускоренных темпах размножения. Попытайтесь восстановить причинно-следственную цепочку.

Задача 5.

Пожары – настоящее бедствие для леса и его обитателей. Однако экологические исследования второй половины нашего века позволили выяснить, что для некоторых видов лесных биомов периодические пожары просто-таки необходимы. Объясните этот парадокс.

Примечания:

1. Результаты выполнения заданий предъявляются (докладываются) преподавателям для анализа и оценки.

Наши рекомендации