Государственный экологический надзор. производственный и общественный контроль в области охраны окружающей среды
Семинарское занятие
1. Понятие, цели и задачи экологической контрольно-надзорной деятельности. Соотношение понятий экологический контроль и экологический надзор.
2. Государственный экологический надзор (общая характеристика). Полномочия должностных лиц, осуществляющих государственный экологический надзор.
3. Производственный контроль в области охраны окружающей среды.
4. Общественный контроль в области охраны окружающей среды.
Нормативные правовые акты:
Водный кодекс РФ от 6 июня 2006 г. № 74-ФЗ (ред. от 25.06.2012) // СЗ РФ. 2006. № 23. Ст. 2381; 2012. № 26. Ст. 3446.
Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ (ред. от 28.07.2012)// СЗ РФ.2006. № 50. Ст.5278; 2012.№ 31. Ст. 4322.
Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 21.11.2011) "О прокуратуре Российской Федерации" // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. № 8. Ст. 366; СЗ РФ. 2011. № 48. Ст. 6730.
Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О недрах» от 3 марта 1995 г. № 27-ФЗ (с изм. от 27.12.2009) // СЗ РФ. 1995. № 10. Ст.823; 2009. № 52 (1 ч.). Ст. 6450.
Федеральный закон «О животном мире» от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ (ред. от 21.11.2011) // СЗ РФ. 1995. № 17.Ст.1462; 2011.№ 48. Ст. 6732.
Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ (ред. от 28.07.2012) «Об отходах производства и потребления» // СЗ РФ. 1998. № 26. Ст. 3009; 2012. № 31. Ст. 4317.
Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2001 г. № 7-ФЗ (ред. от 25.06.2012) // СЗ РФ. 2002. № 2. Ст. 133; 2012. № 26.Ст. 3446.
Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 28.07.2012) "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" // СЗ РФ. 2008. № 52 (ч.1). Ст. 6249; 2012. № 31. Ст. 4322.
Указ Президента РФ от 12.05.2008 N 724 (ред. от 21.05.2012) "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" // СЗ РФ. 2008. N 20. Ст. 2290; 2012. N 22. Ст. 2754.
Постановление Правительства РФ от 25.09.2008 N 716 "О должностных лицах Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов, осуществляющих федеральный государственный экологический контроль (федеральных государственных инспекторах в области охраны окружающей среды)" // СЗ РФ. 2008. № 39. Ст. 4453.
Постановление Правительства РФ от 27.01.2009 N 53 (ред. от 31.03.2009) "Об осуществлении государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля)" (вместе с "Правилами осуществления государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля)") // СЗ РФ. 2009. № 5. Ст. 625; 2009. № 14. Ст. 1668.
Постановление Правительства РФ от 31.03.2009 N 285 "О перечне объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю" // СЗ РФ.2009. № 14. Ст. 1668.
Приказ Минприроды РФ от 26.07.2010 N 282 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по исполнению государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля в области охраны окружающей среды (федерального государственного экологического контроля)" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2011. № 1.
Приказ Росрыболовства от 20.08.2010 N 708 "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральным агентством по рыболовству государственной функции по осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, за исключением водных биологических ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения и занесенных в Красную книгу Российской Федерации" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2010. № 51.
Специальная литература:
Боголюбов С.А. Проблемы экологического контроля // Экологическое право России: Сборник материалов научно-практических конференций 1995-1998 гг. М., 1999. С.191.
Бринчук М.М., Саморукова О.И. Производственный экологический контроль как мера охраны природы // Экологическое право. 2007. N 3.
Васильева М.И Природоохранные полномочия органов местного самоуправления: проблемы реализации и правового регулирования // Конституционное и муниципальное право. 2008. N 19.
Винокуров А.Ю. Административно-правовое регулирование государственного экологического контроля // Административное и муниципальное право. 2009. № 5.
Вылегжанин А.Н., Самохвалов А.Ф. Управление природными ресурсами России: к учету международно-правового и иностранного законодательного опыта // Государство и право. 2000. № 1.
Голиченков А.К. Экологический контроль: теория, практика правового регулирования. М., 1992.
Голиченков А.К., Корнеев А.Л. Надзор прокуратуры за исполнением законов об охране окружающей природной среды, обеспечении экологической безопасности, использовании земли и других природных ресурсов // Экологическое право России на рубеже XXI века. Сборник научных статей. М., 2000. С.21-29.
Жукова О.И. Предмет, пределы и задачи прокурорского надзора за исполнением законов в сфере землепользования // Адвокат. 2011. N 11.
Козодубов А.А., Яковлев А.В. Становление муниципального лесного контроля в Российской Федерации // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2012. N 1.
Плаксин С.М., Ковтун Е.В., Кнутов А.В., Чаплинский А.В., Кукса Т.Л., Иванова О.С., Жулин А.Б. О состоянии системы государственного контроля в Российской Федерации. Аналитический доклад - 2010 // СПС КонсультантПлюс. 2010.
Погодина Н.А., Карелин К.В. Соотношение контроля и надзора в российской правовой системе // Российская юстиция. 2012. N 3.
Заславская Н.М. Правовой статус должностных лиц органов государственного экологического контроля // Экологическое право. 2011. N 3.
Заславская Н.М. Правовое регулирование государственного экологического контроля: методология исследования // Экологическое право. 2010. N 2.
Заславская Н.М. Проблемы построения современной функциональной организации государственного экологического контроля // Экологическое право. 2010. N 3.
Кичигин Н.В. Правовые проблемы формирования регионального и местного законодательства о муниципальном экологическом контроле // Экологическое право. 2004. № 1.
Кичигин Н.В. Совершенствование экологического контроля // Экологическое право. 2007. № 3.
Ларионов Г.А. Общественный экологический контроль // Государство и право. 1996. № 2.
Трофимец С.С. Обращение с отходами: вопросы государственного контроля // Экологическое право. 2007. № 1.
Пирогова Е.Е. Порядок осуществления федерального государственного экологического контроля // Адвокат. 2010. N 2.
Задачи:
1. Государственный санитарный инспектор республики Башкортостан подверг директора, главного инженера, и главного энергетика завода синтетического каучука штрафу в размере двух минимальных размеров оплаты труда за сброс неочищенных сточных вод в реку Белую. Анализ воды показал, что концентрация меди в поверхностных водах намного превышает нормативы ПДК. Вина должностных лиц была доказана материалами проверки, однако они обратились в суд с жалобами на неправомерность действий госсанинспектора по тем мотивам, что загрязнение реки не причинило ущерба, и к тому же завод принимает все меры к вводу в строй более совершенных очистных сооружений.
Дайте правовую оценку сложившейся ситуации.
Какое решение должен вынести суд?
2. Профсоюзный комитет горнорудного предприятия потребовал от администрации предприятия прекратить нарушение экологического и природоресурсового законодательства, которое выражалось в систематическом невыполнении мероприятий по рекультивации отработанных земельных участков.
Назовите нормативные правовые акты, требования которых нарушены горнорудным предприятием.
Имеет ли право профсоюзный комитет осуществлять экологический контроль?
3. Главный государственный инспектор по охране окружающей среды наложил штраф в 200 МРОТ на АЗС за то, что на территории станции допущен разлив нефтепродуктов и размещена свалка запчастей автотранспорта и бытового мусора.
Какими полномочиями наделены должностные лица государственного экологического надзора? Вправе ли они налагать административные штрафы за нарушением экологического законодательства?
Может ли АЗС, как юридическое лицо, выступать субъектом юридической ответственности в данной ситуации?
4. Государственная санитарно-эпидемиологическая служба города неоднократно давала предписания директору завода технического углерода о необходимости снижения выбросов сажи в атмосферу до предельно допустимых норм, однако эти предписания не выполнялись. В связи с этим главный санитарный врач города вынес постановление о наложении на директора завода штрафа в 20 МРОТ.
Директор завода не согласился с постановлением главного санитарного врача и обжаловал его в суде. Суд признал наложение штрафа недостаточно обоснованным по тем мотивам, что на заводе предпринимаются меры по улучшению технологии очистки выбросов, и отменил постановление о наложении штрафа. Главный санитарный врач, в свою очередь, обжаловал решение суда первой инстанции в областном суде, указав при этом, что на заводе в течение многих лет не осваиваются средства, выделяемые на усовершенствование очистных сооружений.
Какими полномочиями обладают должностные лица санитарно-эпидемиологической службы по борьбе с экологическими правонарушениями? Обосновано ли решение суда?
Дайте юридическую оценку дела.
5. В одном из районов Крайнего Севера рыбохозяйственная инспекция обнаружила на поверхности водоема крупное нефтяное пятно. Поверка показала, что оно образовалось в результате течи одной из цистерн склада горюче-смазочных материалов. Территориальный комитет по водным ресурсам предъявил иск о возмещении вреда, причиненного окружающей среде. Ответчик иска не признал, ссылаясь на то, что технология хранения топлива не нарушалась. Экспертиза, назначенная арбитражным судом, установила, что течь в цистерне возникла вследствие непригодности материала, из которого она была изготовлена, для эксплуатации в условиях Крайнего Севера. Однако цистерны были изготовлены и установлены на складе согласно проекту.
Какие иные меры, предусмотренные законом, могут принять органы государственного экологического надзора? Кто должен понести ответственность в данном случае?
6. Прокурор города предъявил в арбитражном суде иск о взыскании с завода минеральных удобрений суммы ущерба, причиненного загрязнением воздуха и водоемов в результате выбросов веществ в атмосферу без соответствующего разрешения уполномоченных государственных органов.
Подлежит ли удовлетворению иск прокурора? Как можно оценить действия прокурора с точки зрения действующего законодательства?
7. Жители поселка Л. по факту нарушения природоохранного законодательства ОАО «Асфальтобетонный завод» обратились в правоохранительные органы. В заявлении сообщалось, что в период сезонных работ предприятия листва садово-кустарных насаждений на их участках покрывается порошкообразным веществом серого цвета (пакет с веществом был приложен к заявлению). Многократные обращения в контролирующие органы не дали положительных результатов.
Какие меры могут быть приняты в этом случае? В компетенцию каких органов входит проверка сообщений о нарушении природоохранного законодательства?