Институт права собственности на природные ресурсы и объекты
Понятие, предмет и методы правового регулирования экологического права
Экологическое право - совокупность норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения и рационального использования окружающей среды для настоящих и будущих поколений людей (экологические отношения).
Предмет экологического права– это общественные отношения в области взаимодействия общества и природы.
Метод экологизациисоставляют следующие элементы:
I) закрепление в действующем законодательстве структуры органов, осуществляющих конкретное управление использованием природных объектов, контролирующих сохранность и воспроизводство экологической системы страны;
2) закрепление в действующем законодательстве круга природопользователей;
3) регламентацию правил природопользования, обусловленных, с одной стороны, спецификой объекта природопользования, а с другой – правовым статусом природопользователя;
4) установление юридической ответственности за нарушение правил природопользования.
Также эколого—правовой метод регулирования проявляется и в других отраслях российского права. Это осуществляется через императивный и диспозитивный подходы к установлению обязанностей и прав субъектов правоотношений.
Источники экологического права. Понятие и классификация.
Источники экологического права– нормативные акты, принятые уполномоченными на то государственными органами и органами местного самоуправления, регулирующие общественные отношения в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
1. Нормативные акты комплексного регулирования, создаваемые на основе и в соответствии с Конституцией РФ. Примером таких актов служит ФЗ «Об охране окружающей среды». Данный закон является основным комплексным законодательным актом, регулирующим общественные отношения в сфере охраны природной среды.
2. Нормативные акты, которые регулируют использование природных ресурсов, например Лесной кодекс РФ от 4 декабря 2006 г. № 200–ФЗ (ЛК РФ).
3. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69–ФЗ «О пожарной безопасности» и Федеральный закон от 9 января 1996 г. № 3–ФЗ «О радиационной безопасности населения».
Источники экологического права обладают всеми признаками, которые свойственны источникам права, т. е. носят официальный характер и признаются государством. Это и определяет поддержку содержащихся в них норм, их государственную обеспеченность. Особенностью является то, что особое место отведено международно—правовым актам. К таким актам относятся:
· Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов (1972 г.);
· Протокол (1985 г.) о сокращении выбросов серы или ее трансграничных потоков по меньшей мере на 30 %;
· Конвенция (1979 г.) о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния.
Система экологического права.
· Отрасль
· Наука
· Учебная дисциплина
Принципы экологического права.
По ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды»:
1) соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;
2) научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов;
3) рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов;
4) ответственность за экологические правонарушения;
5) международное сотрудничество в сфере охраны окружающей природной среды.
5. Экологические правоотношения: понятие и содержание.
Экологические правоотношения– это общественные отношения, которые возникают в сфере взаимодействия общества и природы и регулируются нормами экологического права.
Содержание – права и обязанности участников отношений. Права граждан закреплены в Конституции РФ, ФЗ «Об охране окружающей среды» и т.д.
Институт права собственности на природные ресурсы и объекты.
Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Земли, которые не находятся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований, представляют собой государственную собственность.
Собственник земли и других природных ресурсов владеет, пользуется и распоряжается ими свободно при условии, что это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Однако основные правомочия собственника на природные объекты и ресурсы могут быть ограничены в силу их особой значимости для общества. Прежде всего это обусловлено социальными и экологическими причинами.
Право собственности на природные ресурсы –возможность владения, пользования и распоряжения данными природными ресурсами (владение, пользование, распоряжение).
Объекты:
· Земля
· Вода
· Недра
· Животный мир
· Лес
· И т.д.
7. Институт природопользования: понятие, содержание, классификация.
Природопользование– это деятельность, которая связана с извлечением полезных свойств природной среды с целью удовлетворения различных интересов общества.
Содержание:права и обязанности по объекту природопользования установленные соответствующем законодательством.
Классификация видов права природопользования:
1) по видам эксплуатируемых природных объектов;
2) по сферам человеческой деятельности;
3) по субъективному и объективному составу.
8. Государственное регулирование природопользования: понятие, задачи.
Государственное регулирование природопользования и охраны окружающей среды – это определенная нормативно-правовыми актами деятельность компетентных органов, направленная на сохранение естественных экологических систем и рациональное использование природных ресурсов с целью обеспечения благоприятных условий жизни человека.
Задачи:
· формирование и совершенствование нормативной правовой базы;
· использование экономических регуляторов природопользования (нормирование, лицензирование и др.);
· организация и проведение государственной экологической экспертизы объектов экологопользования;
· осуществление государственного контроля и надзора в области охраны окружающей среды и природопользования;
· осуществление государственного управления и государственного контроля в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения;
· ведение Красной книги;
· разработка и осуществление программ и проектов в области охраны окружающей природной среды, экологической безопасности, обращения с отходами, охраны атмосферного воздуха;
· обеспечение населения информацией о состоянии окружающей среды, экологическое воспитание и просвещение.