Тема 1.3 Сокращение потерь газа, нефти и нефтепродуктов при хранении и
Распределении
Студент должен:
знать: виды технологических потерь газа, нефти и нефтепродуктов при
хранении и распределении;
средства сокращения потерь нефти и нефтепродуктов от испарения;
уметь: проводить анализ влияния различных факторов на потери газа, нефти
и нефтепродуктов при хранении и распределении.
Виды технологических потерь газа, нефти и нефтепродуктов при хранении и распределении. Влияние различных факторов на потери. Мероприятия по сокращению потерь газа, нефти и нефтепродуктов при хранении и распределении.
Практические занятия №1
Изучение схем систем УЛФ и конструкций современных средств сокращения потерь энергоресурсов от испарения.
Практические занятия №2
Изучение схем налива топлива в автомобильные и железнодорожные
цистерны, нефтеналивные суда.
Практические занятия №3
Изучение способов хранения нефти и нефтепродуктов, предотвращающие
загрязнение окружающей среды.
Литература: [3], с. 112-117; [7], с. 83-94, с. 124-153; [34], с. 19-35, с. 35-81; [27], с. 96-116;
[5], с. 17-23, с.53-69.
Методические указания
Значительные потери от испарения нефтей и нефтепродуктов происходят из резервуаров. Эти потери резко возрастают при повышении температуры перекачиваемой нефти или содержания в ней газа.
Кроме потерь от испарения, в резервуарах наблюдаются потери нефти от утечек через дефекты и неплотности.
Источником потерь нефти и нефтепродуктов является негерметичность резервуаров нефтеперекачивающих станций и нефтебаз. К этим потерям добавляются и потери при сбросах подтоварной воды из резервуаров, и потери при их зачистке.
Негерметичность стенок вертикальных стальных резервуаров легко обнаруживают при визуальном осмотре. После обнаружения течи резервуар освобождают и ремонтируют.
Потери от испарения в резервуарах возникают в результате больших и малых дыханий, а также из-за вентиляции и насыщения газового пространства, обратного выдоха, изменения температуры нефтепродукта и газового пространства.
Многие резервуарные парки плохо оборудованы для хранения легкоиспаряющихся жидкостей. При большой оборачиваемости резервуаров, что характерно для перекачивающих станций и сырьевых парков нефтеперерабатывающих заводов, возникают значительные потери от больших дыханий.
При проведении любых мероприятий, связанных с сокращением утечек нефти или нефтепродуктов, необходимо в минимально короткие сроки локализовать нефтяные загрязнения, осуществить их сбор и утилизацию.
Вопросы для самоконтроля
1. Виды технологических потерь газа при хранении и распределении
2. Виды технологических потерь нефти и нефтепродуктов при хранении и распределении.
3. Влияние различных факторов на потери.
4. Мероприятия по сокращению потерь газа.
5. Мероприятия по сокращению потерь нефти и нефтепродуктов.
6. Мероприятия по ликвидации аварий и инциндентов в резервуарном парке.
7. Схемы улавливания легких фракций из резервуаров.
8. Схема газоуравнительной системы.
9. Схемы налива топлива в автомобильные цистерны.
10. Схемы налива топлива в железнодорожные цистерны.
11. Схемы налива нефтеналивных судов.
Тема: 1.4 Пути сокращения расхода электроэнергии при транспортировке
Газа, нефти и нефтепродуктов
.
Студент должен:
знать: пути сокращения затрат электроэнергии при транспортировке.
Регулирование работы насосов с помощью муфт. Применение привода с регулируемой частотой вращения. Применение противотурбулентных присадок. Оптимальная периодичность очистки полости магистрального трубопровода. Применение газотурбинных установок и дизелей в качестве привода.
Литература: [20], с.12-24, с. 56-65, с.110-113.
Методические указания
Трехфазные асинхронные короткозамкнутые электродвигатели нашли широкое применение во всех приводах нефтяных промыслов. Этому способствовали их несомненные достоинства: простота конструкции, легкость обслуживания, возможность изготовления на самые различные напряжения, отсутствий преобразовательных установок.
Регулированием называется изменение частоты вращения электропривода путем искусственного воздействия на его электромеханические параметры. Оно может осуществляться разными способами, выбор их зависит от ряда условий, которые называются показателями регулирования, и которые мы рассмотрим отдельно.
1. Диапазон регулирования частоты вращения электропривода представляет собой отношение наибольшей частоты вращения к наименьшей при установившемся режиме его работы
Этот показатель выражается числами, например, 2:1; 4:1 и т. д. в зависимости от того, для какого производственного механизма предназначен электропривод.
Чтобы расширить диапазон регулирования, необходимо повысить степень жесткости механической характеристики с помощью специального регулирующего устройства.
2. Плавность регулирования характеризуется отношением двух скоростей на соседних ступенях регулирования. Плавность регулирования достигается путем увеличения числа ступеней реостата.
3. Устойчивость регулирования определяется жесткостью механической характеристики, т. е. зависит от того, насколько изменяется частота вращения с изменением нагрузки рабочей машины.
У асинхронных электродвигателей регулирование частоты вращения изменением числа полюсов обмотки статора дает более устойчивую работу электропривода, чем регулирование путем включения реостата в цепь ротора.
4. Экономичность регулирования зависит от потерь электроэнергии в пусковых и регулирующих установках. Поэтому способ регулирования частоты вращения путем изменения тока в обмотках возбуждения машин постоянного тока более экономичен, чем способ включения реостата в цепь ротора асинхронного электродвигателя.
У асинхронных электродвигателей частоту вращения можно регулировать несколькими способами: у двигателей с фазным ротором - изменением сопротивления роторной цепи; у короткозамкнутых двигателей - изменением числа полюсов и частоты подводимого напряжения, а также применением специальных схем (дроссельный привод с магнитными усилителями в цепи статора и каскадные схемы с вентильными преобразователями и электрическими машинами).
Изменение режима работы центробежного насоса
Изменение условий перекачки нефти и нефтепродуктов в процессе эксплуатации (последовательная перекачка жидкостей различной вязкости, изменение расхода, временный выход из строя какой-либо станции и т. д.) может привести к нарушению нормального режима работы нефтепродуктопровода: к кавитации на одних станциях и к чрезмерным напорам на других. Согласование работы насосных станций (или, что то же, выравнивание пропускных способностей участков нефтепровода) достигается регулированием режима работы насосов.
Регулирование режима работы центробежного насоса может быть достигнуто при постоянной скорости вращения и путем изменения ее.
Изменение режима при постоянной скорости вращения может быть выполнено дросселированием в напорном трубопроводе, перепуском по обводной линии (байпас), уменьшением наружного диаметра рабочего колеса и изменением схемы соединения насосов.
Регулирование режима работы насоса изменением скорости вращения весьма ограничено, так как основным видом привода для центробежных насосов являются электродвигатели переменного тока с короткозамкнутым ротором асинхронного типа, работающие при постоянной скорости. Этот метод может найти применение, если в качестве привода используется двигатель внутреннего сгорания, паровая или газовая турбина или если между насосом и электродвигателем устанавливается магнитная или гидравлическая муфта.
Применение противотурбулентных присадок
Одним из эффективных способов увеличения производительности нефтепродуктопроводов без замены насосного оборудования перекачивающих станций является введение в турбулентный поток нефтепродуктов специальных высокомолекулярных присадок, снижающих гидравлическое сопротивление. Механизм действия антитурбулентных присадок состоит в гашении турбулентных пульсаций при взаимодействии длинномерных молекул с турбулентными вихрями, образующимися у стенки трубопровода. Существенный эффект при этом достигается даже при малых концентрациях присадок, измеряемых в миллионных частях в объеме перекачиваемой жидкости.
За счет гашения пристеночной турбулентности происходит снижение гидравлического сопротивления потоку жидкости в трубопроводе и, как следствие, либо увеличение производительности перекачки (при сохранении перепада давлений), либо снижение давления на перекачивающих станциях (при сохранении производительности перекачки). Эффект снижения гидравлического сопротивления, а, следовательно, и расхода электроэнергии может составлять от 20 до 60%.
Все антитурбулентные присадки снижают значение коэффициента гидравлического сопротивления. Применение присадок особенно эффективны в тех случаях, когда перекачка ведется в области гидравлически гладких труб, то есть при таких режимах, в которых шероховатость внутренней поверхности трубопровода практически не сказывается на значениях коэффициента k. Такая ситуация характерна прежде всего для перекачки дизельных топлив.
Оптимальная периодичность очистки полости магистрального трубопровода
Очень важным вопросом при эксплуатации магистрального газопровода является определение оптимальной периодичности очистки внутренней полости.
Гидравлическая эффективность при эксплуатации газопровода снижается, что повышает перепад давления и отражается на его пропускной способности. Ранее периодичность очистки определяли, когда снижение гидравлического состояния уменьшает пропускную способность участка газопровода при условии сохранения на нем постоянного перепада давления. Однако в эксплуатации часто встречаются случаи, когда пропускную способность газопровода требуется поддерживать на уровне проектной, соответствующей наилучшей эффективности. Снижение коэффициента эффективности компенсируют за счет повышения степени сжатия на компрессорных станциях. Следовательно, энергия, потребная на компримирование газа на компрессорных станциях, будет увеличиваться. Кроме того, при очистке возникают дополнительные энергозатраты на пропуск очистного поршня и транспортировку продуктов очистки, Графическая зависимость изменения коэффициента эффективности газопровода в течение расчетного времени будет иметь пилообразный вид. В течение времени между операциями, связанными с пропуском очистных поршней, эффективность газопровода падает до определенной величины, характеризующей периодичность очистки. После очистки гидравлическая эффективность скачкообразно увеличивается и достигает первоначального уровня, затем циклы повторяются.
Применение газотурбинных установок и дизелей в качестве привода
Основными источниками ВЭП на КС магистральных газопроводов газоперерабатывающих (ГПЗ) и станций подземного хранения газа (СПХГ) являются газотурбинные и поршневые ГПА.
ГПА с авиационным газотурбинным приводом и судовые газотурбинные ГПА характеризуются малой металлоемкостью, большими возможностями по индустриализации строительства КС и ускорению их ввода в эксплуатацию, а также обладают высокой надежностью и ремонтопригодностью за счет быстрой замены привода. Габаритные характеристики и компоновка авиационного и судового приводов позволяют осуществлять блочную замену выходящих из строя или подлежащих ремонту газотурбинных двигателей, а сам ремонт производить централизованно на заводах-изготовителях.
Электроприводные КС обладают рядом преимуществ по сравнению с газотурбинными:
уменьшение капитальных затрат на КС на 35-40 % (без учета затрат на строительство электростанций);
снижение эксплуатационных затрат (без энергетической составляющей) на 20%;
более высокая надежность ГПА;
меньшая пожаро- и взрывоопасность.
Совершенствование электроприводных КС в ближайшем будущем будет связано с широким внедрением новых ГПА и, прежде всего, бесподвальных, блочно-комплектных, взрывозащищенных, полностью автоматизированных электроприводных ГПА мощностью 4 и 12,5 тыс. кВт с центробежными нагнетателями.
Применение таких агрегатов уже в ближайшее время позволит сократить сроки строительства этого типа КС и повысить их эксплуатационную надежность.
Намечена разработка и внедрение полностью блочно-комплектных электроприводных КС, обеспечивающих гибкость проектно-компоновочных решений и высокую степень унификации всего технологического оборудования станции. В блоках будут поставляться не только сами агрегаты, но и все сооружения КС, включая укрытие компрессорного цеха, диспетчерскую - операторскую, установки охлаждения масла смазки и электродвигателей и др. При этом особое внимание будет уделено централизованным формам обслуживания основного и вспомогательного оборудования КС, обеспечивающим высокое качество и оперативность ремонтно-восстановительных работ.
Намечены также разработка и внедрение регулируемого электропривода - переменного тока для центробежных нагнетателей и создание на этой базе высокоэффективных систем автоматического регулирования режима КС.
Будут созданы и освоены промышленностью новые высокоэффективные электроприводные ГПА - безредукторные, высокооборотные, с широким диапазоном регулирования. Это позволит создать принципиально новый тип электроприводных КС.
Дальнейшее развитие систем энергоснабжения магистральных газопроводов и связанное с этим широкое использование электропривода при транспорте газа позволят снизить расход топливного газа на собственные нужды путем замещения его низкосортным топливом.
При этом найдут широкое применение электроприводные ГПА как с центробежными, так и с поршневыми компрессорами.
Вопросы для самоконтроля
1. Регулирование режима работы насосов дросселированием в напорном трубопроводе.
2. Регулирование режима работы насосов перепуском жидкости по обводной линии.
3. Регулирование режима работы насосов уменьшением диаметра рабочего колеса.
4. Регулирование режима работы насосов изменением скорости вращения.
5. Регулирование режима работы насосов изменением схемы соединения насосов.
6. Технология перекачки нефти из «насоса в насос»
7. Затраты электроэнергии на перекачку нефти по магистральному трубопроводу.
8. Затраты электроэнергии на дросселирование в регулирующих клапанах.
9. Способы экономии электроэнергии при эксплуатации вспомогательного оборудования.
10. Способы повышения КПД насосов.
11. Применение противотурбулентных присадок.
12. Оптимальная периодичность очистки полости магистрального трубопровода.
13. Применение газотурбинных установок и дизелей в качестве привода.
14. Преимущества и недостатки газотурбинных установок и дизелей.