Экологическое право и закон РФ об охране окружающей природной среды
Юридическим инструментом реализации эколого-экономических принципов природопользования и управления окружающей средой является экологическое законодательство. Экологическое право– совокупность правовых норм, регулирующих взаимоотношения в сфере взаимодействия природы и общества. Экологическое право и регулируемые им общественные отношения условно можно разделить на три составные части. Первую часть составляет собственно природоохранное право, регулирующее общественные отношения по поводу охраны природных систем и комплексов, общих природоохранных правовых институтов, решения концептуальных вопросов охраны окружающей природной среды. Первая часть включает нормы федеральных законов «Об охране окружающей среды», об экологической экспертизе, о радиационной безопасности населения, об особо охраняемых природных территориях.
Вторая составная часть экологического права включает природоресурсное право, призванное обеспечивать охрану и рациональное использование отдельных природных ресурсов – земли, недр, вод, лесов, животного мира, атмосферного воздуха. Природоресурсное право, исторически возникшее раньше экологического, включало земельное, горное, водное, лесное и иные отрасли права. Невозобновляемость многих важных видов природных ресурсов и их взаимосвязанность между собой определили необходимость перехода к регулированию общественных отношений по поводу охраны и использования природных ресурсов на общем уровне, т.е. на уровне охраны окружающей среды. Поэтому со временем, когда стала ясна недостаточность лишь природоресурсного подхода, природоресурсное право было включено в экологическое право в качестве его второй составной части.
В третью часть экологического права входят нормы других отраслей права, например, нормы административного или уголовного права (административная ответственность за экологические правонарушения или уголовная ответственность за экологические преступления), нормы конституционного, финансового, трудового, процессуального и ряда других отраслей права.
Основными источниками российского экологического права являются Конституция РФ – основной закон Российской Федерации, Федеральные законы в области охраны окружающей среды: «Об охране окружающей среды», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О радиационной безопасности населения», «Об экологической экспертизе», «Об особо охраняемых природных территориях» и ряд других, Земельный, Водный, Лесной, Градостроительный кодексы. Кроме того, источниками экологического права являются подзаконные акты: указы Президента России, постановления Правительства РФ, ведомственные акты, нормативные акты субъектов Российской Федерации и иные акты.
В наиболее полном и завершенном виде экологические права и обязанности граждан развиваются в перечисленных выше федеральных законах, наиболее общим из которых является Федеральный Закон РФ «Об охране окружающей среды» (2001), в преамбуле к которому сказано: «В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации». Этот закон определяет правовые основы государственной политики в области окружающей среды, способствующей сохранению благоприятной окружающей среды (т.е. обеспечивающей устойчивое функционирование естественных экосистем и природных и природно-антропогенных объектов), сохранения биоразнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений.
Этот закон устанавливает основополагающие принципы и нормы регулирования экологических отношений в России. В нем систематизированы нормы, касающиеся прав граждан на здоровую и благоприятную окружающую среду, установлен экономический механизм охраны окружающей природной среды, сформулированы принципы нормирования качества окружающей природой среды, принципы государственной экологической экспертизы, экологические требования при осуще-ствлении различных видов деятельности, в том числе строительной, принципы деятельности в экологически неблагоприятных зонах и в случае чрезвычайных ситуаций, на особо охраняемых природных территориях, принципы экологического воспитания и образования, проведения экологического контроля и экологических научных исследований и другие нормы.
В Законе (статья 3) устанавливаются основные принципы охраны окружающей природной среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности:
• приоритет охраны жизни и здоровья человека;
• обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения;
• необходимость сочетания экономических и экологических интересов, что обеспечило бы реальные гарантии прав человека на благоприятную окружающую среду;
• ответственность за нарушение требований природоохранного законодательства;
• гласность в решении природоохранных задач;
• международное сотрудничество.
Статья 11 данного Закона определяет права граждан на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, аварий, катастроф, стихийных бедствий. Эти права обеспечиваются нормированием качества окружающей природной среды, мерами по предотвращению вредной деятельности и оздоровлению окружающей природной среды, предупреждению и ликвидации последствий аварий и стихийных бедствий, возмещением в судебном или административном порядке вреда, причиненного здоровью граждан в результате загрязнения окружающей природной среды, государственным контролем за состоянием окружающей природной среды и соблюдением природоохранного законодательства и т.д.
Согласно этому Закону граждане РФ имеют право создавать общественные объединения по охране окружающей природной среды; принимать участие в общественных акциях, референдумах по охране окружающей среды, получать достоверную информацию о состоянии окружающей природной среды и о намечаемой хозяйственной и иной деятельности; требовать, втом числе и в судебном порядке, отмены решений о размещении, строительстве, эксплуатации экологически вредных объектов; ставить вопрос о привлечении к ответственности нарушителей природоохранного законодательства.
Эколого-правовой опыт развитых стран показывает, что охрана окружающей среды все более становится неотъемлемой частью государственной экологической политики этих стран, в основу которой положены следующие основные принципы:
1) право человека на благоприятную окружающую среду, ведущее свой отсчет от Стокгольмской конференции ООН по окружающей среде (1972),
2) формирование и активное функционирование общественных структур экологического движения (в ряде стран общее число общественных природоохранных организаций превышает тысячи и включает различные по количеству и профессиональному составу группы). Опыт развитых стран доказывает, что в условиях рыночной экономики и с учетом глобального характера экологических проблем усиление государственного регулирования во взаимодействии с общественными структурами способно сдерживать экологические кризисные явления,
3) возможность граждан и общественных организаций обращаться в суд с исками о возмещении ущерба, причиненного окружающей среде, здоровью человека, имуществу. Наблюдается активизация судебной практики, особенно по делам, возбуждаемым отдельными гражданами, стремящимися использовать судебную систему для защиты экологических прав, провозглашенных законами в области охраны окружающей среды,
4) возможность воздействия общественных организаций на государственные органы управления в области охраны окружающей среды путем:
· распространения экологических знаний и информации (издание докладов об экологических проблемах регионов,о состоянии окружающей среды и роли в нем отдельных фирм и корпораций);
· участия в политическом процессе, под которым понимается групповая борьба с целью оказать влияние на государственный механизм управления (разные формы лоббизма и участия в работе органов управления);
· переписки отдельных граждан с официальными представителями госучреждений по вопросам охраны окружающей среды и экологическим проблемам с целью воздействия на выработку хозяйственных решений в экологически благоприятном направлении.
Примеры расширения взаимодействия государства и общественности в экологической области имеются в различных странах. В Канаде, например, эта деятельность проявляется в наблюдениях, производстве измерений, оценке состояния природы, отборе образцов. Служба живой природы Канады производит анализ на тяжелые металлы тканей животных, присылаемых звероловами и охотниками, помогает организациям дачников вести наблюдения за прозрачностью озерной воды и отбирать пробы для анализа, сажать деревья и т.п.