Государственный контроль за использованием водных ресурсов и охрана водоемов

Охрана вод включает систему мер, направленных на предотвращение и устранение последствий загрязнения, засорения и истощения вод, для чего используются соответствующие нормы.

Нормы охраны вод — это значение показателей, соблюдение которых обес­печивает экологическое благополучие водных объектов и необходимые усло­вия охраны здоровья населения и культурно-бытового водопользования.

Постановлением Правительства РФ от 25.12.2006 № 801 утверждено Положение об осуществлении государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов, в соответствии с которым указанный контроль и надзор осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (федеральный государственный контроль и надзор) и органами исполнительной власти субъектов РФ (региональный государственный контроль и надзор).

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет непосредственно и через свои территориальные органы федеральный государ­ственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов на подлежащих федеральному государственному контролю и надзору объектах по перечню, утверждаемому Министерством природных ресурсов РФ в соответствии с критериями, установленными Правительством РФ.

Органы исполнительной власти субъектов РФ осуществляют регио­нальный государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов на подлежащих региональному государственному контро­лю и надзору объектах по перечню, утверждаемому указанными органами.

Государственные инспекторы по контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов имеют право:

- осуществлять проверки объектов, подлежащих контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов;

- проверять соблюдение требований к использованию и охране водных объектов;

- составлять по результатам проверок акты и представлять их для озна­комления водопользователям;

- осматривать и при необходимости задерживать суда (в том числе ино­странные) и другие плавучие средства, допустившие загрязнение с су­дов нефтью, вредными веществами, сточными водами или мусором либо не принявшие необходимых мер по предотвращению такого за­грязнения водных объектов;

- давать обязательные для исполнения предписания об устранении вы­явленных в результате проверок нарушений условий использования родных объектов и контролировать исполнение указанных предписа­ний в установленные сроки;

- уведомлять в письменной форме стороны, заключившие договор во­допользования, о результатах проверок и выявленных нарушениях ус­ловий использования водных объектов.

В соответствии с Конституцией РФ водное законодательство России находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Оно состоит из Водного кодекса РФ, других федеральных законов и принимаемых в со­ответствии с ними законов субъектов РФ.

Водное законодательство РФ и изданные в соответствии с ним норма­тивные правовые акты основываются на следующих принципах.

2. значимость водных объектов в качестве основы жизни и деятельно­сти человека. Регулирование водных отношений осуществляется исходя из представления о водном объекте как о важнейшей составной части окружающей среды, среде обитания объектов животного и растительного мира, в том числе водных биологических ресурсов, как о природном ре­сурсе, используемом человеком для личных и бытовых нужд, осуществ­ления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как об объ­екте права собственности и иных прав;

3. приоритет охраны водных объектов перед их использованием. Ис­пользование водных объектов не должно оказывать негативное воздейст­вие на окружающую среду;

4. сохранение особо охраняемых водных объектов, ограничение или запрет использования которых устанавливается федеральными законами;

5. целевое использование водных объектов. Водные объекты могут использоваться для одной или нескольких целей;

6. приоритет использования водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения перед иными целями их исполь­зования. Предоставление их в пользование для иных целей допускается только при наличии достаточных водных ресурсов;

7. участие граждан, общественных объединений в решении вопросов, ка­сающихся прав на водные объекты, а также их обязанностей по охране вод­ных объектов. Граждане, общественные объединения имеют право прини­мать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воз- Действие на водные объекты при их использовании и охране. Органы госу­дарственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйст­венной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого уча­стия в порядке и в формах, которые установлены законодательством РФ;

8. равный доступ физических лиц, юридических лиц к приобретению права пользования водными объектами, за исключением случаев, преду­смотренных водным законодательством;

9. равный доступ физических лиц, юридических лиц к приобретению в собственность водных объектов, которые могут находиться в собствен­ности физических лиц или юридических лиц;

10. регулирование водных отношений в границах бассейновых округов (бассейновый подход);

11. регулирование водных отношений в зависимости от особенностей режима водных объектов, их физико-географических, морфометрических и других особенностей;

12. регулирование водных отношений исходя из взаимосвязи водных объектов и гидротехнических сооружений, образующих водохозяйствен­ную систему;

13. гласность осуществления водопользования. Решения о предостав­лении водных объектов в пользование и договоры водопользования должны быть доступны любому лицу, за исключением информации, от­несенной законодательством РФ к категории ограниченного доступа;

14. комплексное использование водных объектов. Использование водных объектов может осуществляться одним или несколькими водо­пользователями;

15. платность использования водных объектов. Пользование водными объектами осуществляется за плату, за исключением случаев, установ­ленных законодательством РФ;

16. экономическое стимулирование охраны водных объектов. При оп­ределении платы за пользование водными объектами учитываются расхо­ды водопользователей на мероприятия по охране водных объектов;

17. использование водных объектов в местах традиционного прожи­вания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ для осуществления традиционного природопользования.

По Водному кодексу водопользователи обязаны стремиться сокращать! изъятия и предотвращать потери воды, не допускать загрязнения, засорения! и истощения водных объектов, обеспечивать сохранение температурногоf режима водных объектов.

Запрещается сброс сточных и дренажных вод в водные объекты:

- содержащие природные лечебные ресурсы;

- отнесенные к особо охраняемым водным объектам.

- в водные объекты, расположенные в границах:

• зон, округов санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;

• первой, второй зон округов санитарной (горно-санитарной) охра­ны лечебно-оздоровительных местностей и курортов;

• рыбоохранных зон, рыбохозяйственных заповедных зон.

Сброс сточных вод и (или) дренажных вод может быть ограничен, приостановлен или запрещен по основаниям и в порядке, которые установлены федеральными законами.

СогласноКодексу внутреннего водного транспорта РФ:

- контроль за обеспечением экологической безопасности при эксплуа­тации судов осуществляется федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды;

- органами технического надзора и классификации судов РФ осуществ­ляется технический надзор за обеспечением экологической безопас­ности при эксплуатации судов;

- бассейновые органы государственного управления на водном транс­порте совместно с территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды осуще­ствляют контроль за размещением и функционированием объектов природоохранного назначения на внутренних водных путях; инфор­мационное обслуживание судовладельцев и капитанов судов по во­просам экологической безопасности.

Федеральными органами исполнительной власти в области санитарно- эпидемиологического надзора осуществляется надзор за соблюдением ор­ганизациями, деятельность которых связана с деятельностью на внутрен­нем водном транспорте, санитарных правил и норм.

Поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответст­вующем экологическим требованиям, обеспечивается установлением норма­тивов предельно допустимых вредных воздействий (ПДВВ) на водные объекты. Порядок их разработки и утверждения устанавливается правительством РФ.

Важнейшей составной частью современного водно-санитарного зако­нодательства являются гигиенические нормативы — ПДК вредных веществ в питьевой воде и воде водоемов. Соблюдение ПДК обеспечивает безо­пасность для здоровья населения и благоприятные условия санитарно- бытового водопользования. Они являются критерием эффективности различных мероприятий по охране водоемов от загрязнения.

В настоящее время установлены ПДК для более 1700 веществ, а также более 1200 рыбохозяйственных ПДК.

Наши рекомендации