Тема 2 Среда как экологическое понятие. Факторы среды. Соответствие между организмами и средой их обитания

В результате изучения темы студенты должны:

знать термины "факторы среды"; "условия существования организмов"; законы оптимального и ограничивающего действия фактории среды, неоднозначность факторов и их взаимное действие на организмы;

уметь определять оптимальное и ограничивающее действие факторов среды; приводить примеры приспособления организмов к различным условиям обитания; различать многообразные жизненные формы растений и животных.

Определение среды обитания; основные среды жизни и механизмы приспособления организмов к условиям среды; абиотические, биотические, антропогенные факторы среды; законы действия факто­ров;

Вопросы для самоконтроля

1.Перечислите основные среды жизни живых организмов? Приведите примеры.

2.Что такое факторы среды? Перечислите их, проиллюстрируйте примерами.

3.В чем заключается неоднозначность действия факторов или их взаимное влияние друг на

друга?

Тема 2 Основные среды жизни.

Тема 2.1 Наземно-воздушная среда. Атмосфера.

В результате изучения темы студенты должны:

знать строение и состав атмосферы и воздуха; примеси, озо­новый экран, влияние загрязнения атмосферного воздуха на здоровье человека; роль терморегуляции; взаимное влияние темпера­туры, влажности и скорости ветра на живые организмы, состав све­тового потока и влияние световых волн разной длины (УФ, И К) на живые организмы; смог.

уметь приводить примеры различных типов терморегуляции у растений, животных и человека; применять знания о взаимодейст­вии факторов наземно-воздушной среды организмы, световые и температурные адаптации.

Вопросы для самоконтроля

1.Что такое наземно-воздушная среда обитания как условия жизни организмов

2. За счет чего поддерживается относительно постоянный состав атмосферы?

3. Перечислите основные адаптации к наземно-воздушной среде обитания.

Тема 2.2 Водная среда обитания. Вода в природе.

В результате изучения темы студенты должны:

знать виды и формы воды; запасы пресной воды, источники питьевой воды; круговорот воды в природе; химический состав воды и его влияние на здоровье населения; эндемические заболевания, свя­занные с дисбалансом микроэлементов в воде; бытовые методы очи­стки воды; источники загрязнения водоемов: промышленные, хозяй­ственно бытовые, сельскохозяйственные;

уметь пользоваться водой из открытых источников и очищать в быту воду для питья; определять приблизительно состояние водо­емов нет ли "заморов", "цветения воды"; составлять индивидуаль­ные таблицы расхода воды и применять их для экономии воды.

Распределение воды в гидросфере; свойства водной среды обитания, вода как компонент внутренней среды организмов; водные ресурсы, темпы их использования человеком и возможности попол­нения; загрязнения водоемов и пути их охраны.

Вопросы для самоконтроля

1. Какую роль играет вода в биосфере?

2. Как происходит круговорот воды в природе?

3. На какие виды хозяйственной деятельности человеку необходима вода?

4. Каковы основные источники загрязнения воды и в чем опасность загрязнения

водных ресурсов?

Тема 2.3 Почва как среда обитания

В результате изучения темы студенты должны:

знать определение почвы, ее состав, воздушный и водный режимы, роль почвенной флоры и фауны в общем круговороте эле­ментов в биосфере:

уметь предотвращать эрозию и истощение почвы путем бе­режного отношения к насаждениям, сохранению листового опада в парках, садах, на городских газонах.

В.В. Докучаев о почве; почва - богатейшая среда обитания для живых организмов; строение и составные компоненты почвы; антро­погенные загрязнения почв; значение почвы в круговороте биогенных элементов.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое почва? От чего зависит плодородие почв?

2. Почему почву сравнивают с живым организмом?

3. Какие виды загрязнения почв вам известны?

4. Что такое эрозия почв? Каковы ее последствия?

5. Почему почвы сильно загрязнены вблизи промышленных объектов и

автодорог?

Наши рекомендации