Соотношение конституционного и отраслевых понятий права собственности

1) Конституционное понятие права собственности на землю и иные природные ресурсы, как явствует из сказанного, прежде всего содержит все объективные права и субъективные правомочия, кото­рые регламентированы гражданским, административным, экологи­ческим и иными отраслями права. Это вытекает из ч. 2 ст. 8: «В Рос­сийской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собствен­ности». Об этом упоминается и в ч. 2 ст. 9 Конституции РФ.

Это значит, что законно установленное господство над чем-либо, что способно быть объектом или предметом действий (бездействия), вызывает правовые последствия, защищается Конституцией РФ, при­знается ей. Лишение гарантий и защиты прав, предусмотренных в за­конах, возможно только в случае, когда какой-либо из этих законов в установленном порядке признается неконституционным. Все, что по действующему и не оспоренному закону образует право собственно­сти и не противоречит Конституции РФ, защищается ею.

2) Конституционное понятие права собственности определяет границы, основные способы, условия регулирования права собствен­ности отраслевым законодательством. Осуществляется это прежде всего путем установления запрета на выход за пределы экологиче­ских ограничений права собственности, формирования начала ис­пользования собственности в соответствии с интересами охраны ок­ружающей природной среды, закрепленными в Конституции, в пол­ном соответствии с конституционным правопорядком (ч. 2 ст. 36).

3) Наконец, право собственности определяет принципиальную необходимость защиты всех форм собственности, т. е. единство от­раслевого правового регулирования, что вообще вытекает из общей конституционной задачи поддержания правового единства страны. Это значит, что гражданско-правовая принадлежность (форма) соб­ственности не может препятствовать реализации экологического со­держания права собственности и наоборот.

Собственное специфическое содержание конституционного пра­ва собственности на землю и другие природные ресурсы состоит:

а) в определении публично-правового режима этих объектов. В этом вопросе существует большая путаница. Как известно, по ст. 4 Конституции РФ суверенитет РФ распространяется на всю ее тер­риторию. При любом понимании суверенитета он является публич­но-правовым режимом, носитель которого - народ, осуществляю­щий свою власть непосредственно, а также через избранные им ор­ганы, включая органы местного самоуправления.

Этим публично-правовым режимом охвачены все природные ре­сурсы и вся земля; он распространяется на все формы собственности, тем самым определяя их экологическую специфику. Юридически это означает, что вопросы природных ресурсов, земли, статика и динами­ка их правового режима в рамках и на основе Конституции регулиру­ются российским законодательством. Не существует объектов, выве­денных каким-либо образом из сферы действия российского законо­дательства, как конституционного, так и отраслевого;

б) в установлении принадлежности земли и природных ресур­сов, что осуществляется в первую очередь путем разграничения ком­петенции, т. е. ведения Российской Федерации (ст. 71), совместного ведения (ст. 72), ведения субъектов Федерации (ст. 73). Надо запом­нить, что здесь формы собственности не принимаются во внимание. Например, на находящийся в частной собственности участок земли может иметь права Федерация, если этот участок подпадает под фе­деральную экологическую программу (используется для достижения ее целей), и субъект РФ, если определенным образом разграничено совместное ведение по вопросам владения, пользования и распоря­жения землей.

Вопрос о разграничении ведения РФ и субъектов РФ многогран­ный и возникает по существу при рассмотрении едва ли не любой экологической проблемы. Однако к понятию права собственности как целостного конституционного явления он имеет отношение только при дальнейшем определении субъектов права собственно­сти. Содержание же права собственности от разграничения предме­та ведения не зависит;

в) в установлении обязанностей и правомочий государства в отношении земли и природных ресурсов, т. е. определении консти­туционного содержания права собственности в его публично-пра­вового выражении. Эти обязанности можно подразделить на не­сколько групп, определяющих: содержание публично-правового надзора и контроля за состоянием земли и природных объектов; пределы и основания государственного, публично-правового вме­шательства в права собственности отраслевой принадлежности, привязанные к отдельным субъектам, принадлежащие им, напри­мер, права на приватизацию, конфискацию, принуждение к прове­дению определенных мер, право на введение особых режимов при объявлении чрезвычайного положения, в условиях военного време­ни и пр.; защиту земель и природных ресурсов от незаконных по­сягательств, природных и техногенных катастроф и пр., включая публично-правовые обязанности проведения природоохранитель­ных, восстановительных и иных мер.


Наши рекомендации