Тема: Земля на глобусе и карте
Задачи: формировать представление о глобусе как модели Земли, о карте как уменьшенном изображении всей Земли или ее больших участков на плоскости, учить читать карту; продолжить формирование умения читать план, сравнивать; воспитывать аккуратность при выполнении заданий, уважение друг к другу в процессе совместной работы.
Оборудование: глобус, карта полушарий, физическая карта Беларуси, таблица «План местности», карандаши, линейки, топографические знаки.
Ход урока
В начале урока учитель организует проверку усвоенных знаний и умений по предыдущей теме. Контроль знаний и умений осуществляется устным, письменным и практическим методом. Формы организации – индивидуальная и фронтальная.
Несколько учащихся работают по карточкам, в которых содержаться письменные и практические задания.
Карточка 1.
1. Обведи букву с правильным ответом.
Масштаб – это:
А) величина, которая показывает, на сколько уменьшены действительные расстояния на плане;
Б) величина, которая показывает, во сколько раз уменьшены действительные расстояния на плане.
2. Прочитай записи масштабов: 1 см – 50 м; 1 см – 5 м. Сравни их, подчеркни, какой из них крупнее.
3. Определи на плане расстояние от школы до ближайшего участка реки. Масштаб: в 1см – 200 м.
4. Начерти план комнаты, длина которой 4 м, ширина – 3 м. Масштаб: в 1см – 1 м.
Карточка 2.
1. Чем план отличается от рисунка? Укажи буквы с правильным ответом.
А) На плане размеры предметов, расстояния вычерчиваются в масштабе;
Б) На плане предметы изображены так, как мы их видим сбоку;
В) На плане предметы изображены условными знаками;
Г) На плане есть стрелка, с помощью которой можно определять месторасположение предметов относительно сторон горизонта.
2. Ответь на вопросы.
А) Почему на плане можно определять расстояния? Потому, что план вычерчивается в …
Б) Почему с помощью плана можно ориентироваться? (Или определять стороны горизонта) На плане есть …
3. Определи на плане: а) Где расположена школа по отношению к смешанному лесу? Что находится восточнее смешанного леса? (Или на восток от смешанного леса?)
Карточка 3.
1. Вставь пропущенное, закончи предложение.
План вычерчивается в … , поэтому на нем можно определять расстояния. Стрелка на плане показывает… , поэтому на плане можно определять месторасположение предметов относительно …. На плане местность изображается с помощью … .
2. Исправьте ошибки в предложении.
План местности – это чертеж большого участка местности, на котором предметы изображены так, как мы их видим сбоку.
3. Прочитай записи масштабов: 1 см – 50 см; 1 см – 5 м. Сравни их, укажи, какой из них крупнее. Каким масштабом ты бы пользовался, если бы нужно было начертить план участка, длина которого 50 м и ширина 20 м? Почему?
4. Определи на плане расстояние от школы до ближайшего участка смешанного леса. Масштаб: в 1 см – 200 м.
Как видим, последняя карточка отличается большей степенью сложности, так как в нее включены задания на применение знаний в измененной или новой ситуации (задание 2 и 3). Учитель по своему усмотрению задания в карточках может варьировать, изменять, упрощать или усложнять в зависимости от уровня обученности учащихся.
Задания для устного опроса.
Что такое план? Назовите признаки плана. Что значит читать план? Назовите объекты, которые мы встретим, если будем идти по грунтовой дороге с востока до смешанного леса. Определите расстояние от пашни, расположенной к северу от поселка Слобода до основного массива смешанного леса. Масштаб: 1 см – 200 м. В каком направлении нужно идти от речки, чтобы попасть в смешанный лес? (В северном.) В каком направлении нужно возвращаться из леса на речку? (В южном.) Где расположен лес по отношению к фруктовому саду? (На севере.)
При наличии времени или вместо описанных выше методов и форм контроля и учитель может дать детям топографический диктант. Учитель просит учащихся показать условными знаками объекты по пути следования детей в небольшом рассказе: Вначале дети шли по грунтовой дороге вдоль пашни и фруктового сада, затем шли через смешанный лес, луг и вышли к речке. (Это задание 5 в рабочей тетради «Природа и человек»: 4 класс / В.М. Вдовиченко, Т.А. Ковальчук. – Мн.: ЧУП «Изд-во Юнипресс», 2004. С. 12. ) Проверка правильности выполнения задания осуществляется с помощью топографических знаков на специальных карточках: учащиеся по очереди выходят, выбирают необходимые знаки и размещают их с помощью магнитов на доске.
После проверки домашнего задания учитель знакомит учащихся с темой урока, ставит учебные задачи: узнать, что представляет собой глобус, карта, чем карта похожа на план, чем отличается от него, учиться читать карту.
По просьбе учителя ученики рассуждают, можно ли на бумаге изобразить всю Землю, большой город? Можно, но не на плане. Для этого понадобится глобус или карта. Школьники вспоминают, какую форму имеет Земля. Далее учащиеся устанавливают, какую форму имеет глобус? Почему? Что же такое глобус? Собственные рассуждения учащиеся сравнивают с текстом учебника на стр. 18. После чтения текста учебника, учащиеся отвечают на вопросы: Почему нельзя на плане показать всю Землю или большой город? (На плане изображается только небольшой участок земной поверхности.) Что такое глобус? Почему глобус дает наиболее точное представление о внешнем виде нашей планеты?
Учитель обращает внимание, что на глобусе есть горизонтальные и вертикальные кривые линии. Горизонтальные линии называются параллелями, вертикальные – меридианами (названия линий не для запоминания). Учитель показывает на глобусе самую длинную горизонтальную линию – экватор – воображаемую окружность, которая делит земной шар на два равных полушария: южное и северное (показывает на глобусе). Длина окружности экватора примерно 40 тыс. км. Самая северная точка планеты – Северный полюс, самая южная – Южный полюс. Учащиеся рассуждают, какой полюс находится ближе к экватору (примерно на одинаковом расстоянии, так как экватор делит земной шар на два равных полушария). Кроме северного и южного полушария на глобусе выделяют западное и восточное полушарие. На запад от начального меридиана (на глобусе он показан более жирным цветом, проходит через Европу) находится западное полушарие, к востоку от него – восточное. Чтобы закрепить знания, учащиеся выполняют задание 5 в рабочей тетради на стр. 15 или вычерчивают схему в своей тетради; учитель заготавливает схему на доске:
Учитель рисует на схеме линию земной оси, которая находится под определенным углом. На схеме учитель отмечает самую северную точку и спрашивает школьников, как она называется. После этого делается соответствующая подпись на чертеже. Затем отмечается самая южная точка земли, учащиеся называют ее и подписывают ее. Учитель спрашивает, как называется воображаемая линия, которая расположена на одинаковом расстоянии от обоих полюсов? Учащиеся подписывают на своем рисунке экватор. На одинаковом расстоянии от экватора. В заключение подписывается Северное и Южное полушарие.
Но глобусом пользоваться не всегда удобно, поэтому придумали карту полушарий. Вывешивается карта полушарий. Учащиеся рассматривают карту полушарий и высказывают свое мнение, как ее получили. По какой линии нужно разделить глобус, чтобы получились две равные половинки – Западное и Восточное полушария? (По вертикальной линии, которая отмечена на глобусе жирным цветом. Именно она делит земной шар на два полушария). Чем похожа карта полушарий на глобус? (На карте полушарий изображена вся Земля, на ней используются такие же условные знаки, как и на глобусе.) Чем отличается карта полушарий от глобуса? ( глобус имеет шарообразную форму, это модель Земли; карта – изображение Земли на плоскости).
А затем школьники самостоятельно в микрогруппах выполняют практическую работу на стр. … учебника.
После самостоятельной работы учитель проверяет результаты ее. После карты полушарий дети знакомятся с физической картой Беларуси. Выясняется, чем эта карта отличается от карты полушарий (изображен только участок Земли – одна страна – Республика Беларусь).
Подведение итогов. Итоговая рефлексия (см. урок 2.)
Домашнее задание: Прочитать текст по теме. Составить вопросы к нему.
Тема: Что такое карта
Задачи:формировать представление о карте в процессе сравнения ее основных свойств с планом местности, учить школьников читать карту; содействовать развитию умения сравнивать, работать в микрогруппах, осуществлять самоконтроль и самооценку результатов своей работы; воспитывать чувство уважения и взаимопомощи друг к другу.
Оборудование:таблица «План местности», карта полушарий, физическая карта Беларуси, линейка.
Ход урока
Проверка знаний и умений. Вначале организуется контроль по методике «Опрос пятерых». Ученики делятся на микрогруппы. В каждой микрогруппе кто-то их сильных учащихся выполняет роль учителя. Он опрашивает членов своей микрогруппы по вопросам и заданиям ( вопросы задаются ученикам по очереди или отвечают желающие; ученик-учитель фиксирует на листочке, кто отвечал): Закончите предложение: Уменьшенная модель Земли – это … Почему глобус имеет шарообразную форму? Что такое Мировой океан? Покажите океаны на карте. Назовите и покажите на карте материки. На каком материке расположена Республика Беларусь? Какие материки омывает Атлантический океан? Тихий океан? Северный Ледовитый океан? Как называется самый крупный материк? Самый маленький? После работы в микрогруппах, учитель провести выборочный устный фронтальный опрос. Ученики, выполняющие роль учителя докладывают о результатах проверки знаний и умений в своих микрогруппах. Работа в микрогруппах может быть организована и по другому, по методике «Улучшить, повторить». Один подготовленный ученик отвечает на вопросы перед всеми членами микрогруппы для того, чтобы все смогли повторить и закрепить изученный материал. После работы в микрогруппах обязательно проводится индивидуальный устный или письменный контроль. Письменный контроль может осуществляться в тестовой форме (в форме открытого теста):
Модель земного шара – это …
Самая северная и самая южная точки Земли – это …
Самая большая окружность, которая делит земной шар на два полушария – это …
Единое водное пространство – это …
Самый большой океан – это …
Самый большой материк – это …
Материк, на котором расположена территория Беларуси – …
Тест проверяется на основе предложено учителем эталона путем самопроверки.
Изучение нового материала. Итак, делает вывод учитель, мы познакомились не только с глобусом, но и картой полушарий, картой Беларуси. Что же такое карта? Чем она похожа на план, чем отличается? Вначале дети пробуют ответить на вопрос, что же такое карта.
Физкультпауза«Сильные и ловкие»
Чтобы сильным стать и ловким,
Приступаем к тренировке.
Носом вдох, а выдох ртом.
Дышим глубже,
А потом шаг на месте, не спеша.
Чтобы выяснить признаки и свойства карты, организуется практическая работа по сравнению ее с планом (стр. … учебника). Результаты работы заносятся в таблицу (учащиеся в рабочей тетради, учитель на доске). В конечном виде таблица выглядит следующим образом:
Признаки сравнения | План | Карта |
1. Размеры территории земли | небольшой участок | большой участок или вся Земля |
2. Масштаб | крупнее | мельче |
3. Что изображено? | почти все предметы | только крупные |
4. Условные знаки (например, зеленый цвет) | растительность | формы поверхности |
5. Показ сторон горизонта | стрелка | особые линии |
Чтобы сравнить масштаб, учащиеся устанавливают масштаб физической карты Республики Беларуси (линейный масштаб записывается внизу карты). Масштаб плана и карты учитель записывает на доске, учащиеся сравнивают две записи (1 см – 200м; 1 см - 6 км), делают вывод, какой масштаб мельче, почему карта отличается более мелким масштабом. Далее дети рассуждают, можно ли на карте изобразить отдельные дома населенных пунктов, леса, пашни, почему. На основе рассуждений заполняется третий пункт таблицы. Затем школьники сравнивают условные знаки плана и карты и устанавливают: есть ли одинаковые условные знаки, (водные объекты, например, реки, озера голубым цветом); что означает зеленый цвет на плане и на карте? Учитель просит прочитать на карте, что написано на зеленом фоне внизу карты – например, Полесская низменность. Выясняется, что означает на карте коричневый цвет. Дети делают вывод, что зеленым и коричневым цветом показываются формы поверхности. (Причем, зеленым цветом показываются равнины и низменности, светло-коричневым или желтым – равнины-возвышенности, коричневым – горы.) Далее выясняется, как обозначаются населенные пункты на плане и карте (на плане видны даже отдельные дома, на карте населенные пункты обозначаются особыми кружочками, которые называются пунсонами). На основе работы делается вывод, что на карте используются свои условные знаки.
Далее обращается внимание учащихся на то, что на карте также можно определять стороны горизонта, расположение объектов относительно сторон горизонта и друг друга. Показывают направления сторон горизонта особые линии – параллели и меридианы. Меридианы показывают направления на север и юг, параллели на запад и восток. Получается, что в верхней части карты находится север. Далее школьники сами называют остальные стороны горизонта. По итогам работы заполняется последний пункт сравнения плана и карты.
Учитель показывает некоторые областные центры страны и просит определить, где они находятся относительно сторон горизонта, друг друга, например: В какой части нашей страны находится Брест? (На юго-западе) Какой город находится южнее Брест или Гомель? Какой город находится западнее: Брест или Гродно? Где по отношению к Бресту находится г. Минск? Витебск? И т.п.
Учитель просит посмотреть внимательно на таблицу и сделать вывод, чем карта похожа на план (карта вычерчивается в масштабе, условными знаками, на ней показываются стороны горизонта), чем она отличается (на карте показывается большой участок Земли или вся Земля, поэтому используется более мелкий масштаб, карта имеет свои особые условные знаки). На основе ранее усвоенных знаний, делается аналогичный вывод, что, значит, читать карту.
При наличии времени дети отвечают на вопросы под рубрикой «Порассуждай» (работают в парах, каждая пара обсуждает один из вопросов).
При подведении итогов работы выясняется, что нового дети узнали на уроке, чему научились. Чем карта похожа на план? Чем отличается?
Домашнее задание:прочитать текст, ответить на вопросы. Для желающих: нарисовать карту какой-нибудь фантастической страны (территории).
Тема: Звездное небо
Задачи: в процессе формирования представления о звездах как раскаленных газообразных телах содействовать осознанию учащимися удивительного разнообразия природы, ее бесконечности; продолжить формирование представления о Солнце, как ближайшей к Земле звезде, его роли для существования жизни; содействовать развитию творческих способностей школьников, дальнейшему развитию у них умений совместной работы.
Оборудование: таблицы «Созвездия Большой и Малой Медведицы», «Солнце», бумага, цветные карандаши или фломастеры, рисунки звезд для моделирования созвездий.
Ход урока
Проверка домашнего задания по методике «Опрос четверых» (см. предыдуший урок). Задания и вопросы для проверки: 1. Что такое карта? 2. Чем карта похожа на план? 3. Чем отличается масштаб карты от плана? Почему? 4. Чем условные знаки на карте отличаются от плана? 5. Что изображается на карте? Почему? 6. Как показываются на карте стороны горизонта на карте? 7. Что значит читать карту и план?
Изучение нового материала. Учитель просит прочитать и отгадать загадки на стр. … учебника. После разгадывания загадок формулируется тема урока, ученики знакомятся с задачами урока, его планом.
Обращается внимание еще раз на загадки: Почему звезды сравниваются с серебром? Почему они видны только ночью? Почему звезды невозможно сосчитать? На эти вопросы найдем ответы на уроке. Организуется чтение статьи на стр. … учебника. После чтения статьи отвечают на поставленные ранее вопросы, а также на вопросы после текста учебника.
Чтобы обратить особое внимание на созвездия Большой и Малой Медведицы, учитель моделирует эти созвездия на доске с помощью заготовленных рисунков звезд. Учащиеся на модели находят Полярную звезду и затем заменяют рисунок этой звезды на более яркий и крупный. Выясняется, для чего полезно знать, как находить Полярную звезду.
Физкультпауза«Солнышко»
Закройте глаза, потянитесь, вытяните руки вперед. Представьте, что на ладошках лежат маленькие солнышки. Через пальчики, как лучики солнышка, идет тепло по всей руке. Руки успокоились, отдыхают. Переключим внимание на ноги. Солнечные лучики согревают стопы, пальцы ног. Усталость проходит, мышцы отдыхают. Брюшное дыхание: представьте животик как шарик или мячик. На вдохе мячик слегка поднимается, на выдохе опускается. Дыхание успокаивается, становится плавным, равномерным. Улыбнитесь друг другу.
Затем учащиеся рассуждают над вопросом о том, что дает Земле Солнце. Что мы знаем о Солнце? Учитель обобщает ответы учеников, обращает внимание на то, что Солнце – звезда. Какой вывод из этого мы можем сделать о Солнце на основе того, что мы знаем о звездах (что Солнце – раскаленный газообразный шар). Почему Солнце значительно крупнее, чем остальные звезды? Свои ответы ученики сравнивают с текстом учебника (1 и 2 абзацы).
После этого организуется работа в парах или микрогруппах; ученики рассуждают над вопросом, что было бы, если бы Солнца не стало. После обсуждения результатов работы, в микрогруппах читается третий абзац текста (читает хорошо читающий ученик); на основе текста каждая группа готовит рисунок «Что дает Солнце нашей Земле?» или рисунок к стихотворению:
Солнышко красно!
Гори, гори ясно
В небе пташкой залети,
Нашу землю освети,
Чтоб садам и огородам,
Лесам, лугам
Зеленеть, цвести, расти!
Чтобы обеспечить работу всех, вначале в группе договариваются, какие детали будут на рисунке. Затем каждый ученик микрогруппы рисует свою часть рисунка. После выполнения рисунков, на общем листе бумаги собирают общий рисунок и приклеивают детали. В заключение урока осуществляется афиширование работ. Работу можно организовать несколько иначе. Каждая микрогруппа получает свое задание. Так, две группы рассуждает над вопросом, что было бы, если бы Солнце исчезло. Третья отвечает на вопросы под рубрикой «Порассудай». Ребята в четвертой группе (художники) готовят вышеназванный рисунок (каждый ученик может рисовать свой вариант).
Подведение итогов. Что нового узнали на уроке? Что больше всего понравилось? Как вы чувствовали себя на уроке? Как вы оцениваете работу своих товарищей на уроке?
Домашнее задание: прочитать текст, ответить на вопросы. Для желающих: составить вопросы к тексту или нарисовать рисунок «Чтобы Земля зеленела и цвела!» (если на уроке дети не рисовали).
Тема: Солнечная система. Земля – одна из планет Солнечной системы
Задачи:впроцессеформирования представления о Солнечной системе, о Земле как одной из планет Солнечной системе содействовать осознанию учащимися уникальности Земли, условий для существования жизни на ней; продолжить развитие умений совместной работы, самостоятельной работы с учебником.
Оборудование:рисунки планет для моделирования Солнечной системы,
Ход урока
Проверка знаний. Вначале полезно провести повторение изученного с помощью игры «Верно ли, что…»
Верно ли что:
– звезды светятся, потому что это раскаленные тела;
– звезды значительно меньше Земли;
– по Полярной звезде можно определить направление на север;
– Солнце – огромный, раскаленный газообразный шар;
– Солнце – источник тепла, света на Земле;
– без Солнца не было бы жизни на Земле;
– благодаря Солнцу образуются облака, из которых идет дождь или снег.
Устный опрос: Расскажите, что вы знаете о звездах. Расскажите, что вы знаете о Солнце.
Изучение нового материала можно организовать по методике «Обучение сверстников». При распределении заданий и образовании групп учитываются индивидуальные возможности учащихся. Первая группа с помощью заготовленных рисунков на основе учебника моделирует на доске Солнечную систему и отвечает на вопросы: Какое положение в Солнечной системе занимает Земля? Как называются ближайшие планеты-соседи Земли? Как называется самая близкая к Солнцу планета? Как называется самая удаленная от Солнца планета? Как называется самая крупная планета?
Вторая группа представляет (в форме драматизации) стихотворение с ошибкой: Мы тему урока давайте наметим:
Планеты у Солнца танцуют, как дети.
Меркурий заводит их хоровод,
Чуть дальше Венера
В пространстве плывет.
Встречаем мы Землю рядом с Луной,
И огненный Марс, что кружит за Землей.
За ними Сатурн – из всех великан,
И дальше Юпитер в кольцах видится нам,
Последние три едва различимы,
Малы, холодны, но их отличим мы:
Уран, и Нептун, и кроха Плутон.
Вот и прошли планетарный закон.
Ученики этой микрогруппы получают карточки с названием планет. В процессе чтения стихотворения, стоя перед классом, они последовательно поднимают карточки, а затем учитель просит остальных учеников найти и исправить ошибку в нем.
Третья группа, используя описание планет, исследует, может ли существовать жизнь на других планетах Солнечной системы, кроме Земли.
Содержание задания 3-й микрогруппе:
Определи по описанию, о каких планетах идет речь:
А. Это самая близкая к Солнцу небольшая планета (в 20 раз меньше Земли) получила название в честь бога торговли. На освещенной стороне этой планеты температура достигает +400 С, а на неосвещенной до – 50 С. ______________________
Б. Название ей дали в честь богини красоты. Ни одна планента, ни одна звезда не может с ней сравниться по силе блеска. Ее можно увидеть после заката Солнца на западной стороне или утром на востоке перед восходом Сонца. Размером почти такая, как Земля. У нее есть воздушная оболочка, но состоит преимущественно из углекислого газа. _____________________
В. Светится красным цветом, назван в честь бога войны. В два раза меньше Земли. На планете есть воздух, но очень разреженный. Температура днем в области экватора достигает до + 25 С, но ночью падает до – 100 С. _____________________
На основании описания сделайте вывод об условиях для жизни на этих планетах.
4-я группа выясняет, почему Земля – самая удобная планета для существования жизни. Кто-то из учащихся готовит представление стихотворения на стр. … учебника.
После выполнения заданий, организуется обсуждение результатов работы. При представлении работы второй микрогруппы, учитель просит всех учащихся класса найти ошибку в стихотворении.
Подведение итогов. Что узнали нового? Что больше всего понравилось? Почему? Как вы оцениваете работу в группах?
Домашнее задание: прочитать тексты по теме, ответить на вопросы к ним, подготовить небольшое сообщение о планете Земля. Задание по желанию: подготовить рисунок на тему «Земля – планета жизни».