Понятие, предмет и метод экологического права
Экологическое право – отрасль права в правовой системе Республики Беларусь. Место этой достаточно новой и постоянно развивающейся отрасли в системе права Беларуси обусловлено ее предметом, кругом регулируемых общественных отношений, а также особенностями присущего ей метода правового регулирования.
Предмет права составляют общественные отношения. Однако право не должно, да и не может регулировать все социальные связи: на каждом конкретном историческом этапе общественного развития должен быть достаточно точно определен предмет правового регулирования. Согласно утвердившемуся в теории права взгляду в предмет правового регулирования должны входить отношения, в которых находят отражение общесоциальные интересы, а также индивидуальные интересы членов общества. Речь идет о таких общественных отношениях, которые по своей природе могут поддаваться нормативно-организационному воздействию и в конкретно-исторических условиях нуждаются в правовой регламентации.
Поскольку реально существуют различные роды (виды) общественных отношений, их правовое упорядочение влечет формирование соответствующих отраслей права. Отрасль права — объективно сложившаяся внутри единой правовой системы обособленная группа правовых норм, регулирующих качественно однородные общественные отношения на основе определенных принципов и специфических методов. От характера и содержания общественных отношений, составляющих предмет правового регулирования той или иной отрасли права, зависят особенности, характер, способы и средства правового регулирования, этой отраслью используемые. Таким образом, отрасли права имеют относительную самостоятельность, устойчивость и автономность, которые основаны на круге регулируемых ими общественных отношений, т. е. на их предмете.
Правовой системе известны так называемые классические отрасли (административное, гражданское, уголовное право), отличительными признаками которых являются их предмет, качественно однородные общественные отношения и выработанный столетиями метод правового регулирования, под которым понимается совокупность юридических способов правового регулирования, используемых той или иной отраслью.
Однако по мере неизбежного усложнения общественных отношений возникают комплексные нормативные массивы – комплексные отрасли законодательства, представляющие собой системы норм, регулирующих комплекс разнородных, но взаимосвязанных между собой общественных отношений, объединенных определенной сферой (например, хозяйственное, аграрное, жилищное, экологическое право). Комплексные отрасли законодательства используют достижения, теоретический и нормативный правовой багаж, имеющийся в арсенале классических отраслей, при этом четко выделяясь в правовой системе своим предметом – сферой регулируемых ими общественных отношений.
Экологическое право — комплексная отрасль права. Круг регулируемых им общественных отношений очерчен сферой «окружающая среда». Выше было отмечено, что отношения, входящие в его предмет, имеют двойственный природоресурсный и природоохранный характер. В его предмет входят общественные отношения, которые, являясь экологическими по содержанию (возникают по поводу окружающей среды), по правовой форме могут быть отнесены к иным правовым отраслям:
конституционному праву (например, конституционные права граждан в области охраны окружающей среды), гражданскому праву (например, право собственности на природные ресурсы, а также иные частно-правовые формы их использования – аренда, сервитут, концессия; возмещение вреда, причиненного вредным воздействием на окружающую среду), финансовому (финансирование природоохранных мероприятий), налоговому (экологическое налогообложение), административному и уголовному (применение мер ответственности за нарушение экологического законодательства).
В силу комплексного характера экологического права метод эколого-правового регулирования состоит в сочетании властного (императивный метод) регулирования экологических отношений с определенной самостоятельностью субъектов при использовании природных ресурсов и охране окружающей среды (диспозитивный метод).
3. Система экологического права. Экологическое право как комплексная отрасль права: соотношение экологического права с другими отраслями права соотношение международного права окружающей среды с национальным экологическим правом.
Экологическое право развивается на основе научных взглядов на взаимодействие общества и природы и включает общую, особенную и специальную части. В общей части на основе эколого-правовой концепции изучаются: а) отдельные эколого-правовые институты (например, экологическая экспертиза; мониторинг окружающей среды); б) механизмы эколого-правового регулирования, при помощи которых обеспечивается необходимое качество окружающей среды (например, нормирование в области окружающей среды).
Особенная часть экологического права изучает:
а) правовое регулирование использования и охраны компонентов природной среды и природных объектов (природоресурсное право);
б) правовую охрану окружающей среды и обеспечение экологической безопасности при осуществлении экономической деятельности
Природоресурсная часть экологического права включает как подотрасли:
• земельное право – правовой режим использования и охраны земель;
• горное право – правовой режим использования и охраны недр;
• водное право – правовой режим использования и охраны вод;
• лесное право – правовой режим использования и охраны лесов;
• правовой режим охраны и использования животного мира;
• правовой режим охраны и использования растительного мира;
• правовая охрана атмосферного воздуха;
• правовая охрана озонового слоя.
1. Следует отметить особую связь экологического права с конституционным правом, которому принадлежит ведущая роль в системе нашего права и которое является основой существования всех отраслей права. В отдельных статьях Конституции закреплены основные начала и принципы экологического права.
Так ст. 34 гражданам Республики Беларусь гарантируется право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды.
В статье 44 сказано что, государство гарантирует каждому право собственности и содействует ее приобретению. Осуществление права собственности не должно противоречить общественной пользе и безопасности, наносить вреда окружающей среде, историко-культурным ценностям, ущемлять права и защищаемые законом интересы других лиц.
Статья 46 гарантирует каждому право на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права. Государство осуществляет контроль за рациональным использованием природных ресурсов в целях защиты и улучшения условий жизни, а также охраны и восстановления окружающей среды. А охрана природной среды является долгом каждого (ст. 55).
2. Связь с административным правом проявляется в том, что часто административно-правовые акты являются основанием возникновения, изменения или прекращения экологических отношений. Например, вынесение решения о предоставлении земельного участка органом местной администрации служит основанием для приобретения права собственности на земельным участок, возникновения права пожизненного наследуемого владения или пользования участком земли.
Связь экологического и административного права выражается в первую очередь в применении одинаковых методов регулирования - императивных. Но различия между этими отраслями выражаются в предметах их правового регулирования.
Предмет административного права - организация системы исполнительных органов государственной власти, в том числе и в сфере рационального использования и охраны земель. Административное право регулирует порядок деятельности этих органов, определяет их компетенцию по выполнению соответствующих функций управления, а экологическое право в отличие от административного закрепляет содержание деятельности исполнительных органов государственной власти по рациональному использованию и охране природных ресурсов, осуществлению соответствующих управленческих функций.
3. Закрепление в гражданском законодательстве понятия «недвижимость» и вовлечение земель в гражданский оборот вызвали проблему разграничения сфер правового регулирования экологического законодательства и гражданского законодательства.
Общую сферу правового регулирования экологического и гражданского законодательства составляют вопросы права собственности на землю и другие природные объекты, иных вещных прав на земельные участки, оборотоспособности отдельных природных объектов, в незначительной степени договоров с природными объектами и гражданско-правовой ответственности за нарушение экологического законодательства.
В основе разграничения предметов правового регулирования этих двух отраслей права лежит следующий принцип. Гражданское законодательство определяет общие положения, касающиеся регулирования сделок с природными объектами, вопросы применения гражданско-правовой ответственности, а в экологическом - отражается соответствующая специфика, обусловленная особенностями отдельных природных объектов (порядок возмещения ущерба, причиненного правомерными действиями; специфические методики определения размера ущерба, причинённого природному объекту).
4. Экологическое право теснейшим образом связано с земельным правом. Эта взаимосвязь определяется единством природы, ролью и значением земли как одного из важнейших компонентов окружающей среды.
Земельным правом регулируются отношения между исполнительными и распорядительными органами, с одной стороны, и гражданами и юридическими лицами, с другой стороны, по поводу предоставления им во владение и пользование земельных участков. А земля в свою очередь является одним из природных объектов.
5. Связь норм экологического права с нормами природоресурсового права, (горное, водное, лесное, фаунистическое право), заключается в том, что экологическое право определяет общие основы правового регулирования использования всех природных объектов и проблемы, которые носят комплексный характер (проблема загрязнения окружающей среды, утилизации токсичных веществ, создание особо охраняемых природных территорий и др.), а природоресурсовое право - затрагивает вопросы, касающиеся отдельных природных объектов (флоры, фауны и т.д.).
6. В уголовном праве содержатся отдельные составы преступления против экологической безопасности и природной среды и конкретные меры ответственности, применяемые к нарушителям (умышленные уничтожение либо повреждение особо охраняемых природных объектов, нарушение режима особо охраняемых природных территорий и объектов, нарушение требований экологической безопасности, прием в эксплуатацию экологически опасных объектов, непринятие мер по ликвидации последствий нарушений экологического законодательства, сокрытие либо умышленное искажение сведений о загрязнении окружающей среды и др.).