Поведение человека в критических и экстремальных ситуациях

Особо нужно остановиться на поведении человека в ситуациях, значительно отличающихся от обычных. К таким ситуациям относятся критические, которые, в свою очередь, могут вызываться экстремальными факторами.

К критическим ситуациям относят стресс, фрустрацию, конфликт и кризис.

Стресс — это состояние нервно-психического напряжения в трудной ситуации.

В состояние стресса попадают практически все люди: водитель автомобиля, когда его

«подрезают», врач, делающий сложную операцию, студент, сдающий экзамен и т. д.

Фрустрация — это также состояние нервно-психического напряжения, когда на

пути достижения очень мотивированной цели встают преграды или препятствия, как

материальные, так и идеальные или воображаемые. Например, ребенок находится в

состоянии фрустрации, когда родители из-за неимения денег или по другим причинам

не хотят купить ему игрушку; молодые люди, пожелавшие пожениться, когда на их

пути встал запрет родителей; рабочий, захотевший внедрить новую технологию, но

столкнувшийся с запретом мастера.

Конфликт — еще более сложная форма проявления критических ситуаций; он

всегда связан с противоборством разных тенденций, мнений, позиций, концепций и

т. п. Существуют межнациональные конфликты, религиозные, производственные,

экономические, межличностные, внутриличностные и т. д.

Наконец, кризис — это особое состояние, в которое попадает человек,

например: кризис болезни, кризис возраста, кризис, связанный с утратой близкого

человека, отрывом от семьи, перемещением в другое место, другую страну и т. п.

Все эти критические ситуации переживаются человеком достаточно

болезненно и по-разному проявляются на поведенческом уровне.

Индивидуальные способы поведения в критической ситуации многообразны и

определяются как самой ситуацией, так и характером человека, который в них

попадает. В то же время можно выделить некоторые общие способы поведения в

отмеченных ситуациях. К этим способам относятся следующие: импульсивность,

пассивность и активность.

При импульсивном способе реагирования человек бурно, эмоционально

переживает ту или иную критическую ситуацию, реагирует на нее неадекватно и, как

правило, терпит фиаско. Например, студент в стрессе во всем обвиняет

преподавателя, обсуждает событие с однокурсниками, но ему не приходит в голову

просто выучить материал, вынесенный на экзамен. Ребенок в состоянии фрустрации

начинает не просто капризничать, он бьется в истерике, отключается от внешнего

мира, требуя свою игрушку. Сотрудник учреждения, попавший в конфликтную

ситуацию, обвиняет во всем случившимся противоположную сторону, приписывая ей самые невероятные пороки. Человек, переживший утрату близкого человека, обвиняет во всем себя и прокручивает в голове бесчисленные варианты иного поведения, при котором близкий остался бы жив.

При пассивном способе, наоборот, человек как бы отключается, отстраняется от ситуации, впадает в эмоционально замороженное состояние. Студент, не сдавший экзамен, замыкается в себе, отказывается от общения с окружающими. Ребенок, которому не купили игрушку, уходит в подавленное состояние, отказывается от пищи, плохо спит, не реагирует на ближних. Сотрудник учреждения на конфликт реагирует вяло, стремится отказаться от всякой борьбы и сопротивления. Человек в кризисной ситуации, переживая потерю близкого, впадает в апатию и годами может не выходить из этого состояния.

Иное дело активный способ реагирования. Здесь поведение человека

характеризуется инициативой, поиском выхода из создавшегося положения,

стремлением преодолеть имеющиеся трудности, найти точку опоры в себе и в других.

Студент, не сдавший экзамен, начинает активно готовиться к переэкзаменовке и в

конечном итоге поражает преподавателя своими знаниями и эрудицией. Ребенок,

которому не купили игрушку, соглашается на более для родителей дешевый вариант.

Сотрудник учреждения ищет пути к сотрудничеству и компромиссу. Человек,

переживший потерю близкого, находит утешение в том, что, например, близкий ему

человек страдал долгой и мучительной болезнью, от которой он теперь избавился.

Нужно сказать, что именно активная форма реагирования дает человеку

возможность жить дальше, преодолевать трудности, не фиксироваться на

случившемся, определяет в конечном счете его оптимистическую и

жизнеутверждающую линию поведения.

Все сказанное применимо и к особой группе ситуаций, которые получили

название экстремальных. Сюда относятся стихийные бедствия: наводнения,

землетрясения, пожары, оползни и т. д., а также войны, кражи, разбойные нападения

и т. п. Все эти события вызывают очень сильный стресс, фрустрированные состояния,

кризисы, вводят в состояние озлобленности, агрессии, конфликта, что детерминирует

адаптивное или дезадаптивное поведение. Однако способы реагирования в таких

ситуациях по своим механизмам подобны описанным выше.

Либо следует бурное эмоциональное переживание с непредсказуемыми

последствиями, либо уход в себя, сопровождающийся апатией, либо стремление жить

дальше в изменившихся условиях, сопровождающееся желанием заново воссоздать

вокруг себя жизненную среду, построить новые отношения с миром с учетом

приобретенного негативного, а иногда и «страшного» опыта.

Важным является также вопрос, касающийся поведения человека в случае

стихийного бедствия. К стихийным бедствиям относятся снежные бури, наводнения,

смерчи, землетрясения, извержения вулканов, инфекционные и вирусные

заболевания, а также укусы ядовитых животных.

Если рассматривать стихийные бедствия только геофизического ряда, то к ним

относятся экстремальные геофизические явления, по своим размерам или

последствиям значительно превосходящие обыкновенные ожидания людей и

приносящие им большие страдания как нанесением серьезного материального ущерба

человеку, так и возможными потерями человеческих жизней.

Дж. Голд считает, что по сравнению с информацией о физических

характеристиках и масштабах стихийных бедствий сведения об особенностях

мыслительной деятельности людей и их реакции в таких случаях получить гораздо труднее.

Поведенческие реакции на стихийные бедствия включают в себя настолько сложный набор различных поступков, которые определяются параметрами личностного, социального и культурного характера, что эти реакции могут быть объяснены диаметрально противоположными способами.

Исследователи поведения людей в условиях стихийных бедствий находят четыре причины, усложняющие ситуацию:

Поведение человека в критических и экстремальных ситуациях - student2.ru Во-первых, в большинстве районов стихийные бедствия случаются сравнительно редко, поэтому они представляют собой событие, которое не вписывается в обычную повседневную жизнь. Кроме того, нерегулярность восприятия стихийного бедствия приводит к искаженной оценке происходящего. Поэтому опасность кажется очень отдаленной, а не реально существующей, готовой обрушиться в любой момент.

Поведение человека в критических и экстремальных ситуациях - student2.ru Во-вторых, человек имеет дело с проявлением природных сил, которые он не способен контролировать.

Поведение человека в критических и экстремальных ситуациях - student2.ru В-третьих, в случае стихийного бедствия часто необходимо менять образ жизни, место жизни, к чему люди, как правило, не готовы.

Поведение человека в критических и экстремальных ситуациях - student2.ru В-четвертых, в случае стихийного бедствия люди принимают не совсем адекватные решения, нежели в спокойной обстановке, на что влияет и весьма противоречивая информация о происходящем.

Дж. Голд считает, что формирование каждой из этих причин обусловлено действием четырех основных факторов.

Прежде всего, накопленный человеком опыт переживания стихийного бедствия очень сильно влияет на его оценку, на осознание последствий стихийного бедствия, а также на характер мероприятий, которые необходимо предпринять для борьбы с ним.

Чем реже происходит стихийное бедствие, тем быстрее стирается в памяти воспоминание о нем, а стало быть «сглаживается» в памяти тот стандарт, с которым человек сравнивает размах нового стихийного катаклизма. Следует также отметить, что на оценку последствий стихийного бедствия влияет твердость характера и наличие оптимизма у оценивающего лица.

Другим важным фактором, который еще мало изучен, являются личностные особенности реакции людей на стихийные бедствия.

Третий фактор — характер отношения людей к природе — в значительной

степени отражает влияние культуры, к которой они принадлежат. Здесь речь идет о

различных типах отношения человека к природе, о которых мы говорили раньше

достаточно подробно.

Четвертый фактор связан с характером привязанности человека к данному

месту. На земле существует немало мест, где периодически происходят стихийные

бедствия, однако люди продолжают жить на этих территориях, так как они являются

землями постоянной высокой притягательности вследствие колоссальной культурной

ценности этих мест, их громадной экономической выгоды и т. д.

Все эти факторы играют большую роль в определении характера

поведенческих реакций людей на стихийные бедствия. Для формирования той или

иной поведенческой реакции на индивидуально-личностном уровне необходимо,

чтобы размах стихийного бедствия превысил тот уровень, порог, выше которого, по

мнению данного человека, любые формы приспособления к стихийному бедствию

перестают иметь смысл. В этом случае человек начинает рассматривать и выбирать всевозможные альтернативы и останавливает свой выбор на наиболее подходящей. Если же такой возможности нет, то человек осуществляет повторную оценку возможных вариантов поведения или продолжает поиск каких-либо новых способов приспособления.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое уровни регуляции поведения человека? Какими они бывают?

2. Почему потребности человека определяют его активность?

3. Зачем человеку нужны механизмы адаптации к среде?

4. От чего зависит поведение человека в экстремальных ситуациях?

Рекомендуемая литература

1. Урсул А., Барлыбаев Х., Виноградова Е. Общая и социальная экология: Учебное пособие для студентов вузов. –М.: РАГС, 2008. -408с. Изд. 2-е, стереотип.

2. Воронков Н.А. Экология общая, социальная, прикладная:Учебник для вузов. -

М.: Агар, 2008. -432с. Изд. 3-е,, испр. и дополн.

3. Прохоров Б.Б. Социальная экология: Учебник для вузов. -М.: Академия, 2007.

Изд. 2-e, стереотипное. -416с.

4. Лазаревич Н.А. Биотехнологические проблемы современной социальной

экологии: Монография. -Минск, Белорусская наука, 2006. -212с.

5. Ситаров В.А., Пустовойтов В.В. Социальная экология: Учебное пособие. / Сер.

Высшее образование. -М.: Академия, 2000. -280с.

6. Горелов А.А. Социальная экология: Хрестоматия для студентов вузов. -М.:

Московский Лицей, 2002. -480с.

7. Голд Дж. Психология и география: Основы поведенческой географии. — -М.,

1990.

8. Дружинин В. Ф. Мотивация деятельности в чрезвычайных ситуациях. — -М.,

1996.

9. Лисичкин В. А., Шелепин Л. А, Боев Б. В Закат цивилизации или движение к ноосфере (экология с разных сторон). — М., 1997.

10. Реймерс Н. Ф. Экология (теории, законы, правила, принципы и гипотезы). — М., 1994.

11.Смирнов С. В., Мурашова Е. П. Организационное поведение. — М., 1997.

12.Штенбах X. Э. Влияние городской среды на поведение человека — СПб., 1997.

Наши рекомендации