Концепция государственной политики Республики Беларусь в области охраны окружающей среды
Концепция государственной политики Республики Беларусь в области охраны окружающей среды Утверждена Постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 06.09.1995 г.
Главным направлением государственной политики Республики Беларусь в области охраны окружающей среды является осуществление заложенного в Конституции права граждан на благоприятную для жизни окружающую среду, прав будущих поколений на пользование природно-ресурсным потенциалом, а также на компенсацию ущерба, нанесенного здоровью или имуществу в результате нарушения этих прав.
Обеспечение права граждан на безопасную окружающую среду определяется Конституцией Республики Беларусь, социально направленным законодательством по проблемам окружающей среды, основой которого является принятый в 1992 году Закон Республики Беларусь "Об охране окружающей среды" в сочетании с комплексом уже принятых и принимаемых законодательных актов в области охраны окружающей среды и принципов природопользования.
Основными принципами Концепции государственной политики в области охраны окружающей среды являются:
1) государственная собственность на все виды природных ресурсов, предусматривающая возможность передачи их в постоянное либо временное пользование отдельным юридическим и физическим лицам. Исключением является земля как особый вид природных и хозяйственных ресурсов, которая может находиться в государственной и частной собственности;
2) охрана окружающей среды, объектов живой и неживой природы на всей территории республики в сочетании с созданием системы особо охраняемых природных территорий, т.е. территорий, полностью либо частично выведенных из хозяйственного пользования в природоохранных целях;
3) законодательно обеспеченная, финансируемая из государственного бюджета система государственного контроля за состоянием окружающей среды, охраной и использованием природных ресурсов, качеством продуктов питания, безопасностью промышленной и сельскохозяйственной продукции для окружающей среды и здоровья населения;
4) государственная экологическая экспертиза проектируемых, строящихся и эксплуатирующихся хозяйственных объектов, подтвержденная экономической и правовой ответственностью за невыполнение ее требований или игнорирование ее проведения;
5) привлечение к делу охраны окружающей среды и контроля за ее состоянием населения, общественных организаций;
6) экономический механизм обеспечения охраны окружающей среды, включающий в себя:
- платность природопользования, предусматривающую плату за пользование всеми видами природных ресурсов, сбросы и выбросы в окружающую среду загрязняющих веществ и размещение отходов и позволяющую при этом в качестве исключения бесплатное пользование гражданами некоторыми видами дикорастущих растительных ресурсов (сбор грибов, ягод и т.д.);
- льготное кредитование и налогообложение природоохранной деятельности, строительства природоохранных объектов, включая льготное кредитование из внебюджетных фондов охраны природы;
- поддержку на государственном уровне предприятий и организаций всех форм собственности, занимающихся проблемами экономии природных ресурсов, энергосбережения, переработки и утилизации отходов производства и потребления;
7) система мер уголовной и административной ответственности за нарушение природоохранного законодательства при условии обязательного возмещения ущерба, нанесенного здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, за счет нарушителя;
8) участие в решении глобальных экологических проблем, в том числе:
- сохранении биоразнообразия;
- охране озонового слоя;
- предотвращении антропогенного изменения климата;
- охране лесов и лесовосстановлении;
- развитии и совершенствовании системы охраняемых природных территорий различного ранга и назначения;
- регламентации торговли редкими и находящимися на грани уничтожения видами животных и растений.
5. Совершенствование государственного управления в области охраны окружающей среды.
Совершенствование регулирования природопользования и охраны окружающей среды является неотъемлемой частью экологической политики государства, приоритетные направления которой на долгосрочную перспективу отражены в важнейших программных документах, таких как Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 гг.; Национальная стратегия внедрения комплексных природоохранных разрешений на 2009–2020 гг., Стратегия по сохранению и устойчивому использованию биологического разнообразия на 2011–2020 гг., Стратегия в области охраны окружающей среды Республики Беларусь на период до 2025 г. и др.
Перспективные направления реализации государственной политики в сфере охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов предполагают:
– обеспечение экологической безопасности;
– дальнейшее совершенствование системы нормирования и экономического стимулирования в области природопользования и охраны окружающей среды;
– принятие законодательных, нормативных правовых актов по рациональному природопользованию и охране окружающей среды, гармонизированных с международными стандартами;
– снижение уровня выбросов и сбросов загрязняющих веществ;
– повышение экологического потенциала лесных, земельных, водных ресурсов;
– рационализацию образования, переработку и захоронения отходов производства и потребления;
– совершенствование системы мониторинга окружающей среды и информационного обеспечения населения;
– повышение уровня охвата населения системой экологического просвещения, образования, подготовки кадров;
– снижение антропогенной нагрузки на природную среду до минимального уровня.
По каждому из этих направлений реализуются государственные, целевые, научно-технические, социально-экономические, экологические, отраслевые и региональные программы. Разработаны бизнес-планы предприятий и организаций, содержащие конкретные мероприятия по их практическому осуществлению.
Для сохранения положительных тенденций в состоянии окружающей среды, интеграции экологических требований во все сферы государственного управления Минприроды осуществляет координацию деятельности и разработку мер, направленных на проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности.
Необходимо отметить, что в Республике Беларусь в настоящее время реализуется ряд программных документов, в которых в значительной мере нашли отражение принципы экологической («зеленой») экономики, включающие пути решения поставленных задач, а также целевые показатели состояния окружающей среды. Для внедрения «зеленой» экономики необходимо:
– наличие эффективно действующего законодательства в областях охраны окружающей среды, энергосбережения и энергоэффективности, внедрение возобновляемых и альтернативных источников энергии, обращение с отходами и др.;
– увеличение инвестиций в «зеленую» инфраструктуру, в особенности в таких секторах как энергетика, обработка и удаление отходов, транспорт, сельское хозяйство и др.;
– решение проблем изменения климата, охраны озонового слоя, комплексного управления водными ресурсами и др.;
– поддержка исследований и инноваций;
– разработка и распространение экологически чистых технологий, наращивание потенциала и привлечение дополнительных финансовых ресурсов;
– внедрение системы мер по укреплению технологического потенциала национальной экономики, позволяющих обеспечить ее функционирование на экологических «зеленых» принципах;
– образование и профессиональная подготовка, которые являются ключевыми элементами развития человеческого потенциала для «озеленения» экономики.
Государственная политика в сфере использования и охраны водных ресурсов направлена на обеспечение потребностей экономики страны и населения в воде нормативного качества и в необходимых объемах, уменьшение загрязнения поверхностных и подземных вод, снижение негативных последствий наводнений и засух, расширение использования водных объектов для рекреационных целей.
Минприроды в 2011 г. разработана и утверждена Водная стратегия Республики Беларусь на период до 2020 г. В ней определены основные проблемы и задачи в области использования и охраны вод, которые необходимо решать с учетом особенностей предстоящего этапа социально-экономического развития страны.
В рамках реализации Национальной стратегии внедрения комплексных природоохранных разрешений на 2009–2020 гг. осуществляется внедрение комплексных природоохранных разрешений как неотъемлемого элемента системы государственного регулирования вредного воздействия на окружающую среду в целях упрощения административных процедур, стимулирования внедрения наилучших доступных технических методов для комплексного предотвращения и контроля загрязнения окружающей среды.
Предполагается внедрение дифференцированного подхода и применение упрощенных процедур учета воздействий на окружающую среду и выдачи разрешительных документов для малых, средних и микропредприятий.
В 2011 г. обеспечена переработка инвестиционного законодательства в части концессий на разработку недр и создана соответствующая нормативно-правовая база для обеспечения максимально привлекательных условий для инвестирования. Основные условия реализации инвестиционных проектов – обеспечение соблюдения национальных интересов в экологической сфере, применения современных технологий и методов добычи, разведки и эксплуатации месторождений полезных ископаемых, сопровождение проектов комплексными адекватными мерами по снижению и предупреждению угроз и потенциальных рисков, связанных с образованием крупнотоннажных отходов производства, загрязнением, оседанием земель, засолением почв.
Проводятся мероприятия по реформированию геологоразведочной отрасли и совершенствованию системы пользования недрами, включая техническое переоснащение для выхода на новые глубины бурения порядка 5000–6000 метров.
Для развития международного сотрудничества по выполнению совместных геологоразведочных работ и их научному обеспечению достигнуты договоренности с научными геологическими организациями Российской Федерации, Литвы, Украины, Ирана, Польши.
На ближайшую перспективу в целях обеспечения рационального использования природных ресурсов планируется:
– существенная переработка водного законодательства в части сокращения издержек на водоснабжение, создание условий по инвестированию в водоочистку;
– адекватное мощностям по централизованному водоснабжению наращивание мощностей по централизованному водоотведению и очистке сточных вод в агрогородках;
– разработка системы мер по контролю за предотвращением деградации мелиорированных сельскохозяйственных земель, восстановлением нарушенных земель при производстве сельскохозяйственных работ;
– совершенствование подходов к планированию проведения лесоустройства;
– обеспечение проведения межхозяйственного охотоустройства, оптимизации охотничьих угодий, разработка дополнительных механизмов по эффективному использованию продукции охоты;
– совершенствование методических подходов по определению объемов изъятия дикорастущих растений.
Не менее важной государственной задачей, является внедрение технологий переработки отходов, позволяющих производить тепловую энергию, получать биогаз и компост, создание системы сбора твердых коммунальных отходов, предусматривающую их обязательную и полную сортировку в населенных пунктах, а также организацию приема вторичных материальных ресурсов всеми торговыми организациями в сельской местности.
Актуален вопрос о расширении применения норм об экологической ответственности по устранению экологического ущерба в виде реализации восстановительных мер (таких как восстановление, реабилитация или замещение поврежденных природных ресурсов или услуг).
Республика Беларусь открыта всестороннему международному сотрудничеству, перспективные направления развития будут определяться проведением согласованной политики в области охраны окружающей среды в условиях активизации интеграционных процессов в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства, реализации приоритетных направлений развития ЕврАзЭС.
Осуществляемая в Республике Беларусь экологическая политика позволяет не только сдерживать негативное воздействие хозяйственной деятельности на природную среду, но и обеспечить улучшение экологической ситуации в стране, способствует повышению эффективности использования природных ресурсов в интересах экономического роста и улучшения условий жизни населения.