Участие Республики Беларусь в международном экологическом сотрудничестве
Реализация конституционного права наших граждан на благоприятную окружающую среду сегодня уже невозможна без международного экологического сотрудничества, поэтому Беларусь является активной его участницей. В развитии международного сотрудничества на многосторонней основе особое внимание в нашей республике уделяется обеспечению выполнения международных конвенций и подписанных к ним протоколов, разработке национальных механизмов их реализации, а также активизации сотрудничества: с органами управления конвенциями.
Республикой Беларусь подписаны следующие основные конвенции и протоколы в области охраны окружающей среды:
Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния — 17 ноября 1979 г.;
Протокол о сокращении выбросов серы и их трансграничных потоков по меньшей мере на 30 % к Конвенции 1979 г. о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния — 13 июля 1985 г.;
Протокол об ограничении выбросов оксидов азота или их трансграничных потоков к Конвенции 1979 г. о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния — 4 ноября 1988 г.;
Венская конвенция об охране озонового слоя — 22 марта, 1985 г.;
Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой — 16 сентября 1987 г.;
Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте — 25 февраля 1991 г.;
Рамочная Конвенция ООН об изменении климата — 9 мая 1992 г.;
Конвенция ООН о биологическом разнообразии — 5 июня 1992 г.;
Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения — 3 марта 1993 г.
В рамках конвенций разработан ряд проектов (в частности, проект программы "Охрана атмосферного воздуха" с учетом выполнения Беларусью международных обязательств, установлены критические нагрузки на экосистемы Республики Беларусь под влиянием техногенного фактора, осуществлена работа по оценке эмиссионных факторов по тяжелым металлам и др.), предпринят комплекс мер по регламентации перемещения озоноразрушающих веществ (ОРВ) через государственную границу, сокращению производства и потребления ОРВ, создан банк данных об их импортерах и потребителях ОРВ в республике и т.д. Благодаря этим мероприятиям выбросы оксидов азота снижены на территории Беларуси до уровня 1987 г., а потребление озоноразрушающих веществ за последние годы сократилось в 4 раза.
В контексте реализации Конвенции о сохранении биоразнообразия планеты Беларусь стала полноправным участником процесса создания Общеевропейской экологической сети территориальной охраны природы (EECONET), основной целью которой является сохранение пространственных и функциональных связей между природными экосистемами соседних стран. Большинство европейских государств обязались спланировать и создать такую сеть к 2010 г. Основными функциями экосети являются предотвращение увеличения фрагментарности экосистем, выявление наиболее важных (ключевых) с точки зрения сохранения биоразнообразия территорий в отдельных европейских странах и обеспечение их охраны в рамках единой функционально и территориально связанной системы (путем создания в дальнейшем трансграничных охраняемых природных территорий). Идея создания EECONET оценивается специалистами как одна из лучших современных макрорегиональных инициатив.
Являясь одним из учредителей ООН, Республика Беларусь на постоянной основе поддерживает контакты с межправительственными организациями ООН: ЮНЕП, ЮНЕСКО, Всемирной метеорологической организацией (ВМО), ВОЗ, ЕЭК по проблемам окружающей среды и водным ресурсам, Международной справочной системой источников информации по окружающей среде (ИНФОТЕРРА), ОЭСР и др.
Расширяется взаимодействие Беларуси с такими крупными международными организациями, как Совет Европы, МАГАТЭ, Межгосударственный экологический совет (МЭС), Программа ТАСИС Европейского сообщества, Всемирный банк, Евробанк, а также органами, созданными для имплементации (имплементация ( от лат. impleo - исполняю) - осуществление, выполнение государством международных правовых норм, международных природоохранных конвенций и протоколов к ним и др.)
В последние годы активизировалось сотрудничество природоохранных органов Беларуси с Программой развития ООН (ПРООН) в нашей республике, в рамках которой реализуются проекты по устойчивому развитию на областном, районном уровнях и межсекторные программы устойчивого развития. Подготовлены и изданы материалы Международной конференции по устойчивому развитию стран с переходной экономикой, которая состоялась в Минске в 1997 г.
За приверженность нашей страны идеям экоразвития и активную природоохранную позицию на 52-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН (июнь 1997 г.) Республика Беларусь была избрана в Управляющий совет Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) на четырехлетний период (начиная с 1998 г.).
В республике продолжается работа по реализации разработанного целевой группой ЕЭК ООН проекта "Мониторинг и оценка качества вод бассейна реки Западный Буг", выполняемого совместно с Польшей и Украиной.
В области охраны окружающей среды у Беларуси много общих с другими странами СНГ проблем, оставшихся в наследство от Советского Союза, и в первую очередь — последствия катастрофы на ЧАЭС. Поэтому одним из первых документов, принятых в рамках СНГ после образования Содружества, явилось Соглашение о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей природной среды, подписанное 8 февраля 1992 г. в Москве представителями 10 из 11 стран СНГ (Украина присутствовала в качестве наблюдателя).
Для практической реализации договоренностей, вытекающих из Соглашения, в июле 1992 г. в Минске на заседании руководителей природоохранных ведомств стран СНГ был подписан Протокол о создании и полномочиях Межгосударственного экологического совета (МЭС). В качестве постоянного рабочего органа МЭС был учрежден Секретариат совета со штаб-квартирой в Минске.
Задачами МЭС являются:
♦ осуществление координации и проведение согласованной политики в области охраны окружающей среды;
♦ проведение совместных экологических экспертиз проектов;
♦ оказание содействия в разрешении экологических споров между членами МЭС;
♦ ведение межгосударственной Красной книги;
♦ определение условий и порядка участия сторон в выполнении обязательств, вытекающих из ранее принятых Советским Союзом соглашений в области охраны окружающей среды.
За период существования МЭС был принят ряд соглашений в области охраны окружающей среды:
Соглашение об охране и использовании мигрирующих видов птиц и млекопитающих и мест их обитания от 9 сентября 1994 г.;
Соглашение о книге редких, находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений — Красной книге СНГ от 23 июня 1995 г.;
Соглашение о контроле за трансграничной перевозкой опасных и других отходов от 12 апреля 1996 г.;
Соглашение об информационном сотрудничестве в области экологии и охраны окружающей природной среды от 6 июня 1997 г.;
Соглашение о принципах взаимодействия в области рационального использования и охраны трансграничных водных объектов от 6 июня 1997г.
Беларусь развивает и двустороннее сотрудничество в области охраны природы, прежде всего со странами СНГ, а также с другими сопредельными государствами и потенциальными инвесторами (Германией, Швейцарией, Швецией и др.). Подписаны и реализуются межправительственные соглашения с Латвией, Российской Федерацией, Украиной, а также межведомственные (между природоохранными ведомствами) — с Польшей, Данией, Молдовой, Литвой, Болгарией, Словакией.
В рамках двустороннего сотрудничества регулярно проводятся встречи и совещания представителей природоохранных структур Беларуси и стран-соседей, приняты планы экологического сотрудничества, созданы специальные комиссии по сотрудничеству в приоритетных направлениях охраны природы. Так, учрежденная в 1998 г. Белорусско-Латвийская комиссия основное внимание в своей работе уделяет подготовке межправительственного соглашения по охране и использованию бассейна р. Западной Двины/Даугавы.
Одним из главных направлений в сотрудничестве с Российской Федерацией является взаимодействие природоохранных органов приграничных территорий (Витебской, Могилевской, Гомельской, Брянской, Смоленской, Псковской областей). Продолжается работа природоохранных ведомств по унификации экологических норм и стандартов. С этой целью проведен семинар на тему "Сближение законодательной и нормативно-методической базы управления качеством окружающей среды в России и Беларуси". Осуществляются совместные меры по оздоровлению и охране трансграничных рек Днепра и Западной Двины. Главным направлением взаимодействия Беларуси с Польшей в природоохранной сфере является охрана вод р. Западного Буга и его притоков, унификация действий по сохранению биоразнообразия Беловежской пущи и др.
В рамках подписанного в 1994 г. Договора о сотрудничестве в области охраны окружающей среды между Республикой Беларусь и Данией развернута работа по таким приоритетным направлениям, как охрана водных ресурсов и обработка сточных вод, переработка опасных отходов и др. В частности, совместно с Датским агентством по охране окружающей среды осуществляются проекты, связанные с охраной воды и атмосферного воздуха бассейнов основных рек, впадающих в Балтийское море (Западной Двины, Немана, Западного Буга). Завершены годичные этапы работы по двум проектам, финансируемым Датским правительством: "Обследование и утилизация старых, накопленных пестицидов в Республике Беларусь" и "Получение энергии из радиоактивной биомассы и лесной подстилки в Республике Беларусь".
И это лишь малая толика примеров международного природоохранного сотрудничества нашей страны.
Экологическая деятельность Республики Беларусь находит активную поддержку международных финансовых институтов. Так, из общей суммы займов (171,2 млн. дол.), выделенных Беларуси Всемирным банком (ВБ) за годы сотрудничества, четвертая часть была направлена на нужды, так или иначе связанные с экологией (заем на развитие лесного хозяйства, кредитный аванс на подготовку проекта энергосбережения на объектах социальной сферы). Еще 14 млн. дол. составила грантовая поддержка со стороны ВБ экопроектов Беларуси. Половина этой суммы пошла на реализацию проекта по прекращению применения озоноразрушающих веществ путем технического переоснащения предприятий; 1 млн. дол. — на проект сохранения биоразнообразия лесов Беловежской пущи и Березинского заповедника; значительные суммы — на разработку проекта модернизации системы городского водоснабжения и проекта по созданию противопаводковой инфраструктуры в пойме р. Припяти. Однако условием дальнейшего кредитования экологической сферы республики ВБ определил серьезные изменения макроэкономической ситуации в Беларуси. Во всяком случае, перспективы дальнейшего экологического сотрудничества изучаются обеими сторонами. И среди них такие направления, как внедрение экономических инструментов в природоохранную деятельность, проблемы переработки промышленных отходов, введение налогов на товары, загрязняющие окружающую среду (ПЭТ-бутылки, аккумуляторы, асбест и т.п.), управление водными ресурсами и др.
Активное участие Беларуси в процессе международного экологического сотрудничества дает надежду на то, что наше возвращение на общемировые пути социально-экономического развития будет способствовать выходу из экологического кризиса совместно с другими странами. Для этого существуют реальные предпосылки. Беларусь имеет определенный материально-технический и интеллектуальный потенциал для совершенствования технологий в целях экологизации хозяйственной деятельности, поскольку очевидно, что спасение биосферы планеты — в повсеместном переходе на передовые мало- и безотходные технологии. Однако для быстрейшего распространения самых прогрессивных экотехнологий целесообразно использовать опыт стран с высокоразвитой экономикой, тем более что "Повестка дня на XXI век" предусматривает передачу таких технологий развитыми странами мира другим государствам. Но для практической реализации этой меры необходима разработка соответствующей нормативно-правовой базы в рамках международного экологического сотрудничества.
Оглавление
ПРЕДИСЛОВИЕ.. 3
Раздел 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ И ЭКОНОМИКИ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ.. 5
Глава 1. ПРЕДМЕТ, МЕТОДОЛОГИЯ И ЗАДАЧИ КУРСА "ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ И ЭКОНОМИКА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ". 5
1.1. Природопользование как объект изучения курса. 5
1.2. Понятие об экологии как науке и общенаучном подходе к решению проблем взаимодействия природы и общества. 7
1.3. "Основы экологии и экономика природопользования" как межотраслевая учебная дисциплина. Предмет и методология курса. 8
1.4. Функции и задачи эколого-экономических исследований и учебного курса "Основы экологии и экономика природопользования". 13
Глава 2. ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ЭКОЛОГИИ.. 15
2.1. Краткий исторический очерк возникновения и развития экологии. 15
2.2. Основные понятия экологии. 18
2.3. Учение В.И.Вернадского о биосфере. Характеристика биосферы.. 25
2.4. Основные законы и принципы экологии. 30
Глава 3. ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБЩЕСТВА И ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ... 34
3.1. Диалектика взаимоотношений человека и природы в процессе развития производительных сил.. 34
3.2. Закономерности и принципы природопользования. 39
3.3. Усиление антропогенных воздействий и их последствия. 44
Глава 4. ПРИРОДНЫЕ УСЛОВИЯ И РЕСУРСЫ КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.. 48
4.1. Экономическая сущность понятий "природные условия и ресурсы". Классификация природных ресурсов. 48
4.2. Роль природных условий и ресурсов в развитии и размещении производительных сил. 51
Глава 5. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ.. 53
5.1. Сущность, функции, задачи экономической оценки природных ресурсов. 53
5.2. Теоретические основы и методы определения экономической оценки природных ресурсов. 56
Раздел 2 ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ... 63
Глава 6. ЭКОЛОГИЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА ВОЗДУШНОГО БАССЕЙНА.. 63
6.1. Атмосфера, ее состав. 63
6.2. Основные источники и виды загрязнения воздушного бассейна. 64
6.3. Последствия загрязнения атмосферы.. 69
6.4. Регламентация качества и контроль за состоянием воздушного бассейна. 71
6.5. Основные направления охраны атмосферы.. 73
6.6. Регулирование состояния воздушной среды.. 75
Глава 7. ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ.. 78
7.1. Эколого-экономическое значение водных ресурсов. 78
7.2. Водные ресурсы Республики Беларусь и их оценка. 80
7.3. Основные направления использования водных ресурсов. 82
7.4. Загрязнение водоемов в связи с их использованием.. 85
7.5. Оценка состояния и нормирование качества воды.. 89
7.6. Основные направления охраны и рационального использования водных ресурсов. 91
7.7. Правовое и экономическое регулирование охраны вод и рационального водопользования. 94
Глава 8. ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ.. 98
8.1. Земля как средство производства и пространственный базис развития общества. 98
8.2. Плодородие земли. Неблагоприятные последствия использования земельных ресурсов 101
8.3. Учет и оценка земель. 111
8.4. Нормативно-правовое и экономическое регулирование рационального землепользования. 113
Глава 9. ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ЛЕСНЫХ И ДРУГИХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ.. 116
9.1. Эколого-экономическое значение лесных и других биологических ресурсов. 116
9.2. Растительность Беларуси. 119
9.3. Особенности лесопользования и лесовоспроизводства. 121
9.4. Охрана и защита лесов. 124
9.5. Экономическое стимулирование и нормативно-правовое регулирование рационального лесопользования. 127
Глава 10. РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И ОХРАНА РЕСУРСОВ НЕДР.. 128
10.1. Роль минеральных ресурсов в воспроизводственном процессе. 128
10.2. Общая характеристика и классификация полезных. 129
ископаемых. 129
10.3. Оценка полезных ископаемых Республики Беларусь. 132
10.4. Основные пути рационального использования и охраны недр. 135
Раздел 3 ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ МЕХАНИЗМ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ.. 138
Глава 11. ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ МЕХАНИЗМ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ.. 138
Глава 12. СИСТЕМА ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ.. 141
12.1. Формирование системы эколого-экономического прогнозирования и планирования.. 141
12.2. Документы эколого-экономического прогнозирования и планирования, разрабатываемые по периодам времени. 143
12.3. Территориальное и отраслевое прогнозирование и планирование. 145
Глава 13. УПРАВЛЕНИЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕМ И ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ... 148
13.1. Управление природопользованием: сущность, методы, функции. 148
13.2. Административное управление природопользованием.. 148
13.3. Особенности управления природопользованием на переходном к рынку этапе. 152
13.4. Организационные структуры управления. 154
Глава 14. НАБЛЮДЕНИЕ, УЧЕТ И КОНТРОЛЬ В ОБЛАСТИ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО НОРМИРОВАНИЯ.. 163
14.1. Сущность и задачи мониторинга окружающей среды.. 163
14.2. Организация системы наблюдения за состоянием окружающей среды в Беларуси. 164
14.3. Учет и анализ природопользования и охраны окружающей среды.. 169
14.4. Основы экологического нормирования. 171
14.5. Экологический аудит. 175
14.6. Государственная экологическая экспертиза и контроль. 177
Глава 15. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РАЦИОНАЛЬНОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ.. 179
15.1. Экономический механизм природопользования — совокупность форм и методов экономического стимулирования рационального природопользования. 179
15.2. Система платного природопользования в Беларуси и ее эффективность. 183
15.3. Зарубежный опыт экономического стимулирования природоохранной деятельности и рационального использования природных ресурсов. 189
15.4. Совершенствование производственных и макроэкономических показателей с учетом экологических требований. 194
Глава 16. ФИНАНСИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ... 197
16.1. Формирование системы финансирования природоохранных мероприятий. 197
16.2. Основные источники и виды финансирования природоохранной сферы. Целевые фонды охраны природы.. 199
16.3. Новые подходы к финансированию природоохранной деятельности. Проблемы и перспективы развития финансовой системы в сфере природопользования. 205
16.4. Экологическое страхование: виды, формы, проблемы развития. 207
Раздел 4 ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СФЕРЫ И НОВЫЕ СТРАТЕГИИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ... 213
Глава 17. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОЦЕНКИ УЩЕРБА ОТ АНТРОПОГЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПРИРОДНУЮ СРЕДУ.. 213
17.1. Экономический ущерб от загрязнения и истощения природной среды.. 213
17.2. Социальный и совокупный экономический ущербы от загрязнения природной среды. Методика определения экономического ущерба. 216
17.3. Опыт оценки экономического ущерба от загрязнения окружающей среды Республики Беларусь. 221
Глава 18. ПРИРОДООХРАННЫЕ ЗАТРАТЫ И ИХ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ 229
18.1. Анализ природоохранных затрат. 229
18.2. Проблема "интернализации" экстернальных экологических издержек. 233
18.3. Инвестирование природоохранной деятельности. 236
Глава 19. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИРОДООХРАННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ.. 241
19.1. Экономическая эффективность природоохранных затрат: сущность, показатели, методика определения. 241
19.2. Особенности определения социальной эффективности природоохранных мероприятий 244
Глава 20. СТРАТЕГИЯ УСТОЙЧИВОГО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА.. 247
20.1. Экологические приоритеты и цели в новых экономических условиях. 247
20.3. Формирование рыночных институтов экологической сферы.. 258
Раздел 5 ГЛОБАЛЬНЫЕ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 271
Глава 21. ГЛОБАЛЬНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.. 271
Глава 22. РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СТРАН СНГ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ.. 282
Глава 23. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.. 288
Глава 24. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 297
24.1. Формирование системы международного экологического сотрудничества. 297
24.2. Экологическая деятельность ООН и других международных организаций. 301
24.3. Участие Республики Беларусь в международном экологическом сотрудничестве. 306
Учебное издание
ШимоваОльга Сергеевна
СоколовскийНиколай Корнеевич
Основы экологии