Ответственность за нарушение земельного законодательства
Основанием применения мер юридической ответственности является земельное правонарушение. Земельным правонарушением признается виновное противоправное деяние, посягающее на земельный правопорядок и нарушающее нормы земельного законодательства.
Состав земельного правонарушения включает:
объект – родовым объектом земельного правонарушения является земельный правопорядок, объектом конкретных правонарушений выступают отдельные виды отношений по использованию и охране земель;
субъекты земельных правонарушений могут быть юридические и физические лица, в том числе должностные лица. Ответственность за земельные правонарушения несут как субъекты, обладающие правами на землю (землевладельцы, землепользователи и собственники земли), так и лица, не состоявшие в земельных правоотношениях, но допустившие нарушения правил использования и охраны земель;
объективная сторона земельного правонарушения заключается в противоправном поведении, которое может быть совершено как в виде активных действий, так и в виде бездействия;
субъективная сторона земельного правонарушения характеризуется наличием вины в форме умысла или неосторожности.
В зависимости от объекта земельных правонарушений можно выделить несколько видов таких правонарушений:
• посягающие на порядок владения землей (самовольный занятие земельного участка, совершение сделок с земельными участками, не предусмотренных законодательством);
• посягающие на порядок надлежащего использования земель (использование земельных участков не по целевому назначению, не использование земельных участков в течение определенных сроков, несвоевременный возврат временно занимаемых земель и др.);
• посягающие на порядок охраны земель и связанные с нарушением экологических требований в процессе эксплуатации земель.
В зависимости от характера, степени общественной опасности и применяемых санкций земельные правонарушения можно разграничить по отраслевому признаку на:
дисциплинарные
или административные проступки,
уголовные преступления,
гражданско-правовые нарушения.
Административная ответственность наступает за целый ряд земельных правонарушений, отнесенных к категории правонарушений против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования:
• нарушение порядка использования земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению – ст. 15.6 КоАП;
• нарушение порядка использования земли и требований по ее охране – ст. 15.10 КоАП;
• порча земель – ст. 15.11 КоАП;
• самовольное отступление от схем или проектов землеустройства – ст. 15.12 КоАП и др.
Уголовная ответственность наступает за следующие правонарушения, имеющие большую общественную опасность и отнесенные к преступлениям:
• деяния, посягающие на отношения по рациональному использованию и охране земель. УК предусматривает ряд составов, объединенных общим понятием «порча земель» (ст. 269 УК), которые относятся к преступлениям против экологической безопасности и природной среды. Объектом порчи земель являются земельные отношения по рациональному использованию и охране земель.
• Ст. 386 УК предусматривает уголовную ответственность за самовольное занятие земельного участка, которое отнесено к преступлениям против порядка управления.
Гражданско-правовая ответственность состоит в применении мер имущественного характера за земельные правонарушения. Вред возмещается в полном объеме в соответствии с общими правилами гражданского законодательства (ст. 933 ГК). Размер ущерба, причиненного загрязнением земель химическими веществами, деградацией и нарушением земель определяется в соответствии с Временной методикой, утвержденной Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.
В качестве земельно-правовых мер воздействия рассматриваются специальные санкции, которые применяются к правонарушителям в порядке, установленном земельным законодательством. Земельно-правовые меры воздействия могут применяться наряду с другими видами ответственности (уголовной, административной, гражданской) или в качестве самостоятельного способа воздействия на нарушителей.
Земельно-правовые санкции направлены на восстановление земельного правопорядка путем определения судьбы земельного участка, по отношению к которому были совершены противоправные деяния. Они не касаются личности или имущества правонарушителя. Однако, в случае причинения вреда земельному участку, таковой должен быть возмещен в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. В качестве земельно-правовых мер воздействия действующее земельное законодательство Республики Беларусь предусматривает возврат самовольно занятых земельных участков (ст. 72 КоЗ) и принудительное изъятие земельных участков (прекращение прав на землю) за нарушение правил использования и охраны земель (ст. 60, 62 КоЗ).