Методика расчета цены туристского продукта

В туризме работают свободные цены, устанавливаемые производителями по согласованию с потребителями продукции (товаров, услуг) и применя­емые при расчетах с ними.

Свободные цены на продукцию (товары, услуги) формируются с учетом себестоимости их производства, прибыли, всех видов налогов, уплачиваемых из себестоимости, выручки и прибыли, обязательных неналоговых платежей, установленных законодательством, а также исходя из качества потреби­тельских свойств товара (услуги) и конъюнктуры рынка.

В зависимости от типов туризма цена может формироваться на турист­ский продукт (турпакет), услугу, потребляемые как внутри страны (внутрен­ний туризм), так и за ее пределами (международный туризм). Порядок и при­нципы расчета, а также структура цены в обоих случаях одинаковы. Разница состоит лишь в наличии или отсутствии некоторых элементов и уровне при­были, закладываемой в калькуляцию.

Процесс формирования цены происходит в два этапа:

внесение в приказ об учетной политике туристского предприятия воп­росов, касающихся нормативно-правовой базы, особенностей состава затрат, метода распределения общехозяйственных расходов, уровня рентабельности, системы применяемых скидок и др.;

расчет нормы накладных расходов, включаемых в себестоимость; опре­деление стоимости 1 часа услуг специалистов (организатор, экскурсовод, руководитель группы); расчет нормы времени на организацию и оказание ту­ристской услуги. Все нормы времени определяются комиссией, созданной на предприятии.

Турфирмы, как правило, стараются заклю­чить контракт с крупными туроператорами, имеющими солидный имидж и широкий выбор предложения к сотрудничеству, туры которых хорошо отра­ботаны, а комиссионные, предлагаемые ими, достигают 10—12 % от стоимос­ти каждого проданного тура.

В контракте оговариваются общие принципы формирования цены, т.е. что именно входит в цену обслуживания, скидки и надбавки на сезон/несе­зон, будние и праздничные дни, на детей, школьников, студентов, количество бесплатных мест на группу и др.

Цена обычно указывается за туродень (по количеству ночевок) из расчета на одного человека. Конкретные цены на туры и обслуживание указываются в приложении и согласовываются в текущей переписке.

Общая тенденция в туризме — формировать минимальную стоимость стандартного пакета, а все возможное вносить в дополнительно оплачивае­мые услуги. Практика показывает, что турист, экономящий деньги при по­купке стандартного тура, на отдыхе тратит значительно большие суммы.

Структура цены турпродукта выглядит следующим образом:

материальные затраты;

расходы на оплату труда;

налоги;

амортизационные отчисления;

прочие расходы, в том числе аренда офиса, административно-управлен­ческие расходы;

прибыль;

обязательные налоговые платежи;

цена турпакета партнера.
Итого: отпускная цена.

Рассмотрим структуру цены по элементам.

1. Материальные затраты турфирмы зависят от конкретной про­граммы тура. В нее могут входить: стоимость переезда, трансфер, затраты, связанные с оформлением документов для выезда туристов за границу (госпошлина, страховка, ваучер, экологический сбор и др.), экскурсионное обслуживание, питание.

2. Расходы на оплату труда. Поданной статье отражается часть суммы
заработной платы работников производственного персонала.

3. Налоги включают суммы обязательных отчислений, производимых от
суммы затрат по статье "Расходы на оплату труда".

4. Амортизационные отчисления. Амортизация основных средств и
нематериальных активов начисляется по нормам амортизационных отчисле­ний на их полное восстановление, утвержденным правительством и пред­приятием.

5. Прочие затраты состоят из сумм, предоставленных на оплату счетами,
утвержденных ставок и норм расходов по видам операций; административ­но-управленческих расходов; арендных платежей, оговоренных договором.

6. Прибыль, закладываемая в цену туристского продукта. Эта статья —
основной источник дохода турфирмы. Здесь должны учитываться и инфля­ционные процессы, чреватые потерями, и комиссионные турагенту или турпосреднику.

7. Налоги, сборы и отчисления в бюджет, внебюджетные фонды. Туристские фирмы в обязательном порядке производят отчисления налогов по
перечню и ставкам, утверждаемым законодательством (НДС и др.).

После получения итоговой цены предприятия в калькуляцию могут включаться услуги сторонних организаций (питание, проживание, транспор­тное обслуживание и др.) в том случае, если предприятие использует их услу­ги в соответствии с договором.

8. Цена турпакета партнера. Это конкретная цена, оговоренная контрактом и уточненная протоколом согласования, перепиской.

Часть затрат в перечисленных статьях имеет валютное выражение, дру­гая часть представлена в рублевом выражении. Все эти расходы сводятся по действующему валютному курсу к общей цене тура в иностранной валюте (доллар США, евро). Она же объявляется в рекламных или других информа­ционно-справочных материалах с оговоркой, что оплата производится туристами в рублях по курсу, установленному на день платежа.

Наши рекомендации