Портовые самоходные нефтесборщики
Портовые самоходные нефтесборщики относятся к судам технического обеспечения, эксплуатирующиеся в портовых акваториях и обеспечивающие сбор любых видов нефтепродуктов. Суда этого типа получили широкое распространение. Обычно, это многофункциональные суда, универсальность конструкции которых обеспечивает разнообразность их применения, как в прибрежных водах, так и в портах, и на внутренних водных путях. В настоящее время в России эксплуатируется более 200 судов данного типа.
Судно технического обеспечения решает комплекс следующих задач:
– сбора нефтепродуктов на акватории порта,
– транспортировка и постановка плавучих боновых заграждений,
– выполнение работ по ликвидации разливов локального и муниципального значения,
– прием с судов и транспортировка к местам переработки льяльных вод и мусора,
– погрузка и транспортировка различных грузов общей массой до 5 т.
Суда данного типа отличает возможность обеспечения непрерывности процесса сбора нефти при маневрировании, включая задний ход. На большинстве судов имеется возможность подтягивания плавающих нефтепродуктов к приемному органу. Данное свойство позволяет качественнее осуществлять очистку в труднодоступных местах.
Объемы собранных нефтепродуктов на судах данного типа составляют от 20 м3 до 200 м3. Производительность нефтесборного оборудования находится в диапазоне от 20 м3/час до 100 м3/час. Нефтесборное оборудование выполняется стационарным и располагается в корпусе судна.
На судах данного типа устанавливается следующее специальное оборудование:
– кран-балка для выполнения погрузо-разгрузочных операций, приема на судно и выдачи на берег контейнеров с мусором;
– бортовые створки, которые кроме обеспечения герметичности закрытия приемных вырезов в бортах, направляют нефтепродукты с поверхности воды к устройству для сбора;
– боновое ограждение, используемое при работе судна по сбору нефтепродуктов с поверхности воды;
– нефтесборное оборудование.
Основными типами нефтесборного оборудования, применяемыми на портовых самоходных нефтесборщиках, являются устройства порогового типа (аналогично крупным судам нефтесборщикам), устройства с ленточным транспортером и щёточные устройства.
Операции, выполняемые во время сбора нефтепродуктов на ограниченной акватории порта и при аварийных разливах нефтепродуктов:
– очистка свободной поверхности акватории порта либо ликвидация аварийного разлива нефти. Может выполняться одним нефтесборщиком, а так же совместно с вспомогательными судами и боновыми заграждениями (рис. 2.8).
– сбор нефтепродуктов, локализованных боновыми заграждениями. Выполняется одним нефтесборщиком при стационарно установленных боновых заграждениях (рис. 2.9);
– сбор нефтепродуктов в углах причала. Выполняется средствами самого нефтесборщика (рис. 2.10);
– очистка загрязненной полосы между судном и причалом (рис. 2.11).
Рис.2.8. Сбор нефтепродуктов в акватории порта
Рис.2.9. сбор нефтепродуктов, локализованных боновыми заграждениями
Рис.2.10. Сбор нефтепродуктов в углах причала
Рис.2.11. Очистка загрязненной полосы между судном и причалом
Определение водоизмещения портовых самоходных
нефтесборщиков
Для расчета водоизмещения портовых нефтесборщиков может быть использовано следующее уравнение
Величина чистого дедвейта DW0, входящая в состав уравнения, определяется по выражению
DW0 = Ргр + Рэк + Рпр + Рв + Рф . |
Масса груза Ргр является суммой нескольких слагаемых. Грузоподьемность судов данного типа складывается из массы собранного нефтепродукта или массы льяльных вод либо сточных вод принимаемых с других судов, массы боновых заграждений, мусора принимаемого с судов, и прочих грузов.
Примером наиболее часто встречаемого типа судов данного назначения является судно нефтесборщик пр. 17501 (рис. 2.12). Это закрытое стальное судно водоизмещающего типа, гладкопалубное, с надстройкой расположенной в носу. Корпус разделен четырьмя поперечными переборками на пять водонепроницаемых отсеков. У судна двухвальная дизельная энергетическая установка и водометные движители.
На судне предусматривается размещение экипажа в количестве четырех человек. Для размещения экипажа на судне выделяется двухместная каюта, оборудованная местом для разогрева пищи. При выходе на нефтесборные работы предусматривается прием на борт аварийной партии в количестве двух человек.
а) |
б) |
в) |
Рис. 2.12. Общий вид нефтесборщика проекта 17501:
а – боковой вид; б – план трюма; в – план верхней палубы
При работе по сбору нефтепродуктов с поверхности воды они вместе с водой поступают в корпус через приемные прорези находящиеся по бортам судна, и попадают в приемные емкости, в которых расположены щеточные нефтесборные устройства. С их помощью нефтепродукт отделяется от воды и перекачивается в сборную цистерну.
На судне предусматривается возможность приема, перевозка и выдачи льяльных вод с других судов. Транспортировка загрязненных судовых вод осуществляется в цистерне льяльных вод. Выдача из цистерны собранной нефти и льяльных вод на береговые сооружения или суда-сборщики производится отдельным, расположенным в насосном отделении, нефтеперекачивающим насосом через патрубок выдачи.
На судне установлены следующие устройства специального назначения:
– кран-балка, предназначена для проведения погрузо-разгрузочных операций, приема на судно и выдачи на берег контейнеров с мусором устанавливаемый в районе грузового трюма. Грузоподъемность крана составляет 0,78 т при вылете 4,7 м.
– бортовые лацпорты с гидроприводом. Размеры лацпортов составляют около 1,0 м ´ 1,5 м.
– жесткие боновые заграждения, рассчитанные на работу на волнении около 0,5 м. Боны предназначены для использования в открытых и закрытых акваториях, портах, а также для постоянной установки в гаванях и на нефтяных терминалах.
– щеточное устройство для сбора нефтепродуктов всех типов, включая эмульгированные и застывшие, на любых акваториях при следующих условиях: температура воздуха –5°С ± 50°С, температура воды 0°С ± 30°С. Производительность щеточного устройства при нефтесборных работах составляет около 20 м3/час.
Дноочистительные суда
Дноочистительные суда, предназначенные для подъема подводных объектов, их погрузки на суда и сдачи на берег. Дноочистительные суда выполняются самоходными или несамоходными [6], могут быть оборудованы водолазной станцией, электросварочным агрегатом, кранами с грейферным оборудованием, лебедками.
Оборудование снарядов может быть разделено на два вида:
основное грузоподъемное оборудование, характерное для каждого типа судна (краны, лебедки, тралы и др.);
вспомогательное такелажное снаряжение (канаты, цепи, гаки, захватные приспособления и др.).
На реках нередко используются гидравлические краны-манипуляторы – они хорошо подходят для очистки малых рек и водоемов в прибрежной зоне от крупногабаритных предметов в условиях, труднодоступных для применения традиционной береговой техники, а также для работ на прибрежных объектах. С помощью плавкранов возможно производить дноочистительные работы в условиях отдаленности от населенных пунктов и других труднодоступных мест акваторий рек и озер.
Несамоходные дноочистительные суда составляют 60% общего количества судов этого назначения, работающих на внутренних водных путях.
Они оборудуются деррик-краном с неполноповоротной стрелой грузоподъемностью 10 т, тралом, водолазным снаряжением. Рабочие перемещения осуществляются с помощью папильонажных лебедок. Управление, как краном, так и папильонажными лебедками централизованное из рубки. В качестве примера, на рис. 2.13, приведен общий вид наиболее распространенного специализированного несамоходного снаряда пр. № 11770.
Длина корпуса судна расчетная 23,45 м и габаритная 24,12 м; ширина соответственно 8,5 м и 8,6м. Высота борта равна 1,6 м, габаритная высота (от днища до верхней кромки крана) 7,6 м. Доковая масса снаряда – 74,15 т. Силовая установка состоит из двух дизель-генераторов ДГ-25/1-2 мощностью по 25 кВт и аккумуляторных батарей.
Вспомогательными механизмами на снарядах являются три электрифицированных и два ручных насоса и эжектор.
Снаряды не имеют специального якорного устройства, оно совмещено с папильонажными, становыми якорями и оперативными лебедками снарядов.
Примером самоходных дноочистительных судов является речной самоходный снаряд с краном грузоподъемностью 10 т проекта № 306К, и озерный самоходный снаряд с двумя кранами грузоподъемностью 10 и 20 т проекта № 612 (рис. 2.14).
Судно проекта № 612 оборудовано полноповоротным автокраном в корме и консольным (также полноповоротным) краном в носовой части судна, тралом и водолазным снаряжением. Основное назначение снаряда заключается в уборке подводных препятствий на судовых ходах, подъеме затонувших мелких судов, расстановке и снятии плавучих знаков навигационного ограждения судовых ходов в весенний и осенний периоды. Снаряд имеет автономность плавания до 10 суток; скорость движения 13 км/ч.
Конструктивная длина корпуса равна 28 м, габаритная – 31,2, ширина конструктивная – 9 и габаритная 9,81, высота от днища до верхней кромки несъемных частей – 7,95 м.
Доковая масса снаряда – 177 т. В корпусе находятся 12 кают, камбуз, умывальная, душевая, прачечная, туалет, сушилка, помещение для водолазов, судовая и провизионная кладовые.
Судовая силовая установка состоит из двух главных и одного вспомогательного дизель-генераторов и двух групп аккумуляторных батарей.
Гребная установка на снаряде выполнена в виде водометного движителя с подводным выбросом струи. Приводом установки является электродвигатель мощностью 125 кВт. При движении снаряда питание гребного электродвигателя от двух дизель-генераторов, работающих параллельно.
Из вспомогательных механизмов имеются четыре электрифицированных насоса: пожарный, осушительный, санитарный и топливный, а также два ручных.
Гидравлические плавучие краны-манипуляторы применяют для для очистки малых рек и водоемов в прибрежной зоне глубиной до 2 м от крупногабаритных предметов (автомобильных покрышек, поваленных деревьев, отслуживших предметов быта и др.) в условиях труднодоступных для применения традиционной береговой техники, например, при застроенных или заросших берегах (рис. 2.15).
Рис. 2.15. Гидравлический плавучий кран–манипулятор
Плавучий кран-манипулятор также может производить извлечение небольших объемов грунта. Эксплуатация плавучего крана-манипулятора допускается в интервале температур наружного воздуха от минус 5°С до плюс 35°С. Во время работы плавучий кран-манипулятор обслуживается тремя членами экипажа. При необходимости могут привлекаться дополнительные рабочие и береговая техника. Транспортирование плавучего крана-манипулятора может производиться автомобильным, железнодорожным и другими видами транспорта. В табл. 2.2 приведены технические характеристики крана-манипулятора пр. 867, а его общий вид дан на рис. 2.16.
Рис. 2.16. Плавучий кран-манипулятор пр. 867
Таблица 2.2