Назовите основные факторы-ограничители беспредельного роста численности

A. Для растений.

Б. Для микроорганизмов.

B. Для животных.

99. Из предложенного списка составьте пары организмов, между которыми в природе могут образовываться трофиче­ские (пищевые) связи (названия организмов можно использо­вать только один раз).

Цапля, ива, тля, амеба, заяц-русак, муравей, водные бакте­рии, кабан, лягушка, смородина, росянка, муравьиный лев, комар, тигр.

100. Какой ученый обосновал учение о биоценозах? Выбери­те правильный ответ:

а) В. Иогансен; в) Ч. Эльтон;

б) К. Мебиус; г) К. Тимирязев.

101. Расположите предлагаемые виды животных в порядке увеличения их плодовитости:

шимпанзе, свинья, собака, обыкновенная щука, озерная лягушка.

Объясните, почему самки одних видов приносят за один раз 1—2 детенышей, а других - несколько сотен тысяч.

102. В каждом из предложенных примеров выберите тот фак­тор, который можно считать ограничивающим, т. е. не позво­ляющим организмам существовать в предлагаемых условиях:

А. Для растений в океане на глубине 6000 м:

вода; температура; углекислый газ; соленость воды; свет.

Б. Для растений в пустыне летом:

температура; свет; вода.

В. Для скворца зимой в подмосковном лесу:

температура; пища; кислород; влажность воздуха; свет.

Г. Для речной обыкновенной щуки в Черном море:

температура; свет; пища; соленость воды; кислород.

Д. Для кабана зимой в северной тайге:

температура; свет; кислород; влажность воздуха; высота

снежного покрова.

103. Почему еще в августе, когда достаточно и тепла, и вла­ги, у многих листопадных деревьев появляются желтые листья?

104. Выберите правильное определение закона ограничиваю­щего фактора:

а) оптимальное значение фактора наиболее важно для орга­низма;

б) из всех факторов, действующих на организм, наиболее важен тот, значение которого больше всего отклоняется от оптимального;

в) из всех факторов, действующих на организм, наиболее важен тот, значение которого меньше всего отклоняется от оптимального.

105. Три основных способа приспособления (адаптации) орга­низмов к неблагоприятным условиям среды: подчинение, со­противление и избегание этих условий. Заполните таблицу, описав преимущества и недостатки каждого из этих способов.

Способ адаптации Преимущества Недостатки
Подчинение    
Сопротивление    
Избегание    

106. Известно, что на соснах кормится множество насеко­мых —пилильщиков, долгоносиков, короедов, усачей и др. Почему вредители в основном обитают на больных деревьях и обходят стороной здоровые, молодые сосны?

107. Уровень содержания кислорода в воде является одним из важнейших факторов в жизни рыб. Назовите дополнитель­ные приспособления, которые имеют некоторые виды рыб, по­зволяющие им обитать в воде при недостатке кислорода.

108. Из приведенного списка факторов выберите те, которыеспособствуют росту численности популяций: обилие пищи, болезни, обилие паразитов, отсутствие хищников, обилие конкурентов, низкая плотность населения, высокая плотность насе­ления, нехватка территории, неблагоприятные климатические условия, избыток территории, благоприятные условия жизни.

109. Выберите четыре необходимых компонента экосистемы: бактерии, животные, консументы, грибы, климат, редуцен­ты, растения, биогенные вещества, продуценты, вода.

110. Какой абиотический фактор определяет вертикальную структуру биоценозов?Поясните свой ответ.

111. Назовите способ выживания (избегание, подчинение или сопротивление) при взаимодействии организмов с окружаю­щей средой в следующих примерах:

а) осенние перелеты птиц с северных мест гнездования в юж­ные регионы зимовок;

б) зимняя спячка бурых медведей;

в) активная жизнь полярных сов зимой при температуре -40 °С;

г) переход в состояние спор бактерий при понижении тем­пературы;

д) нагревание тела верблюда днем на жаре с 37 до 41 °С и остывание его ночью до 37 °С;

е) нахождение человека в бане при температуре 100 °С, при этом его внутренняя температура остается прежней — 36,6 °С;

ж) переживание кактусами в пустыне жары 80 °С;

з) переживание рябчиками сильных морозов в толще снега.

112. Укажите термин, которым называется территория, занимаемая видом:

а) участок;

б) пространство;

в) площадь;

г) круг;

д)ареал;

е) зона.

113. Объясните, почему млекопитающие — обитатели холод­ных ре гионов и вод имеют значительный запас подкожного жира.

114. Закончите определение. Биоценоз — это совокупность организмов:

а) одного вида, обитающих на определенной территории;

б) разных видов, совместно живущих и связанных друг с другом;

в) одного вида, обитающих на разнородных участках аре­ала;

г) обитающих в одной биогеографической области.

115. Если смешать воду, песок, неорганические и органиче­ские удобрения, будет ли эта смесь почвой? Объясните ответ.

116. Прошел дождь. Из-за тучи вышло яркое жаркое солнце. Ответьте, на какой территории через пять часов содержание почвенной влаги будет больше (тип почвы одинаков):

а) на свежевспаханном поле;

б) на спелом пшеничном поле

в) на невыпасном лугу;

г) на выпасном лугу.

117. Для каждой пары конкурирующих организмов подбери­те ресурс, за который они могут с наибольшей вероятностью конкурировать.

Пары организмов: ландыш - сосна, полевая мышь - обыкновенная полевка, волк- лисица,

окунь- щука, канюк- сова-неясыть, барсук - лисица, рожь - василек синий, саксаул - верблюжья колючка, шмель — пчела.

Ресурс: нора, нектар, семена пшеницы, вода, зайцы, свет, мелкая

плотва, ионы калия, мелкие грызуны.

118. Объясните, почему овраги чаще формируются в нелесных природных зонах: степях, полупустынях, пустынях. Какая че­ловеческая деятельность приводит к формированию оврагов?

Закончите определение.

Экосистема — это:

а) совокупность организмов и неорганических компонентов на определенной территории, в которой поддерживается круговорот веществ;

б) совокупность организмов разных видов, взаимосвязан­ных между собой, обитающих на определенной территории;

в) совокупность популяций разных видов, обитающих на определенной территории;

г) совокупность организмов, обитающих на определенной территории, и неорганических компонентов.

Наши рекомендации